Дмитрий Кромский: «5G – новая реальность»

Многие эксперты в начале года говорили, что появление в России коммерческого 5G – дело нескольких месяцев. Но пока мы этого не дождались. Директор макрорегиона «Сибирь» Tele2 ДМИТРИЙ КРОМСКИЙ в интервью «Континенту Сибирь» рассказал о том, что мешает развитию сетей пятого поколения и можно ли их чем-то заменить, выгодно ли операторам избавляться от вышек и салонов связи и о том, чем больше всего гордится Tele2 по итогам года.

За год абонент повзрослел на два

— Подводя итоги года: насколько изменилась абонентская база Tele2 и ее основные потребности? Выделяется ли чем-то Сибирь на общем фоне – или, может, отдельные сибирские регионы?

— Нельзя сказать, что среди регионов присутствия Tele2 есть какие-то «особые» места, где пользователи ведут себя иначе, чем во всех других. Общие тенденции одни и те же – как в Сибири, так и вне ее. Везде отмечается один и тот же основной тренд: доля «тяжелого» контента растет и большинство других изменений связаны именно с этим. Только в Новосибирске суммарный трафик с начала года вырос на 45%. Основной прирост пришелся на сети 4G, которые «прибавили» сразу 70%, 3G уже давно держится на одном и том же уровне. И сейчас можно констатировать, что сеть 3G преимущественно обеспечивает потребности клиентов в голосовом трафике, а передача данных ушла в 4G. Это связано и с приоритизацией сетей – нам выгоднее пропускать трафик в сети 4G, потому что таким образом мы можем в одной и той же полосе частот предоставить более качественный сервис большему количеству клиентов.

Если смотреть по числу абонентов, то у нас по разным регионам либо стабильность, либо рост. В Кемеровской и Омской области мы уже давно первые по количеству клиентов в этих регионах и сейчас защищаем свою базу. В крупных городах – Красноярске, Новосибирске – мы неплохо растем, в Томской области продолжаем – опять же, по нашим оценкам – удерживать первое место. В целом по макрорегиону мы заканчиваем год с плюсом. Как и по стране: в начале года абонентская база Tele2 составила 42,3 млн абонентов. Сейчас их больше. Отмечу, что мы не учитываем клиентов MVNO, которые работают на сети Tele2 – сейчас их уже больше 2,6 млн. Еще одно интересное наблюдение последнего года – взросление аудитории пользователей 4G. С конца 2018 года средний возраст абонента Tele2 вырос на два года. В первую очередь благодаря группе 55+, которые в этом году активно обновляли смартфоны.

Дмитрий Кромский
Фото: Докукин Михаил

— До сих пор белым пятном на карте «черного» оператора оставался Горный Алтай. Есть ли у вас в планах запуск сети там?

Мы предоставляем услуги связи нашим клиентам в Горном Алтае на базе сетей наших партнеров. При этом абонент продолжает пользоваться тарифом Tele2 по ценам «родного» региона без каких-либо доплат. Пока это решение нас устраивает больше, чем запуск собственной сети, хотя мы и рассматриваем и другие варианты.

— Как меняются тренды потребления мобильного интернета: что вы наблюдаете в поведении своих абонентов, к каким изменениям готовиться рынку, чтобы угодить потребителю?

Тренды последние два-три года остаются все теми же: рост потребления мобильного интернета, причем иногда кратный. Это видно и потому, что предлагает нам мобильный ретейл: за год доля устройств, поддерживающих 4G, выросла на 15%. Можно с уверенностью сказать, что вы вряд ли найдете на полке магазина мобильный гаджет, не поддерживающий этот стандарт. К тому же сейчас мы, фактически, подошли к тому моменту, когда «старый» телефон, отданный ребенку или родителям – тоже поддерживает сеть четвертого поколения.

ТЕЛЕ2Единственный вариант того, чему пока не нужна сеть нового поколения – это устройства M2M, которым не очень нужна скорость, но очень нужна широкая зона покрытия. Но эта разница сейчас почти исчезла: с 2018 года мы активно инвестируем средства в улучшение качества покрытия, поставив перед собой глобальную задачу – провести покрытие 4G везде в Сибири, где у нас есть голосовая связь. И на сегодня мы этот процесс уже завершили или почти завершили. Первым сибирским регионом, в котором все наши базовые станции получили модули 4G, стал Алтайский край – и мы уже видим, как абоненты на это реагируют. Среди жителей малых городов с населением от 10 до 50 тыс. человек рост числа data-пользователей т был в несколько раз быстрее, чем в среднем по округу.

— Как это повлияло на качество связи и какими средствами этого удалось достичь?

В начале 2019 года мы делали прогноз относительно того, как изменится число data-пользователей сети. И, если честно, мы ожидали несколько меньшего роста. Многие аналитики отмечают серьезный рост тех, кто пользуется интернетом только через сети мобильной связи – по данным Omnibus GFK, сегодня их число составляет почти 30 млн человек. Поэтому мы стремимся развивать сети мобильного интернета быстрее, чем растут реальные потребности наших клиентов.

ТЕЛЕ2Что касается средств достижения – можно вспомнить такой прием, как «шестеризация», установка шести антенн базовых станций на мачту вместо трех. Таким образом каждая антенна обслуживает вдвое меньший сектор и улучшает мощность сигнала. Это решение мы давно и успешно применяли на сетях 3G. С начала года более чем на 40 базовых станциях 4G только в Новосибирске реализована технология MIMO 4X4. Это обеспечило прирост скорости передачи данных на одного абонента более чем на 60%. В наиболее трафиковых точках непрерывная полоса частот для LTE была расширена с 5 до 15 МГц. Это позволило увеличить максимально достижимую скорость передачи данных в два раза. Также наши технические специалисты разместили на 70 базовых станциях оборудование стандарта LTE, работающее на частотах 1800 и 800 МГц, а также обеспечили возможность агрегации диапазонов. В телефонах это отображается как значок 4G+  или LTE-A в строке состояния. На деле – это рост пиковой скорости для пользователя и – как следствие – более качественная услуга. 4G тем и хорош, что предполагает большое количество технологических решений для увеличения скорости и емкости.

Бизнес, «цифра» и смартфон – три кита рынка мобильной связи

Бизнес, «цифра» и смартфон – три кита рынка мобильной связи

В «войне безлимитов» проигрывают все

— Получается, что голос уже не нужен? Дождемся ли мы дня, когда голосовая связь и SMS исчезнут из тарифов – тем более, что они у Tele2 зачастую меньше, чем у других операторов?

Пакет минут формируется с учетом того, что внутрисетевые звонки в сети Tele2 в любом случае бесплатные – у некоторых других операторов они так же расходуются из пакета, как и все другие. Поэтому с изменением тарифной сетки мы не увеличиваем минуты – на них нет спроса, в отличие от гигабайтов. Пять лет назад, когда мы запускали 3G, были тарифы с 500 мегабайтами в месяц, а сейчас они начинаются с 10 гигабайт и многим этого не хватает. То же можно сказать и про SMS – большая часть информации, которая раньше передавалась через этот сервис, ушла либо в мессенджеры, либо в push-уведомления. О спросе на минуты и SMS говорят еще и предварительные итоги работы нашей «Биржи Tele2», где любой пользователь может продать минуты и гигабайты другому. Те, кто не любит пакетные тарифы, чаще всего думают, что их заставят покупать что-то «в нагрузку», то, что им не нужно. «Биржа», выросшая из сервиса обмена гигабайтами, позволит это исправить и дает свободу распоряжаться своим тарифом по своему усмотрению. И сейчас мы видим, что голос практически никто не продает и не покупает. Больше всего продают интернет-трафика, SMS-пакеты пусть редко, но встречаются, а голоса достаточно мало.

Директор макрорегиона «Сибирь» Tele2 ДМИТРИЙ КРОМСКИЙ

Дмитрий Кромский: «Капитальных затрат в тарифах нет и не будет»

— Сколько сейчас трафика потребляет средний абонент – в том числе те, кто подключает воскресшие безлимитные тарифы?

«Безлимитчики» в среднем потребляют от 35 до 40 гигабайтов в месяц – то есть чуть больше среднестатистического пользователя 4G. Конечно, есть и те, кто скачивает по сотне гигабайтов или даже больше. Но это, скорее, исключение из правила. Главная причина покупки «безлимита», на мой взгляд, может быть сформулирована как «чтобы точно хватило». О реальной потребности далеко не всегда задумываются.

— Какие у оператора могут быть заградительные меры для тех, кто сам меры не знает?

Такая мера одна – умеренно высокая стоимость тарифа. Например, в нашей линейке это 450 рублей в месяц. Пакет на 40 гигабайт, которого хватает большинству «безлимитчиков», обошелся бы намного дешевле. Как показывает практика, «освоить» такой объем данных за месяц сложно: если полностью отказаться от проводного интернета и Wi-Fi, выходит не больше 40 гигабайт за месяц.

— Насколько сильное влияние на рост трафика в сети оказывают безлимитные тарифы?

Каждый раз, когда операторы начинают «войну безлимитов», за этим обычно следует экспоненциальный рост трафика в сети. Но с точки зрения выручки, абонентской базы – такие войны никто не выигрывает. Капитальные затраты растут, прибыль топчется на месте.

4+ и 5 – все упирается в частоты

— В начале 2019 года многие участники телеком-рынка говорили «мы в этом году увидим сеть пятого поколения». Но, к сожалению, не увидели. Зато появилась LTEAdvanced – можно ли это назвать заменой 5G? Или это просто «LTE с маркетингом»?

ТЕЛЕ2Нельзя сказать, что LTE-Advanced – качественный скачок в беспроводной связи, но и «простым маркетинговым ходом» его тоже не стоит называть. Первая бросающаяся в глаза разница между 4G и 4G+ – это, конечно, скорость. Обычный LTE работает в заранее заданной полосе частот, шириной от 5 МГц. При переходе на LTE-A этот диапазон увеличивается в разы. Также он может быть «разнесен» на разные диапазоны. И пользователь в итоге получит более качественную услугу. Но называть это «компенсацией за 5G» нельзя – это просто органическое развитие технологии, которое очень давно известно и используется более-менее успешно в зависимости от наличия частот и их загруженности всеми операторами. Запуски LTE-A мы начали в мае этого года, в качестве пилотных площадок выбрали наиболее загруженные районы Омска, Барнаула, Новосибирска, Кемерово, на очереди – Красноярск и Хакасия.

Дмитрий Кромский

Курортный Интернет

— Есть ли, на ваш взгляд, шансы на то, что 5G в следующем году сдвинется с мертвой точки?

Очень на это надеюсь. Технология отличная, перспективы хорошие, а вот внедрение пока далеко от завершения. В Корее, например, уже вовсю эксплуатируется коммерческая сеть. Да и в целом в мире сетей 5G уже более 900. У нас пока все упирается в частоты, которые в нашей стране заняты Минобороны и Роскосмосом. Диапазон 3400-3800 МГц самый выгодный со всех точек зрения – внедрение, покрытие, проникновение… Вы уже писали о том, что Tele2 открыла в Москве пилотную зону 5G на Тверской. Там мы использовали частоту в 27 тысяч МГц – из-за этого базовые станции приходилось располагать чуть ли не в пятнадцати метрах друг от друга, чтобы обеспечить непрерывный сигнал. Представьте, сколько их потребуется расставить для того, чтобы «закрыть» хотя бы Центральный район Новосибирска. И самое главное – сколько это будет стоить.

Правительство сейчас изучает возможности работы российской промышленности с разными диапазонами, в том числе с диапазоном 4,4–4,99 ГГц. Но где нам найти оборудование для передачи и приема сигнала в этом диапазоне? Зато 3,4-3,8 ГГц Китай, Корея, США и другие страны осваивают очень активно. Есть уже базовые станции Huawei, Ericson, Nokia, работающие на этих частотах; Huawei, Samsung и другие выпускают телефоны нужного стандарта. Измените диапазон – и стоимость развертывания сразу вырастет в 3-4 раза за счет того, что все оборудование придется адаптировать под российский стандарт. Стоимость гаджетов, тарифы – все это сразу вырастет. А значит, будет меньше пользователей. В результате мы получим узел, который очень трудно распутать.

— Когда, по вашему мнению, этот вопрос будет решен? Когда Новосибирск, теоретически, может получить сеть пятого поколения? К Чемпионату?

Новосибирск – один из городов, в котором сети 5G должны появиться до 2024 года. Возможно, тестовые площадки появятся и накануне молодежного чемпионата. В целом на примере Tele2 можно сказать, что российские сотовые операторы в целом готовы к развертыванию сетей 5G и запуску их в коммерческую эксплуатацию. Значительная часть устанавливаемого на базовых станциях оборудования – формата 5G-Ready, то есть готово к использованию для создания сетей путем обновления ПО. У всех есть тарифы специально для передачи данных. Но по ряду причин, в том числе тех, о которых мы уже говорили, это вопрос не сегодняшнего дня – без наличия удобных частот сложно строить полноценную сеть. Пользовательских устройств с 5G на российском рынке пока нет, нет и пользователей. А для проведения всех тестов и демонстраций пока достаточно пилотной зоны. Тем более, что обычным пользователям, то есть нам с вами, пока вполне достаточно скоростей 4G и 4G+.

Операторы сотовой связи продолжают эксперименты с

Весна — время новых подходов к тарифам

Делиться всегда выгоднее – и вышками, и помещениями

— Недавно «МегаФон» объявил о том, что готов продать все свои мачты. Согласны ли вы с таким решением, с учетом ваших партнерских соглашений?

Вопрос продажи башен поднимался уже давно и многими, но до дела пока ни у кого не дошло. Мы тоже такой вопрос рассматривали, но решение пока не принимали. На одной мачте может висеть десяток базовых станций разных операторов. С точки зрения бизнеса продажу можно сравнить с передачей непрофильных направлений на аутсорс для оптимизации расходов.

— Недавно один из операторов объявил о сокращении своей розничной сети. Но Tele2 работает, как следует из слогана компании, «по другим правилам» – планируете ли вы закрывать лишние точки или наоборот, увеличите их число?

Ключевое слово – «своей» сети. Вопрос сокращения собственной сети продаж для нас в принципе не стоит, потому что мы работаем исключительно по франшизе. На наш взгляд, франчайзинговая схема работы с розницей более гибкая и позволяет эффективнее регулировать их работу. Собственное помещение, если оно перестало быть нужным, придется либо продать, либо сдать в аренду. Между тем, у нас в этом месяце открылись первые салоны, локация которых была рассчитана с помощью Big Data. Еще один пример из Сибири – кобрендинг с кофейнями и кондитерскими, в частности, с сетью Kuzina. Он уже сам по себе дает 15-20% прироста трафика для нас и для них. А если добавить промо-акции, например, кросс-скидки для обеих сетей, рост дойдет до 30%. Еще сильнее растет NPS – то есть готовность рекомендовать услугу другим. В Томске сегодня работают уже четыре подобных проекта. Есть digital-корнеры также в Омске, Новосибирске и Барнауле.  Необходимости сокращать нумерическую дистрибуцию у нас в настоящее время нет.

СЕРГЕЙ ЭМДИН

Безлимит, роуминг, цены и работа с дилерами

— В Москве уже появились автоматы по продаже SIM-карт – стоит ли ожидать их появления у нас?

Вопрос, как и с салонами связи, упирается в трафик: как показывает опыт, для того, чтобы такой автомат окупил себя, его нужно установить, пожалуй, в столичном аэропорту. При прочих равных лучше поставить обычную точку продаж, лучше – с кобрендом. Это во всех смыслах выгоднее, чем устанавливать технологичную штуку, мимо которой будут проходить тридцать человек в час.

— И последний вопрос: какие три события 2019 года вы бы назвали ключевыми для компании?

Первый, пожалуй – запуск тестовой зоны 5G в Москве. Второй – новые сервисы, которые до нас на российском рынке не использовал никто. Сначала это было предложение «Делитесь гигабайтами по всей стране». «Биржа Tele2», о которой мы уже говорили, стала органическим продолжением этого сервиса. Третье достижение – весной этого года мы заняли первое место по скорости передачи данных от базовой станции к пользователю. Оно проходило с 22 апреля по 27 мая на территории Новосибирска, Бердска, Оби, а также на Омском тракте и Северном обходе. И по итогам у Tele2 оказался самый быстрый мобильный интернет. Между прочим, это не только 4G – скорость измерялась в той сети, которая покрывала тестовую зону, если ловил только EDGE, измеряли EDGE. Наш результат – более 10,7 Мбит/сек., что почти на 1 Мбит/сек. больше, чем у ближайшего конкурента.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ