Андрей Кузяев: «Консолидация телеком-отрасли является таким же важным элементом цифровой экономики, как Интернет вещей»

За последние годы пермский «ЭР-Телеком холдинг» стал одним из ключевых ньюсмейкеров рынка связи в России. Это произошло благодаря многочисленным M&A-сделкам, включая покупку «Новотелекома», участию в проектах цифровой экономики, визиту в «ЭР-Телеком» Владимира Путина, в ходе которого он дал позитивную оценку компании и ее ключевому акционеру. В интервью «Континенту Сибирь» президент «ЭР-Телеком Холдинга» АНДРЕЙ КУЗЯЕВ рассказал о предмете соглашения с губернатором Новосибирской области Андреем Травниковым и впервые подвел итоги сделки с «Новотелекомом».

Основатель одной из первых бирж России — Пермской товарной биржи, впоследствии реорганизованной в Пермскую финансово-производственную группу (ПФПГ), бывший вице-президент «Лукойла» Андрей Кузяев рассказывает, что у него всю жизнь была мечта построить федеральную компанию, которая оказывала бы влияние на всю страну. То, что это удалось реализовать, и сегодня на рынке есть «ЭР-Телеком», имеет для него большее значение, чем заработок. Доход мог бы быть и больше, если бы компания не росла так стремительно и не привлекала бы заемные средства. На сегодня 75% плюс одна акция «ЭР-Телекома» заложены в банке ВТБ. Cостояние самого Андрея Кузяева Forbes по итогам 2018 года оценил в $500 млн.

За последние годы «ЭР-Телеком» активно проводил M&A-сделки как на федеральном, так и региональном уровне, скупая местных операторов связи. В одном только Новосибирске речь шла о «Новотелекоме», «Крафтсвязи», нескольких домофонных компаниях. Однако покупка «Новотелекома» заметно выделялась на этом фоне. Компании удалось не только сохранить свой бренд «Электронный город», свою команду, а также присоединить к себе новосибирский филиал «ЭР-Телекома» (а не наоборот) и тиражировать ряд своих сервисов на общероссийский уровень. Как отмечали наблюдатели, в этой конфигурации складывалось ощущение, что «Новотелеком» купил «ЭР-Телеком», а не наоборот. Стереотипы о региональных сделках M&A были разрушены и тогда, когда глава «Новотелекома» Олег Игнатенко в июне 2019 года был назначен первым вице-президентом «ЭР-Телекома».

Таким образом, Новосибирск стал для «ЭР-Телекома» не только одним из городов присутствия. «Будем считать, что Новосибирск — наша вторая родина», — отметил в разговоре с «Континентом Сибирь» Андрей Кузяев. Об этом же говорил в недавнем интервью «Континенту Сибирь» в феврале 2019 года губернатор Новосибирской области Андрей Травников, отмечая, что для «ЭР-Телекома» Новосибирск — один из базовых городов. Сегодня пермский холдинг занимает в регионе первое место по доле рынка в сегменте B2C (по данным ТМТ-Consulting), обгоняя государственный «Ростелеком». Называя себя «большой альтернативой», холдинг заключает соглашение с губернатором Новосибирской области, участвует в проектах цифровизации экономики региона и непосредственно устранения «цифрового неравенства». О роли региона для «ЭР-Телекома» и об отношениях с «Новотелекомом» в интервью «Континента Сибирь» в ходе своего очередного визита в Новосибирск рассказал Андрей Кузяев.

«В случае с «Новотелекомом» было так много того, чему мы хотели научиться, что мы создали заповедник»

— Андрей Равелевич, в последние годы «ЭР-Телеком» отметился большим, если не рекордным количеством M&A-сделок. В одной только Сибири вы приобрели более 10 региональных операторов. Оправдала ли себя такая политика и остались ли, на ваш взгляд, еще интересные объекты для поглощения?

— Когда в 2016 году мы начали осуществлять M&A-сделки, рынок отреагировал на это скептически и замер. Прошло три года, мы купили больше 30 компаний. За это время мы научились интегрировать их в свою структуру, сохранять абонентскую базу. Да, не все идет просто, но мы достигли поставленных целей. За четыре года наша выручка выросла в 2,5 раза — до 48–50 млрд рублей, а EBITDA — в 3 раза, до 18–20 млрд рублей. Мы увидели, что M&A-сделки — путь трансформации компании. Когда мы говорим о цифровой экономике, то даже такой крупной региональной компании, как «Новотелеком», было сложно в одиночку внедрять новые сервисы и конкурировать с крупными игроками. Консолидация отрасли является таким же важным элементом цифровой экономики, как Интернет вещей. Поэтому мы взяли на себя этот риск. Результатами наших M&A-сделок, особенно сделкой с «Новотелекомом», мы удовлетворены. Планируем продолжать двигаться в этом направлении — перспективные объекты для поглощения еще остались.

— Пример с «Новотелеком» разрушил ряд стереотипов об интеграционных сделках на телеком-рынке. На начальном этапе многие ожидали упразднения бренда покупаемой компании, смены команды, всестороннюю унификацию бизнес-процессов, однако все произошло наоборот по каждому из обозначенных пунктов. Учитывая, что «ЭР-Телеком» осуществляет много M&A-сделок, почему именно в случае с «Новотелекомом» была применена такая неординарная схема?

— Традиционно мы присоединяем покупаемую компанию к нашему региональному филиалу, внедряем наши бизнес-процессы, проводим стандартизацию, запускаем наши продукты, сокращаем персонал. На этом наша работа завершается. Таким образом, мы сократили издержки, увеличили доходность. В случае с «Новотелекомом» мы поняли, что купили компанию с гораздо большим потенциалом, чем просто регионального телеком-оператора. Если раньше мы везде отдавали свое оборудование (ТВ-приставки, роутеры. — «КС») клиентам бесплатно, то «Новотелеком» всегда его продавал. У компании была своя собственная приставка и свой центр компетенций по ней. «Новотелеком» обладал своим R&D-центром. Наконец, у компании была гораздо более высокая лояльность клиентов, их любовь. И много другого, чего нам не хватало. Поэтому у меня тогда появилась такая формулировка: «Хочу «Новотелеком» на всю страну».

Помню, мы тогда встретились с акционерами и топ-менеджерами «Новотелекома», чтобы понять, почему компания обладает особенными характеристиками, которых нет у нас. Наш разговор не открыл нам секрета — мы так и не поняли, в чем все-таки состоит это преимущество. Но мы увидели, что в случае присоединения «Новотелекома» к «ЭР-Телекому» для клиентов все может стать чуточку хуже, а не лучше, да и зарабатывать мы как инвесторы будем меньше, а они (акционеры «Новотелекома». — «КС») больше. Поэтому мы приняли нетривиальное решение — присоединили к «Новотелекому» наш новосибирский филиал.

Сегодня «Новотелеком» по факту единственная 100%-ная дочерняя компания в составе нашего холдинга, работающая в рамках города. Осуществив объединение, мы тщательно изучали, как работает «Новотелеком», пытались понять, как это все перенести на «ЭР-Телеком». Когда ты приобретаешь компанию, то получаешь оборудование, возможно, офисное здание, информационные продукты и т. д. Но какая-то часть при этом остается незакрытой, поскольку компания стоит дороже, чем стоимость основных ее производственных фондов и интеллектуальных решений. Эта разница — так называемый гудвил. Мы окупили покупку «Новотелекома» именно за счет него.

— На этапе сделки говорилось о том, что решения «Новотелекома» могут быть масштабированы на уровень всей России. Какие шаги были сделаны в этом направлении?

— Мы изучили процесс продажи оборудования в «Новотелекоме» и внедрили его в масштабах страны. Еще полтора год назад мы раздавали на 2 млрд рублей роутеров по всей стране, а в этом году мы продаем роутеров на 1,6 млрд рублей и еще зарабатываем на них прибыль, то есть торгуем не «в ноль». Кроме того, мы добавили своих идей, изменили качество, добавили оборудование нового поколения. За счет того, что мы взяли технологии «Новотелекома» по обслуживанию клиентов и оборудования и перенесли их на масштаб страны, мы уже окупили все затраты на покупку этой компании. По образу и подобию «Новотелекома» мы меняем систему обслуживания абонентов, создаем территориальные сервисные центры. Кроме того, работая в тесной связке с «Новотелекомом», мы сроднились с этой компанией, и много людей из нее на сегодня являются руководителями «ЭР-Телекома» (первым вице-президентом «ЭР-Телекома является Олег Игнатенко, экс-глава «Новотелекома». — «КС»), то есть у нас сегодня пермско-новосибирская компания. Будем считать, что Новосибирск — наша вторая родина.

Олег Игнатенко: «С появлением «ЭР-Телекома» в качестве акционера у нас возникнут возможности для долгосрочного развития»

— Не создает ли ваш подход трудности в управлении? Ведь на первый взгляд, плюс федеральной компании — в стандартизации процессов, экономии на издержках, а не в том, чтобы каждое региональное подразделение жило своей жизнью, пусть в наиболее эффективных условиях.

— Нет, с учетом того, что я объяснил, в этом проблем нет.

— Может ли такая схема применяться для других покупаемых операторов или она обусловлена исключительно особенностями «Новотелекома»?

— Когда ты занимаешься сделками M&A, то можно идти двумя путями. Первый — смотреть на каждую компанию однотипно: рынок, инфраструктура, возможность сокращения издержек. Это все равно, что заколачивать гвозди молотком. Второй вариант — проанализировать, чем та или иная компания лучше тебя, и что ты можешь у нее взять. В случае с «Новотелекомом» было так много того, чему мы хотели научиться, что мы создали заповедник. И если мы когда-нибудь мы встретим аналогичную по своим компетенциям компанию, мы поступим точно так же.

Когда мы взяли курс на M&A, мы хотели консолидировать рынок и найти соратников. Мы хотели узнать что-то новое. У меня тогда был вопрос: почему в большинстве городов мы стали номером один, а в Новосибирске не смогли победить «Новотелеком»? Как он смог сохранить лидерство, учитывая, что мы жестко с ним конкурировали? У нас тогда было где-то 20% рынка, а у «Новотелекома» порядка 30%, и мы не смогли его обогнать.

Прежде чем что-то интегрировать, мы хотели перенять опыт. Хотя «ЭР-Телеком» — федеральная компания, я стараюсь, чтобы мы оставались большой альтернативой. Для меня те компании, которые мы покупаем, — это наши братья. Мы объединяемся таким образом. Много наших коллег, с которыми мы работали, остаются в «ЭР-Телекоме» после осуществления сделок. Да, не со всеми мы срастаемся. Не со всеми мы сохраняем отношения. Но многие, кто ищут продолжения альтернативы, — с нами. Мы всегда ищем дополнительные возможности. Не просто купить рынок, но и узнать новые технологии, сервисы, идеи, подходы. Поэтому мы — большая альтернатива.

— В 2011 году «Новотелеком» вступал в альянс с «Томтелом» и кузбасским «Е-Лайт Телекомом» (работает под брендом Goodline). И многие участники рынка считали, что именно «Е-Лайт Телеком» как лидер кузбасского рынка широкополосного доступа в Интернет во многом похож на «Новотелеком» с точки зрения своих подходов. Не так давно на рынке появилась информация о том, что «Е-Лайт Телеком» может войти в состав «ЭР-Телекома». Подтверждаете ли вы эту информацию?

— Не комментирую слухи, комментирую дела.

Как при продаже компании не только сохранить свой бренд, но и тиражировать свой опыт в масштабах страны? Интервью члена правления «ЭР-Телеком Холдинга» Станислава Дариенко

— Есть точка зрения, суть которой в том, что если бы «ЭР-Телеком» не осуществлял такой масштабной экспансии, а, к примеру, остался на уровне нескольких городов своего изначального присутствия, то он мог бы приносить больше денег акционерам в сравнении с текущей ситуацией, когда компания работает на всю Россию, но развивается в том числе на заемные средства, при этом свыше 75% ее акций заложены в банке ВТБ. На ваш взгляд, такая оценка правдива или не имеет ничего общего с реальным положением дел?

— Вопрос в целях. «ЭР-Телеком» возник в 2003 году в Перми. Когда я начал в него инвестировать в 2004 году, у компании было всего 50–70 тысяч клиентов. Сегодня у «ЭР-Телекома» свыше 7 млн контрактов и в районе 4 млн домохозяйств. Кроме этого, мы еще занимаем 10% b2b-рынка страны и развиваем магистральный бизнес. В то время в стране возникло более 4000 телеком-операторов, но из них именно «ЭР-Телеком» достиг сегодня максимального расцвета. Возникает вопрос: случайно или нет? Когда я присоединился к «ЭР-Телекому», то у руля компании были хорошие предприниматели, близкие по ментальности «Новотелекому», «Уфанету», челябинской «Интерсвязи», кемеровскому Goodline. Они были альтернативой. Но мыслили масштабами своего города. А мы уже в 2006-м разработали стратегию федеральной экспансии.

Нашей целью было создать крупнейшую независимую компанию страны, а потом заработать, и мы шли к этому. На вопрос, кто больше заработал — я как акционер «ЭР-Телекома» или владельцы «Новотелекома», — могу уверенно ответить, что они. Но мой бизнес продолжается, и мы планируем в ближайшие 2–3 года выплатить от 15 до 20 млрд рублей дивидендов. На сегодня мои заработки как акционера, возможно, не столь впечатляющие, но в долгосрочной перспективе я уверен, что все будет нормально. У меня всю жизнь была мечта построить компанию, которая оказывала бы влияние на всю страну. То, что удалось создать национальную компанию, имеет для меня большее значение, чем заработок.

«Будем считать, что Новосибирск — наша вторая родина»

— Андрей Равелевич, когда вы приезжали в Новосибирск в феврале 2019 года на выездное заседание Совета Федерации, то в регионе активно обсуждалась возможность появления Министерства цифровой экономики. На сегодня оно уже создано. Учитывая, что с покупкой «Новотелекома» вы стали наиболее крупным игроком местного телеком-рынка, какова роль «ЭР-Телекома» во всей этой конфигурации и в чем вы видите точку приложения компетенций холдинга в регионе?

— Во-первых, мы хотим активно развиваться в Новосибирской области и создавать инфраструктуру для цифровой экономики, чтобы лучшие интеллектуальные сети были как в городе, так и за его пределами. Мы выиграли тендер на устранение «цифрового неравенства» — будем подключать свыше 540 населенных пунктов к Интернету и около 1300 социально значимых объектов. И население за пределами Новосибирска мы также хотели бы подключать.

Во-вторых, наше сотрудничество по проекту «Умного города» на примере Кольцово. Мы разработали этот пилотный проект по поручению губернатора Новосибирской области Андрея Александровича Травникова. Кольцово и так выглядит как благоприятный город будущего, причем не далекого, а настоящего. Более молодой жилой фонд в сравнении с Новосибирском, качественные дороги, экосреда, население, которое в основном занято в компаниях научно-технологического цикла. Мы находимся в переговорах с администрацией, из каких источников профинансировать пилотный проект. Если сторонам все понравится, то мы будем рассматривать возможности тиражирования кольцовского проекта в Новосибирске в масштабах области.

Интервью губернатора Андрея Травникова

Андрей Травников: «Каждый руководитель в своей сфере отвечает за привлечение инвестиций в Новосибирскую область»

В-третьих, направление нашего сотрудничества обусловлено тем, что один из наших R&D-центров находится в Новосибирске, Он занимается проектом «Умный дом», и все проекты в этой сфере по всей России мы делаем с упором на наш центр. Все вопросы, связанные с безопасностью, разработка ТВ-приставки и middleware (связующего программного обеспечения. — «КС») для нее — тоже прерогатива нашего R&D-центра в Новосибирске. Мы стремимся перейти в Новосибирске от статуса телеком-оператора, оказывающего привычный набор услуг, к стратегическому взаимовыгодному сотрудничеству с партнером, когда мы решаем злободневные проблемы и используем возможности региона для решения наших задач и развития наших сервисов.

— Какие инвестиции вы готовы вложить в экономику Новосибирской области?

— Мы сейчас проводим модернизацию всех сетей в  Новосибирске. Не знаю, обратили ли внимание наши абоненты или нет, но мы вышли на рынок с предложением широкополосного доступа в Интернет со скоростью от 200 до 500 мегабит в секунду, и это только начало. Мы также модернизируем домофонные сети. Мы разработали «Умные домофоны» и сейчас тиражируем их по всей стране. Около 15% всех домов Новосибирска — «умные», и это наши вложения. Год назад мы подписали соглашение с губернатором Новосибирской области Андреем Александровичем Травниковым. Около 1,5 млрд рублей мы будем инвестировать в проект по устранению цифрового неравенства за ближайшие 3–4 года. Мы верим в перспективы региона и надеемся, что инвестиционно и инновационно будем в нем участвовать.

Еще одна наша задача во взаимодействии с регионом — искать инновационные компании, с которыми мы могли бы сотрудничать, и поддерживать их. Это может быть и просто партнерство, и возможность осуществления инвестиций в те проекты, которые имеют для нас стратегическое значение. Об этом мы говорили с Андреем Травниковым, и договорились, что мы проведем аналитическую исследовательскую работу, соберем все возможности, которые есть в Новосибирске, то, что мы бы могли применять у себя, и будем искать формы сотрудничества. Вплоть до того, что вместе с региональными властями развивать в Новосибирске самостоятельный технопарк.

— Насколько я знаю, у вас как раз недавно открылся технопарк в Перми. Это часть вашей стратегии? То есть не только развивать инфраструктуру и предоставлять цифровые услуги, но и поддерживать инновационные стартапы?

— У нас есть стратегия дальнейшего развития. Она включает в себя несколько направлений. Во-первых, инфраструктурная составляющая. Мы хотим, чтобы наша оптическая сеть была лучшей не только в России, но и в мире. Это нам нужно для того, чтобы мы могли предоставить наилучшие условия для продвижения активно появляющихся на рынке новых сервисов и их использования.

Во-вторых, мы пытаемся быть не только телеком-компанией, но и провайдером цифровых сервисов, услуг. «ЭР-Телеком» является удобной площадкой для инновационных компаний, которые, используя наши возможности, могли бы продвигать свои сервисы. У нас большой интерес к сервисам видеоаналитики, промышленному Интернету для цифровизации энергетики, машиностроения, транспорта. Мы готовы предоставлять свою платформу для реализации этих проектов. Мы и сами разрабатываем ряд сервисов, которые считаем ключевыми для нас.

Из небольшой пермской компании мы превратились в огромный холдинг. Вокруг нас возник кластер небольших инновационных компаний, которые растут и развиваются вместе с нами. С кем-то мы просто сотрудничаем, в кого-то мы инвестировали. В Перми действительно недавно открылся технопарк Morion Digital площадью около 100 тыс. кв. метров. Я был в новосибирском Академгородке, там тоже порядка 100 тыс. кв. метров. Мы далеко не Академгородок, и 25% науки всей России делается не у нас, мы лишь 15% Интернета страны, но сопоставимые по площадям.

— Как я понимаю, Новосибирская область — отнюдь не единственный регион, с которым вы подписываете соглашения. Есть ли у области здесь отличительные черты или все заключаемые договоры носят типовой характер?

— Мы подписали около 20–30 таких соглашений и наращиваем их число. Но наши отношения с Новосибирской областью приобрели характер стратегического сотрудничества. Это произошло за счет статуса региона, его научно-технического потенциал, за счет того, что у нас в этом регионе есть центр разработки, за счет того, что мы выиграли аукцион на устранение цифрового неравенства.

Для меня Новосибирск — один из важнейших фокусов внимания. В этом году я был в городе уже 4–5 раз и не собираюсь сокращать наше присутствие здесь, так как в регионе есть большое количество начинаний, которые мы бы хотели реализовать. Я знаю Россию не понаслышке — мы работаем во всех крупных городах. За счет притока молодежи, хорошего уровня образования, развития фундаментальной науки у Новосибирска огромный потенциал. Мы заинтересованы в его реализации. Очевидно, сегодня Новосибирск — столица науки России. Но давайте еще сделаем этот город столицей инноваций и их внедрения, так как мы работаем в этом направлении. Кроме того, Новосибирск — ключ ко всей Сибири. Я уверен, что как у нас будут идти дела в Новосибирске, такой будет и ситуация в соседних городах — Барнауле, Омске, Томске, Красноярске, Иркутске, Кемерове.

Фото: kremlin.ru

Президент России Владимир Путин встретился с главой «ЭР-Телекома»

— Устранение «цифрового неравенства» выглядит логичным путем развития для государственных операторов связи. В вашем случае участие в таких программах продиктовано ограниченными возможностями развития в городах из-за высокого проникновения услуг или это прежде всего некое обязательство, взятое перед властями региона, ваша социальная миссия?

— Мы не социальная компания, но еще два года назад мы приняли решение, что нам надо искать новые точки роста. Исторически «ЭР-Телеком» — компания, которая развивалась в крупных мегаполисах. У нас было две альтернативы — во-первых, выходить в новые города и за счет этого увеличивать географическое присутствие, во-вторых, выходить из городов. Мы приняли решение отработать оба этих направления. Мы запустили пилотный проект, который назвали «Загородный Интернет». Мы использовали новые для нас технологические решения. В первую очередь анализировали стандарт WiMax — доступ по фиксированной радиолинии со скоростью 100 мб/с. Качество доступа должно было быть не хуже, чем по оптическому каналу. Мы проводили эксперимент, и на этом этапе государство объявило о том, что готово софинансировать устранение «цифрового неравенства». Эти деньги я рассматриваю так: если бы они не выделялись, я бы сам пришел это реализовывать и начал бы искать коммерчески эффективные решения для подключения абонентов в сегментах b2b и b2g в удаленных местах за пределами крупных агломераций. В случае с Новосибирской областью государство готово было дать еще 1,3 млрд рублей на эти задачи, и для нас это стало стимулом.

В «ЭР-Телекоме» есть конституция, там сказано, что наша миссия — изменять мир к лучшему. И хотя кому-то эти слова могут показаться слишком общими, но когда-то мы пришли первыми во многие города России, открыв для людей платное ТВ и широкополосный доступ в Интернет. Мы уже один раз устранили «цифровое неравенство» между Москвой и другими регионалами. Мы это умеем и готовы тиражировать наш опыт.

Оставляйте заявки на вступление в нашу Whatsapp-группу телекоммуникационного бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой сфере в регионе.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ