Новосибирск на пороге бума онлайн-продажи продуктов питания

Новосибирский рынок онлайн-торговли продуктами питания находится в самом начале пути своего развития. Ускорение процессу развития электронной коммерции в сфере продовольственных товаров должен прибавить выход в Новосибирск сильного федерального игрока — компании Instamart. Как отразится на рынке появление нового участника и насколько Новосибирск готов к онлайн-покупке продуктов — разбирался «Континент Сибирь».

На сегодня заслуживающей доверие статистики, на которую можно было бы ориентироваться по доле онлайн-продаж продовольственных товаров в Новосибирске, нет. В августе министр промышленности и торговли Новосибирской области Андрей Гончаров на одной из встреч с журналистами рассказал, что у регионального минпромторга «нет норматива исчисления, по которому можно было бы понять, какой объем магазины интернет-торговли занимают сейчас в общем торговом обороте». По словам министра, в настоящее время в его ведомстве собирают и изучают информацию: «К концу года мы будем понимать эти цифры и понимать, как строить отношения с этим сегментом торгового рынка».

Однако цифры, по которым можно составить свое впечатление о рынке, все же есть. По разным экспертным оценкам, доля сегмента e-commerce в общем обороте розничной торговли Новосибирска составляет не более 3–5%. Процент продажи продуктов через интернет-магазины — еще меньше.

До прихода в Новосибирск компании Instamart на рынке розничной онлайн-торговли продуктами в городе уже работали восемь компаний: «5 пакетов», «Корзинамаг», «ВезетВам.рф», «С.В. Интерпрайд», AkademShop, «Дереда», «МЕГА-Гастроном» и «ВГастроном». Две из них осуществляют доставку и в других городах. Сервис «ВГастроном» работает в Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Перми, Самаре и Санкт-Петербурге, а «С.В. Интерпрайд» — в Новосибирске, Барнауле, Бийске, Томске, Кемерове и Новокузнецке. «Дереда» специализируется на фермерской продукции.

Тем не менее эксперты в области e-commerce настроены оптимистично. По их мнению, рассматриваемый сегмент онлайн-торговли однозначно будет развиваться. Этому способствует такой фактор, как, например, рост продаж в Интернете в целом. По данным исследовательского агентства, специализирующегося на рынке электронной коммерции Data Insight, число интернет-покупок в России за январь–июнь 2019 года увеличилось на 44%, что составляет рекорд за все время наблюдений. Эксперты также отмечают рост онлайн-аудитории с высокой покупательской способностью и всеобщую «мобилизацию» — сегодня, чтобы сделать покупки онлайн, достаточно смартфона.

«Рынок доставки продуктов питания только в Новосибирске оценивается в 200 млн рублей ежемесячно, поэтому он достаточно интересен. По прогнозам, ежегодный рост составит 10–13%», — отметил в беседе с «Континентом Сибирь» основатель компании по доставке продуктов и товаров повседневного спроса «Корзинамаг» Андрей Пак.

Теперь с интернет-магазинами работает Минпромторг

Выпил и вылечился, не отходя от компьютера — уже скоро

Высокий спрос на услуги доставки продуктов и сопутствующих товаров домой и в офис в Новосибирске отмечают и в METRO Cash&Carry. Как сообщили «Континенту Сибирь» в пресс-службе международного оператора розничной и мелкооптовой торговли, компания сотрудничает с большим количеством сервисов доставки.

Интерес к этому сегменту рынка подтверждает и начавшаяся экспансия в регион федеральных игроков онлайн-торговли продовольствием. В конце августа в Новосибирск пришла компания Instamart (работает в 10 городах России), для которой этот город стал вторым в Сибири после Омска. В ближайшее время сервис запустится в Красноярске. «Судя по тому, как нас встретил Новосибирск, услугу здесь давно ждали. Буквально через пару недель после запуска мы выросли в восемь раз по количеству заказов, и нам пришлось открыть доставку из еще одного магазина METRO. Зона доставки увеличилась в полтора раза, и заказы продолжают расти», — рассказал «Континенту Сибирь» директор по региональному развитию Instamart Фарман Амиров.

По словам господина Амирова, во всех трех городах Сибири компания сотрудничает со своим главным стратегическим партнером — METRO Cash&Carry. При этом он не исключил, что в ближайшей перспективе список торговых сетей может быть расширен.

Появление крупной компании с отлаженными алгоритмами работы не смутило местных участников рынка онлайн-торговли продовольствием. «Рынок доставки именно продуктов питания находится практически в зачаточном состоянии, приход нового игрока поможет повысить узнаваемость самой услуги», — считает Андрей Пак.

«В условиях формирующегося рынка борьбы за клиента как таковой нет. В нашем случае конкуренция только на благо: мы вместе раскачиваем рынок и формируем потребность в доставке продуктов на дом», — соглашается с коллегой Фарман Амиров.

Аналитики оценили рынок онлайн-торговли в СФО

Более того, рассматриваемый сегмент доставки продуктов является привлекательным для сторонних инвесторов. «Это быстрорастущий рынок, где конкретное поле практически не занято, поэтому меня заинтересовала компания «Корзинамаг», — рассказал «Континенту Сибирь» основатель сети кофеен PRIMETIME COFFEE и совладелец сети стрит-фуда «Дядя Денер» Антон Горестов, недавно вошедший в состав учредителей сервиса доставки. — Сервис привлекателен еще и потому, что доставляет продукты и на дом, и в офис. В наше динамичное время многие процессы отдаются на аутсорсинг. Я вижу, что достаточное количество предпринимателей и топ-менеджеров предприятий часто задумываются об экономии времени (читай — денег) на походы/поездки своих сотрудников, в том числе офис-менеджеров, по магазинам. Такие сервисы, как «Корзинамаг», помогают решать задачи по оптимизации, позволяют экономить бюджет и эффективно использовать рабочее время. Я сам пользуюсь сервисом доставки и не трачу свое время на поездки в магазины. Это удобно, особенно если имеются еженедельные крупные и тяжелые плановые покупки».

У сервисов доставки три основных источника дохода: комиссия от ритейлеров на объем закупаемых товаров, плата пользователей за доставку с учетом веса и сложности заказа и рекламный доход от производителей продуктов питания и товаров повседневного спроса. «Для пользователя сервиса мы работаем без наценок — стоимость товара такая же, как и в обычном магазине на полке. К тому же мы транслируем скидки от ритейлера, которые на некоторые товары могут доходить до 50%. Пользователь сервиса платит только за доставку, которая в Новосибирске варьируется от 49 до 149 рублей в зависимости от суммы покупки», — заверил Фарман Амиров.

По словам Андрея Пака, ценовая политика сервиса «Корзинамаг» предполагает цены на продукты иногда чуть выше, чем на полках в магазинах, так как возникают дополнительные расходы на сборку и доставку. «Возможно, на период привлечения новых клиентов цены на товары могут быть снижены до уровня цен нового игрока, если он решит демпинговать», — предположил основатель новосибирского сервиса доставки продуктов.

Представители традиционного ритейла на текущий момент не видят для себя угрозы со стороны e-commerce. Известный омский ритейлер, соучредитель продуктовых сетей «Низкоцен», «Победа», «SPAR Омск» Виктор Шкуренко в беседе с «Континентом Сибирь» рассказал, что имеющийся у него анализ потребительских предпочтений показывает, что людей, которые не готовы тратить свое время на продовольственный шопинг, очень мало. «Как правило, это остается для нас некоторым развлечением. Люди идут в супермаркет, потому что им важно потрогать продукты, оценить их внешний вид. Кроме того, в отличие от промышленных товаров, доставку которых потребитель готов ждать несколько дней, продукты клиент долго ждать не будет», — отметил собеседник «Континента Сибирь».

Пошел в рост: почему рынок онлайн-торговли растет вопреки кризису?

Ретейлеры воспринимают сервисы доставки как еще один компонент лояльности собственных клиентов.

«На наш взгляд, каждый должен заниматься тем, что хорошо умеет, — отметили в пресс-службе сети METRO. — Наша компания умеет хорошо работать с ассортиментом и ценовой политикой. В свою очередь наши партнеры разработали операционные процессы и умеют хорошо собирать заказы с полок наших торговых центров и доставлять их покупателю в короткие сроки. От такого разделения деятельности выигрывают абсолютно все: мы, сервисы доставки и покупатели».

В торговом холдинге «Сибирский Гигант» подтвердили «Континенту Сибирь», что готовы работать со всеми сервисами доставки. Однако организовывать собственную службу в холдинге считают на сегодня нецелесообразным. «Мы тесно сотрудничаем с «Корзинамаг». У сервиса есть определенная клиентура, он работает. Ежедневно формируется до ста заказов на доставку», — рассказали в «Сибирском Гиганте».

У Виктора Шкуренко есть сомнения относительно маржинальности бизнеса по доставке продуктов. «Торговая наценка на продовольственные товары гораздо меньше, чем на непродовольственные. Поэтому заработать на продуктах тем, кто занимается их доставкой, гораздо сложнее. Если к этому еще добавить расходы на транспортировку (в отличие от продуктов, промтовары можно отправлять непосредственно от производителя в любую точку мира), хранение, коммуникации с потребителями, то я не уверен, что на этом можно построить серьезный бизнес», — считает собеседник издания.

Представители «Сибирского Гиганта» также отметили, что по некоторым позициям компания не готова давать скидку сервисам доставки вообще. «Есть некоторые виды продовольственных товаров, например, молочные продукты, фрукты, на которые мы не даем скидки даже нашим покупателям по картам лояльности, потому что продаем их практически по себестоимости», — рассказали в холдинге.

Тем не менее ритейлеры соглашаются, что если появится сторонний оператор, который сможет обеспечить логистику и возьмет на себя все риски, то сети с удовольствием будут готовы с ними работать. Однако произойдет это, вероятно, в более долгосрочной перспективе.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ