Казахстанские производители все активнее осваивают российские рынки сбыта. Во многих случаях торговая «экспансия» становится успешной по причине конкурентных цен на казахстанскую продукцию, простой логистики, отсутствия пошлин и таможенных сборов.
В 2018 году двусторонний товарооборот России с Казахстаном составил $17,6 млрд. рублей. Это на 7,2% выше показателя предыдущего года. Производители из соседнего государства видят необъятные возможности, которые дают российские территории для расширения их бизнеса. Местные бизнесмены, в свою очередь, готовы больше и активнее сотрудничать с соседями и нередко заменяют в закупках товары из других стран на казахстанские.
Казахстан входит в Таможенный союз, и при ввозе товаров российским предпринимателям не нужно платить пошлины и сборы, а только НДС – 20%. При этом, в отличие от импорта из других стран, российские бизнесмены платят налог в свою налоговую, а не в таможню. Это значит, что НДС можно будет принять к вычету и тем самым снизить налоговую нагрузку на компанию.
Привлекают местных предпринимателей и цены на товары из Казахстана. При сопоставимом качестве они подчас ниже, чем на местные аналоги и на продукцию, ввозимую из других стран. Более того, многие товары и сырье для бизнеса, попавшие под санкции в России, имеют свои достойные аналоги у казахстанских коллег.
Производители из Казахстана подтвердили «Континенту Сибирь» свой интерес в освоении российских рынков и высказали готовность конкурировать с местными производителями, несмотря на имеющиеся сложности. Одна из главных – пока слабая узнаваемость казахстанской продукции в России.
«По макаронным изделиям мы можем смело конкурировать с местными производителями – за счет высокого качества нашего зерна и технологий выработки муки, из которой готовится продукт, — отметила начальник отдела продаж казахстанского концерна «Цесна Астык» Ольга Попова, — Держать конкурентноспособную цену позволяет нулевая ставка по НДС для экспорта нашей категории продукции. При этом мы понимаем, что наш продукт пока слабо известен в России и может быть достаточно емким и тяжелым для покупателей, поэтому готовы помогать российским партнерам всеми возможными инструментами маркетинга».
Концерн «Цесна Астык» из города Нур-Султан поставляет продукцию на весь Казахстан, а вот доля экспорта в РФ пока не превышает 7%. В географию поставок в России входят Белгород, Алтайский край, Пенза и Калининград. По словам Ольги Поповой, в Новосибирске раньше была налажена реализация продукции «Цесна Астык» через сеть «Холидей», но прекращена в связи с банкротством торговой сети. Теперь компания ищет новые пути выхода на рынок сибирской столицы.
Говоря о перспективах российского рынка, некоторые производители из Казахстана отмечают проблемы с реализацией товара через крупные торговые сети, политика которых не способствует росту узнаваемости и обороту казахстанской продукции.
«Пока планируем работать через оптовые рынки. В сети заходить нам рано. Отсрочка платежа за товар, которая есть в крупных торговых сетях, заберет значительную часть оборота и сделает торговлю финансово и экономически невыгодной», — заметил владелец и директор казахстанской компании ТОО Free Mark Айбек Асанбеков. Компания производит яичную лапшу, которая широко используется в приготовлении блюд казахской кухни и не только: лагмана, бишбармака, лазаньи. Главным преимуществом своего продукта директор называет использование в производстве натурального яйца.
Среди плюсов товарооборота с РФ Айбек Асанбеков, как и другие бизнесмены, отметил достаточно простую логистику и отсутствие таможенных пошлин. Среди минусов – долгое ожидание на границе, которое может длиться сутки, а то и двое. А в бизнесе, как известно, время — это деньги. При этом предприниматель уверен в том, что у его компании получится занять свою нишу на российском рынке, где у потребителей уже появился интерес к яичной лапше ТОО Free Mark. В следующем году компания планирует открыть оптовый склад в Новосибирске.
А вот Егор Хахулин, директор компании Sun Planet Organic ТОО по производству соков прямого отжима, намерен работать в России только через крупные сети. Он считает, что так его продукт будет более выгоден для конечного потребителя, чем при сотрудничестве с «прослойкой» — оптовиками и дистрибьютерами. Конкуренции на российском рынке Егор Хахулин не боится, поскольку не видит здесь аналогов своей продукции.
Все собеседники «Континент Сибирь» отметили, что возможности, которые им дает торговля с Россией значительно превышают вероятные риски. Бизнесменов привлекают не только упрощенные правила ввоза продукции, но, в первую очередь, сам масштаб российского рынка.
«Россия для нас очень перспективный партнер. Одна только Московская область по размеру рынка почти как весь Казахстан, — рассказал директор департамента маркетинга компании Galanz Bottlers Мария Ким. — У нас уже были первые поставки в Пермь и Новосибирск, но они носили больше хаотичный характер. Теперь готовимся более основательно сюда заходить. Будем искать разные варианты развития, повышать узнаваемость нашей продукции».
Galanz Bottlers производит напитки из натуральных ингредиентов, в том числе холодный чай и квас. Поставлять продукцию в Российскую Федерацию компании выгоднее, чем, к примеру, в соседний Узбекистан, где существуют высокие акцизы на ввозимый товар.
Новосибирская область также видит в Казахстане своего стратегического торгового партнера. 25 сентября в Новосибирске пройдет биржа деловых контактов в формате В2В между казахстанскими и российскими компаниями, которую организует министерство промышленности, торговли и предпринимательства Новосибирской области. Сторону соседей на бирже представят производители в сфере продуктов питания, химической и текстильной промышленности, машиностроения и других сфер экономики.
Для упрощения работы российских предпринимателей с производителями из Казахстана был создан портал Impkaz.ru. Здесь можно ознакомиться с каталогом производителей и товаров из Казахстана, которые доступны для российского рынка.