Уход «Ашана» из Красноярска и Барнаула: стоит ли ждать закрытия оставшихся гипермаркетов в Сибири?

Французский ритейлер «Ашан» уходит из Красноярска и Барнаула. Компания объясняет свое решение низкой эффективностью торговых точек и обещает вскоре представить новую стратегию развития. Эксперты считают, что французская сеть не выдержала конкуренции с активно растущими «Лентой» и «Магнитом».

Единственный в Красноярске гипермаркет французской сети «Ашан» закроется в конце сентября. Информацию об этом «Континенту Сибирь» подтвердили в пресс-службе «АШАН Ритейл Россия». Торговая точка попала в список около 30 магазинов, запланированных компанией к закрытию в текущем году. Ранее стало известно об уходе «Ашана» из другой сибирской региональной столицы – Барнаула, это должно произойти в октябре.

В компании утверждают, что закрытие точек «не связано  с конкретными форматами или городами», и решения принимались исключительно на основании показателей эффективности. «Ашан» отрицает и возможность прекращения своей работы в России.

«Мы смело опровергаем любые слухи, связанные с массовыми закрытиями торговых точек или планами по уходу из страны. У компании нет и никогда не было планов по уходу из России. В рамках перехода на новую бизнес-модель мы проводим комплексный анализ показателей всех магазинов. Мы используем осознанный подход, при котором оцениваем эффективность того или иного магазина. На текущем этапе было принято решение перераспределить ресурсы внутри компании и развивать новые форматы», — рассказали в пресс-службе, пообещав позже сообщить о новой стратегии и анонсировать новую бизнес-модель, «направленную на дальнейшее процветание нашего бизнеса».

Согласно данным официального сайта компании, сеть  «Ашан» работает в России с 2002 года и на сегодня насчитывает 314 магазинов. В Сибири помимо Красноярска и Барнаула представлена в Новосибирске, Новокузнецке и Омске.  О дальнейшей судьбе этих площадок не сообщается.

Проиграет ли покупатель из-за федерализации новосибирского рынка продуктового ритейла?

В Красноярске гипермаркет работал с октября 2018 года и являлся самой восточной точкой в стране. До этого слухи о приходе ритейлера муссировались на протяжении многих лет. Официально о плане прихода в Красноярск было объявлено в 2014 года, однако в проект неоднократно вносились коррективы. Варьировалось и место открытия (первоначально запланированный ТРЦ «Торговый квартал» так и не был построен из-за банкротства девелопера), и количество запланированных точек, и их формат.

Бывший директор по продажам «Ашан Россия», экс-совладелец регионального ритейлера «Домоцентр» Олег Ермишкин полагает, что компания оказалась не готова к обострению конкуренции в условиях снижения доходов населения. «Всего комплекса причин, заставивших компанию пойти на такие серьезные сокращения торговых площадей мы, скорее всего, не узнаем. Но очевидно, что рынок в настоящее время демонстрирует снижение среднего чека и переход конкуренции на уровень низшего ценового сегмента. Активно растущие здесь «Лента» и «Магнит» показали готовность приспосабливаться к этим обстоятельствам, а «Ашан» по каким-то причинам нет», — рассуждает он.

Совладелец продуктовых сетей «Низкоцен», «Победа», «SPAR Омск» Виктор Шкуренко считает уход «Ашана» из ряда сибирских регионов «скорее эпизодом, чем тенденцией». ««Ашан» пришел в европейскую часть страны в период, когда рынка ритейла здесь особо и не было. Это позволило ему серьезно укрепиться, и, несмотря на проблемы, о которых говорят, на этих территориях он чувствует себя уверенно. Когда было принято решение идти на восток, здесь этот рынок уже успел развиться, появились как мощные местные игроки, так и закрепившиеся федералы. Каждый новый шаг в восточном направлении давался все сложнее. Неудивительно: все самые удобные локации уже заняты, клиенты лояльны местным брендам. К тому же решение об открытии точек в сибирских городах принималось до 2014 года, когда рынок рос. Говорить о том, что уход «Ашана» — признак кризиса в ритейле в целом я бы не стал, ожидать, что за ним могут последовать другие игроки – тоже. Больше того, нельзя исключать возвращения их через какое-то время в другом виде – например, через приобретение каких-то из местных сетей. Это было бы даже более оправдано, ведь держать в городе один магазин сети не вполне целесообразно с точки зрения логистики», — полагает Шкуренко.

«Моя стратегия — любыми способами избежать лобовой конкуренции с «федералами»

Аналитик красноярского представительства инвестиционной компании «ФИНАМ» Дмитрий Казарин обратил внимание, что несмотря на стагнацию на рынке ритейла примеры развития бизнеса есть. «На рынке происходит интересная тенденция – в условиях общей стагнации есть крупные компании, демонстрирующие рост – Х5, «Лента», «Магнит». Очевидно, что растут они, за счет более слабых участников рынка, в список которых, очевидно, попал и «Ашан». Экспансию лидеров мы можем видеть и в Красноярске в лице давно работающей «Ленты», оживающего «Магнита» и недавно пришедшей «Пятерочки». Возможно, конкуренции с их стороны и не учитывал «Ашан» при формировании своей бизнес-стратегии, что и привело к нынешним проблемам», — добавил эксперт.

Генеральный директор красноярской группы компаний «Командор-холдинг» (торговая сеть включает 280 мультиформатных магазинов в Красноярском крае, Иркутской области, республиках Хакасия и Тыва под брендами «Командор», «Аллея», «Хороший») Павел Шамбир также отметил, что уровень конкуренции между гипермаркетами долгое время был высоким, однако борьба в формате «магазин у дома» обострилась только сейчас.

«В Красноярске действуют METRO, О`Кей, «Лента», «Ашан», с которыми мы конкурируем в формате «гипермаркет». В более мелких форматах, таких как «супермаркет» и «магазин у дома», из серьезных игроков в нашем регионе остался только «Красный яр», поэтому конкурентная борьба была довольно слабой. Однако с приходом таких игроков, как «Пятерочка» и «Магнит», у нас будет «полный комплект» федеральных ритейлеров, и конкуренция выйдет на новый уровень. Но мы к этому давно готовимся, анализируя экспансию федералов в другие регионы за предыдущие годы», — отмечает он.

При этом, по мнению Шамбира, основные трудности приходятся не на крупных ритейлеров, а на малые сети и отдельные торговые точки. «Также могу отметить тенденцию к объединению региональных сетей для повышения своей закупочной мощности, что даст им возможность вести переговоры с крупными производителями с тех же позиций, что и у федеральных сетей», — добавил он.

Представитель «Командора» не стал уточнять, будет ли компания претендовать на площади, которые сейчас занимает «Ашан».

«Континент Сибирь» будет следить за развитием ситуации.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ