Ирина Гартвих
Директор «ИнтерПроект»

Школа будущего — какая она? Создаем уникальное образовательное пространство

Тренды в проектировании современных школ: каким должно быть здание для развития современных детей? Делимся опытом создания образовательного пространства.

Индивидуальность — вот приоритет воспитания современного ребенка. Из-за смены ориентиров в развитии сегодня особое внимание уделяется максимальным возможностям в образовании. Родители отдают детей в школы с уклоном, стараются развить в них способности через посещение большого количества кружков и групп дополнительного образования. Обучение становится непрерывным. Очевидно, что для высокого результата необходимо ребенка поместить в качественную образовательную среду.

Качественная образовательная среда — что это?

ИРИНА ГАРТВИХ, директор компании «ИнтерПроект»

Классическая школьная архитектура не менялась очень давно и может обеспечить только нормативные площади, а не пространство для развития детей. Большинство наших школьных зданий — это типовые коробки. Их форма обусловлена технологией расположения классов и коридоров, в которых каждый день проходит по стандартному сценарию: парты в три ряда в классах и длинные коридоры для отдыха между уроками. Но для получения иного развития современному ребенку нужно находиться в помещениях с высокой функциональностью.

Это объясняет возросший спрос на школы иного формата, где каждый кабинет, коридор, территория вокруг учебного заведения направлены на качественное развитие способностей ребенка.

Алгоритм создания школы будущего

Творческий коллектив «ИнтерПроект» сейчас работает над созданием уникального проекта — образовательного интеграриума «ЯШкола». Это место объединит дошкольное и общее образование с дополнительным в единый развивающий процесс. Здесь будет интересно как малышам от 3 лет, так и подросткам до 18. Школа будет построена в левобережье Новосибирска и вместит свыше 1000 учеников.

Задачи

Перед началом работы по проекту встал вопрос, что первично: архитектура или технология? Мы не смогли окончательно определиться. Если первична архитектура, может быть две крайности: красивый проект, в котором нет возможности правильно разместить все необходимые для школы процессы, или красивые огромные площади, которые не будут использованы в полной мере. Если же первична технология, то мы можем получить стандартную школу классического коридорно-классного типа, потому что сегодняшняя нормативная база диктует именно такой формат. Что же делать в таком случае?

Мы привлекли для работы над концепцией одновременно архитектора и технолога. Задача архитектора — создать пространство, а задача технолога — разместить все нормативные процессы в этом пространстве.

Каким требованиям должна отвечать «новая» школа?

Многофункциональность

Многофункциональные и трансформируемые просторные помещения — главный принцип в проектировании современных зданий школы. Одно и то же помещение должно быть использовано для разных целей. Каждый класс — предполагать размещение в классическом образовательном процессе и для разнообразной групповой работы, а коридоры должны иметь не только пространство для прохода между помещениями, но и места, где можно провести индивидуальные или дополнительные занятия или просто отдохнуть.

Открытость

Прозрачные перегородки создают эффект открытости и сопричастности. В то же время зонирование, шумоизоляция и акустика помогают уйти в процесс с головой без помех на внешнее окружение.

Интеграция

Ядром с точки зрения архитектуры и образовательного пространства станет «Интеграриум». Это дополнительное образование, которое поместили внутрь основного образовательного процесса. Мы создали место интегрирования различных видов развивающей деятельности с возможностью выбора дополнительного индивидуального образовательного маршрута не выходя из стен школы.

Экологичность и эргономичность

В лучших традициях рекламы экопродуктов. Без ГМО и красителей. Шутим, конечно. Но про экологичность все верно, насколько это сегодня могут позволить нормативы.

Эргономичность, конечно, тоже присутствует, потому что невозможно создать то, что нравится, и то, что удобно в постоянном режиме использования, без этого принципа. А учитывая, что новое образование подразумевает нахождение ребенка в школе довольно длительное время, пространство, в котором он находится, должно быть максимально удобным и комфортным.

Цветовые и световые решения

В цветах интерьеров и экстерьеров школ всегда есть крайности: или очень яркие, или, наоборот, никакие, которые не являются элементом пространства, а выполняют функцию «ремонта». Мы используем стены коридоров и общих мест для дополнительного образовательного процесса, будь то меловые или маркерные стены или место для скалолазания.

И конечно, все, что так нравится детям

Вокруг школы предусмотрены зона отдыха с площадками, физкультурно-спортивная зона, собственный стадион, игровая зона, и конечно, много зелени.

Резюмируем

Одна из особенностей реализации этого проекта заключается в том, что цель — создать не просто красивый объект на территории города, а сформировать то пространство, в котором архитектура и планировочные решения здания базируются на идеях, заложенных в концепции нового образовательного процесса.

«ИНТЕРПРОЕКТ» создает качественную и красивую архитектуру. Работает на рынке с 2012 года, проектирует жилые дома, торговые центры, медицинские центры. В Новосибирске спроектировали дом «Маяк», ЖК «Европейский», «Гринвилл», «Ясный берег», «Оазис», «Лев Толстой».

На правах рекламы

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ