Внимание к экологической политике в России будет только возрастать. Сейчас, как показывают исследования, жителей Сибири волнует проблема мусора, свалок бытовых отходов. Во всяком случае, эта тема сегодня доминирует в информационном поле, и даже вопрос из Омска, заданный Владимиру Путину во время последней «прямой линии», касался именно мусорной реформы.
С точки зрения экологии весьма интересным кейсом для исследования среди городов Сибири является Омск. Во-первых, он включен в программу «Чистый воздух». Во-вторых, из всех 12 городов, попавших в программу, наиболее экологически благоприятный. Кроме того, в столице Прииртышья создан сильный промышленный кластер, есть ряд крупных, в том числе федеральных, бизнес-игроков, озабоченных решением экологических проблем. В городе за последнее время происходил ряд экологических резонансных событий, и у населения очень сильны стереотипы. Поэтому Омск и стал одним из пилотных регионов исследовательской работы Центра социального проектирования «Платформа».

Примечательно, но в стране сложилась ситуация, при которой нет дефицита в конфликтных экологических кейсах. Вспомним протесты в Екатеринбурге против застройки сквера или в Москве против застройки национального парка «Лосиный остров». Зато высок дефицит на позитивные кейсы долгосрочных экологических политик. Эксперты «Платформы», проводившие исследование, пытались изучить, что же происходит в России, искали позитивные кейсы. Оказалось, линейка образцовых региональных политик очень короткая. У Омска есть возможность создать такую, ведь региональная власть стремится заниматься экологической повесткой.
Что показали результаты исследовательской работы? Для жителей Омска в целом характерно кризисное экологическое сознание и ощущение нависшей угрозы. Согласно опросу, только 5% горожан полностью довольны состоянием экологии. 69% респондентов экологической обстановкой недовольны. Это большинство. Хотя показатель не драматичный. Есть регионы, где эта цифра достигает 80 – 90%.
Как себе представляют жители экологическую ситуацию в городе? Омичи считают, что она одна из самых неблагоприятных в России, а доминирующий вред ей наносят предприятия. В подобной ситуации люди чувствуют себя незащищенным, ведь, как им кажется, в городе находятся вредные производства, за которыми отсутствует должный контроль со стороны власти. К тому же то и дело появляются различные раздражители: непонятный запах, смог, «туман», осадки в виде «хлопьев» пепла. Все происходящее воспринимается неоднозначно. Отчасти это связано с постоянно циркулирующими слухами о выбросах, сообщениями от знакомых, живущих в разных частях города.
Население видит ситуацию с экологией многофакторной, не выделяя единственный источник вреда. При этом, подчеркивают: на экологию влияет, как минимум, три главных фактора и целый комплекс усугубляющих. Первое место по наносимому вреду, как полагают респонденты, занимают предприятия. И это своеобразный стереотип массового восприятия, ведь в основном обращаются к промышленности, говоря об экологии. Любопытно, что об ухудшении положения с выбросами промышленных предприятий респонденты почти не заявляют. Но в целом промышленность для омичей – неотъемлемая часть региона. Они понимают: она важна, особенно в условиях непростой ситуации на рынке труда.
За лидером рейтинга следуют транспорт и свалки. Транспортная проблема, безусловно, в определенной степени – неизбежность для большого города. Тем более, ее усиливают другие факторы: большое количество транспорта в центре мегаполиса, плотная застройка и так далее. О проблеме накопления бытовых отходов и замусоренности говорят как о комплексной. Но фокус постоянно смещается – от населения к власти. Внимание омичей обращено и на иные источники вреда: вырубка деревьев, застройка города. Как показывает исследование, еще горожан беспокоит и большое количество онкобольных, аллергиков.
Кстати, проблемы, связанные с промышленностью и транспортом, выглядят наиболее сложными и решаемыми лишь в долгосрочной перспективе. Омичи считают, что есть решение и проблемы с мусором. Хотя эта тема – палка о двух концах. Все понимают – нужны мусоросжигающие заводы. Но когда начнется их строительство, пойдет волна протестов. Чтобы этого избежать, необходимо готовить решение постепенное, за счет воспитательных моментов менять общественные стереотипы. В России пока не накоплен опыт социальных компромиссов и инструментов снижения экологических конфликтов. Причина кроется не в том, что люди столкнулись с сильной угрозой, а в том, что все участники процесса разрознены, плохо слышат друг друга. В итоге, у активной части населения складывается мнение: нас не слышат, обманывают и работать с нами не хотят. Именно так и появляется информационный вакуум. В обществе назревает ощущение непроясненности ситуации, ему не хватает вызывающей доверия аналитики, мнений независимых экспертов и экспертиз.
В итоге мы видим, что общественные стереотипы не соответствуют реальной картине. Нельзя сказать, что Омск в плане экологии идеален, но на фоне, допустим, Красноярска, Норильска, Челябинска и других городов, экологическая обстановка выглядит гораздо лучше. А ведь общее критическое отношение к городу усиливает все частности. При этом у экспертного сообщества, которое владеет информацией, оценка экологии отличается от мнения населения. Эксперты считают: ситуация в Омске лучше, чем в ряде иных индустриальных центров, а одной из основных экологических угроз является транспорт. На самом деле, по разным оценкам, его доля в общем объеме выбросов занимает от 35 до 50 %. Поэтому борьба со стереотипами в обществе, безусловно, должна быть накопительной работой. Нельзя одним сообщением о каких-то действиях их разрушить. Нужна череда событий, диалог, вовлечение населения в экологическую активность.
Первым, кто должен отвечать за экологическое благополучие, по мнению горожан, является власть. У нее есть рычаги контроля, она может наказывать, финансировать и создавать необходимую инфраструктуру, прививать экологическую культуру населению. Себя же в решении проблем экологии население видит в модели «соучастия»: не мусорить, минимизировать потребление упаковки, экономить электроэнергию.
Исследование показывает: у общества назрел запрос на создание некой структуры, выступающей в качестве посредника и пользующейся доверием и авторитетом у всех сторон. Исторически люди в России власти доверять не привыкли. Любые посылы, которые она дает, воспринимаются с недоверием. Также не доверяют и бизнесу, считая его заинтересованной стороной. Поэтому элементом позитивной «зеленой политики» может стать диалоговая площадка. Своего рода ключевой экологический ньюсмейкер региона и буфер между властью и обществом, призванный снизить протестный потенциал. Модерировать ее должна независимая структура.
Другое решение, способное активизировать экологическую ситуацию, создать позитивный кейс — разработка экологического паспорта. Он должен не просто зафиксировать все то, что происходит на территории, а стать общественно принятой стратегией. В ней необходимо расписать роли каждого участника процесса и восприниматься они должны как обязательства. Установить цель и механизм движения к ней. Создание экологического паспорта могло бы послужить позитивным толчком для Омска. Этот кейс возможно будет распространить на другие территории, сформировав бренд Омской области как передового региона по реализации качественной и комплексной экологической политики.
В обществе наблюдается рост экологической фокусировки и повышение активности населения, которое канализирует общее социальное раздражение. И большую роль здесь играет региональная власть, которая должна обеспечить конструктивную форму взаимодействия с населением: от поиска компромиссов до утилизация непопулярных решений. Поэтому одна из задач на сегодня – повышение уровня экологической грамотности населения и выстраивание открытого диалога с ним.