Личный бренд: модная тема или реальный инструмент для бизнеса?

В последнее время в информационном поле можно все чаще встретить различные семинары, мастер-классы и консалтинговые услуги по личному бренду, которые оказываются все более востребованными у аудитории. Идет ли речь об эффективном инструменте для решения бизнес-задач или не более чем очередном модном тренде, разбирался «Континент Сибирь».

Кратный рост актуальности

Консультанты по личному бренду подтверждают, что к этой теме в последние годы действительно наблюдается устойчивый интерес. По словам бизнес-тренера, автора методики по созданию и «раскрутке» персональных брендов Елены Кемлер, спрос на соответствующие услуги, а также на индивидуальный коучинг и самобрендинг (обучающие курсы) на сегодня вырос в два раза по сравнению с 2016 годом.

В первую очередь это связано со значительным ростом конкуренции во всех сферах бизнеса. Людям становится все сложнее ориентироваться в потоке информации, и, как следствие, они ищут экспертов, на мнение которых могли бы положиться. Поэтому играет все большую роль личное знакомство с человеком или как минимум информированность о том, что он представляет тот или иной товар или услугу. «Выбирая между личностью и безликой компанией, человек всегда выберет первое», — считает телеведущий и видеоблогер Денис Семенихин, выступающий в Новосибирске с мастер-классом по построению персонального бренда. Таким образом, все чаще доверие бизнесу обеспечивает репутация его владельца. Тем более что сегодня узнать, кто стоит за тем или иным бизнесом, достаточно несложно благодаря доступности данных в Интернете. Чем больше информации, тем выше осознанность в принятии решения о покупке товара или услуги. «В условиях тотальной конкуренции и примерно одинакового уровня качества услуги личные убеждения, ценности и образ жизни владельца бизнеса или его лидера становятся чрезвычайно интересными и значимыми для клиентов, — подтверждает международный эксперт по брендингу личности, член-корреспондент Российской Академии Имиджелогии Марина Демченко. — Позиция человека, его убеждения и ценности позволяют выбрать близкого по духу поставщика товара или услуги». По ее словам, личный бренд позволяет предпринимателю четко сформулировать свой месседж для целевой аудитории и избежать обманутых ожиданий или претензий со стороны клиентов.

Еще одним фактором интереса к личному бренду, по мнению консультанта по личному бренду, генерального директора коммуникационного агентства «АГТ-Сибирь» Елены Гудыно, можно выделить то, что потребители любят истории и ищут эмоций. Зачастую от персоны это получить проще, чем от бренда.

Способствует росту интереса к личному бренду и стремительное развитие соцсетей. «Они дают каждому огромные возможности самопродвижения и обязывают думать о впечатлении, которое ты производишь», — отмечает Елена Гудыно.

«Брендинг личности необходим сегодня каждому, кто заинтересован в построении целостной и ценностной, правдивой и непротиворечивой, управляемой и эффективной коммуникации со всеми заинтересованными лицами в своем окружении, — делает вывод Марина Демченко. — Личный бренд позволяет лидеру подавать себя целостно, непротиворечиво и конгруэнтно, а также эффективно «продавать» людям свои идеи, видение, глобальные цели и тактические задачи по их достижению».

От продажи франшиз до поиска инвесторов

Самым простым и явным свидетельством того, что тот или иной представитель бизнеса занялся вопросами личного бренда, часто могут служить изменения в ведении аккаунтов в соцсетях. Один из наглядных примеров — глава и совладелец федеральной сети постгарантийного обслуживания FIT Service Данил Соловьев. Изначально его Facebook-аккаунт представлял собой обычную страничку с личными фотографиями и небольшим количеством подписчиков. Сейчас посты, оставаясь авторскими, носят более официальный характер, касаются деятельности компании FIT Service и ее достижений, демонстрируют ценности и подходы компании, призывают подписчиков к обмену мнениями.

Данил Соловьев
Данил Соловьев успешно использует личный бренд для продажи франшизы Fit Service. Фото Александра Аксенова

Другой наглядный пример — генеральный директор компании «Рустерм» Андрей Чебодаев. После обращения к консультантам он также поменял свой подход к контентной политике на личной странице в Facebook, и большинство последующих постов стали касаться «Теплого пола № 1». Андрей Чебодаев рассказывал, почему решил посвятить свою бизнес-деятельность этому продукту, привлекал подписчиков к обсуждению тех или иных вопросов.

«Когда я задумался о личном бренде, то преследовал две цели одновременно. Во-первых, я думал, что это поможет в увеличении продаж. Во-вторых, мне хотелось славы в предпринимательской среде. Я хотел «поставить» себя перед вывеской предприятия и, может, даже превзойти личным брендом значимость вывески», — рассказал «КС» Андрей Чебодаев. При этом он отметил, что по факту его личный бренд никак не изменился, просто он почувствовал себя увереннее в соцсетях, а также стал менее восприимчивым к чужим мнениям о себе. По его опыту, личный бренд в чистом виде, как его часто понимают, не очень помогает в бизнесе. «Важно растить в себе личность в общечеловеческом понимании и строить бизнес каждый день», — считает бизнесмен.

Андрей Чебодаев
Бизнесмен Андрей Чебодаев отмечает, что при работе над личным брендом хотел «поставить» себя перед вывеской предприятия и, может, даже превзойти личным брендом значимость вывески. Фото из личного архива в Facebook

Примером еще более комплексной работы над личным брендом в онлайне может служить основательница сети клиник «Здравица» Наталья Сухарева. Сегодня в официальном Instagram-аккаунте ее компании — 7149 подписчиков, а в личном аккаунте — более 65 тысяч. В своих постах Наталья Сухарева постоянно затрагивает свой бизнес, но не рекламируя услуги клиник, а уделяя внимание подходам к построению бизнеса, управлению персоналом, инструментам личной эффективности и т. д. «Я выстраиваю личный бренд не просто исходя из внутренних потребностей, я ищу ту грань, которая стыкуется с бизнесом и не противоречит его концепции», — отмечала ранее в ходе своего выступления на конференции «Груша» Наталья Сухарева. Оценить, как трансформируется интерес аудитории личного аккаунта в потребление услуг «Здравицы», не представляется возможным, однако важный имиджевый эффект здесь достигается.

Впрочем, некоторые бизнесмены готовы на конкретных цифрах оценить эффект личного бренда. Молодой предприниматель, основатель ProSD Group Валерий Черкасов свой первый блог во «ВКонтакте» запустил еще в 2012 году. Тогда для него это было хобби а также мотиватор для достижения целей. Когда три года спустя Валерий Черкасов вступил в сетевую компанию NL International, то понял, что через личный бренд можно аккумулировать заявки на вступление в бизнес и поставил своей целью развить Instagram. «На тот момент у меня было 400 подписчиков, сейчас — 250 тысяч. Мне было важно именно с профессионального развития Instagram получить заявки на бизнес. Это монетизация в прямом виде. За два года я вышел на доход более 2 млн рублей, потратив на продвижение несколько миллионов рублей. Во «ВКонтакте» количество моих подписчиков выросло с 5 тысяч до 70 тысяч. Также я запустил канал на YouTube», — рассказывает Валерий Черкасов.

Валерий Черкасов
Валерий Черкасов рассматривает вложения в личный бренд как инвестпроект. Фото со страницы в Instagram

Говоря о задачах, которые может решать личный бренд, собеседник «КС» отмечает, что первое и очевидное — клиенты, второе — сотрудники. Третье — привлечение инвестиций. «Из своего опыта: сейчас у меня 15-секундная сторис может привлечь до 6 млн рублей в свой проект», — приводит цифры Валерий Черкасов.

Результатом бизнесмен доволен, но отмечает, что развитие личного бренда — это бизнес-проект, где требуются инвестиции и команда. «Я тратил много денег в разные каналы рекламы, и некоторые оказались неэффективными. Сейчас то же самое я бы точно сделал в два раза дешевле. Все проекты получают профит с личного бренда. Все мои партнеры подписаны на меня, и это тоже укрепляет мои позиции в любых переговорах. Люди, изучающие данные обо мне, понимают мои ценности, поэтому нам проще работать. Это самое главное — не то, сколько денег мы можем вместе заработать, а совпадают ли наши ценности», — резюмирует Валерий Черкасов.

Предпринимателям, желающим поработать над личным брендом с точки зрения соцсетей, бизнесмен рекомендует сразу отдавать себе отчет, что это потребует вложений, но сама сумма во многом зависит от уникальности контента. И чем лучше он будет, тем меньше денег нужно будет тратить на продвижение.

Задачи, которые решаются через личный бренд

По словам Елены Кемлер, существует три плоскости построения личного бренда. Во-первых, личный бренд — это маркетинговый инструмент. Во-вторых, искусство самореализации. В-третьих, это то, как транслировать себя в публичном пространстве. «Все три направления пересекаются, взаимосвязаны, но именно они и являются основными запросами: продать себя и свой товар, найти предназначение/дело жизни/определить таланты, стать человеком-магнитом — это про признание. Эффективно выстроенный личный бренд помогает человеку быть гармоничным, понять свои цели и быть целесообразным, выделяться на фоне компаний, где личных брендов нет, хотя, возможно, и есть хороший продукт», — отмечает Елена Кемлер.

Елена Кемлер
По словам Елены Кемлер, в личном брендинге запрос «сделайте все за меня» не работает. Выступать и «вещать» в прямых эфирах, учиться убедительно говорить, выглядеть все-таки нужно тому, кто захотел стать личным брендом. Фото с личной страницы VK

Личный бренд служит основой выстраивания доверительных отношений с партнерами, инвесторами, потребителями, другими важными целевыми группами. Человек становится воплощением ценностей бизнеса, гарантом качества. «Выбор людей, куда пойти и что покупать, часто нерационален, многое определяется эмоциями. Если вы «зацепили» своим личным брендом, есть реальная вероятность, что человек попробует товар или услугу у вас, так как почувствует личную связь с вами. Это работает», — рассказывала на конференции «Груша» Наталья Сухарева.

По ее словам, есть сферы, где личный бренд обязателен. «Его надо развивать, если ваш бизнес — это по сути вы сами, и ваши товары или услуги покупают, не отделяя их от вашей личности. Если же у вас большой офлайн-бизнес, то здесь не так все однозначно. Должно быть понимание, зачем это делать, и желание», — объясняла Наталья Сухарева. По ее мнению, построение личного бренда требуется в том числе и тогда, когда исчерпаны все способы отстройки от конкурентов, когда все настолько одинаковое, что вам нужно делать акцент на эмоции, и вы понимаете что как личность вы можете привнести это в бизнес. Но она добавляет, что в большинстве случаев просто так ничего не происходит: себя нужно сформировать как бренд.

По мнению Елены Гудыно, наиболее эффективен инструментарий личного брендинга в бизнесах, где сложно верифицировать и проверить качество. Например, медицина, ремонт автомобилей, образование, инвестиции и пр. Чаще всего это сферы с высокой стоимостью услуги или товара, где потребитель готов тратить время на выбор. «При покупке пельменей или билета в кино нам не важно, кто руководит этим бизнесом. Но если мы хотим арендовать площадь в кинотеатре или запустить совместное производство полуфабрикатов, то мы начнем изучать персоналии», — говорит Елена Гудыно.

Елена Гудыно
По мнению Елены Гудыно, наиболее эффективен инструментарий личного брендинга в бизнесах, где сложно верифицировать и проверить качество. Фото с личной страницы VK

По ее словам, в личном брендинге важно исходить из особенностей личности. «Есть люди, которые любят быть на виду, хотят публичности, готовы выступать и общаться в социальных медиа. Если же у человека этого запроса нет, личный брендинг становится игрушкой маркетологов и работает по другим законам. Инструментарий может быть эффективным и в этом случае, но это стратегия для крупных бизнесов», — отмечает Елена Гудыно.

Наталья Сухарева согласна с тем, что далеко не каждому бизнесу требуется личное продвижение собственника, особенно если к этому не лежит душа. «Аккаунт в Instagram однозначно полезен многим, и можно найти способ, как из этого извлечь преимущества. Но нужно понимать, что если собственник бизнеса вдруг начинает вести активную публичную жизнь, то необходимо каждый день генерировать контент, и отдать это кому-либо другому нельзя. Копирайтеры могут сделать 10–15% контента — как правило, продающие посты, и то если попадают в стилистику. Читатели на раз-два считывают все нестыковки, неконгруэнтность и отписываются от аккаунта», — отмечала на конференции «Груша» Наталья Сухарева. С этим согласна и Елена Кемлер. «В личном брендинге запрос «сделайте все за меня» не прокатит. Выступать и «вещать» в прямых эфирах, учиться убедительно говорить, выглядеть все-таки нужно тому, кто захотел стать личным брендом», — отмечает Елена Кемлер.

Осознают это и сами представители бизнеса. Как следствие, запрос на разработку и упаковку личного бренда сегодня существенно трансформируется. «Люди наконец поняли, что личный бренд — это конкурентное преимущество, которое строится на уникальных характеристиках личности. Нет универсального решения, нет «волшебной таблетки», нет шаблонных схем и пошаговой инструкции. Никто, кроме самого человека, не знает, как правильно. Запрос сегодня не на универсальные советы, а на индивидуальное сопровождение в поиске собственной аутентичности, на глубинную работу со своими ограничивающими убеждениями, страхами, стоящими на пути к успеху. Запрос на «настоящесть», а не на «пластмассовое счастье». Запрос на целостность: успешность и счастье, без жертвования той или иной сферой жизни», — отмечает Марина Демченко, добавляя, что клиент становится более осознанным, и это не может не радовать.

Максим Махеров
Максим Махеров считает, что сегодня бренд может появиться раньше продукта. Это касается и личного брендинга. Фото со страницы в Instagram

Преподаватель Первой Академии Маркетинга, экс-директор по маркетингу NPM Group Максим Махеров также считает, что для формирования личного бренда действительно необходимость пройти определенный ментальный путь, чтобы осознать и сформировать есть свою ценность, свой продукт, преимущества и суперспособности. «Проще говоря, брендинг сродни качественному психоанализу – помогает вытащить и проявить то, что вроде и было в голове, но все никак не складывалось в цельную картинку», — отмечает Максим Махеров.

Цена вопроса

По словам Елены Гудыно, стоимость консалтинговых услуг по построению и развитию личного бренда зависит от множества факторов: размера бизнеса, территории присутствия, персоны. «Программа-минимум — несколько консультаций, обучение и самостоятельная работа с минимальной командой (дизайнер, смм-специалист, копирайтер, фотограф). Программа-максимум — полноценная команда на постоянной основе», — отмечает Елена Гудыно.

Проблема рынка в том, что куча людей подразумевает под этим совершенно разные услуги, отсюда на рынке можно найти и сервисы по «прокачке личного бренда» за 5-10 тыс. рублей, хотя по факту это не более, чем нагон сомнительного трафика или лайков в какой-нибудь соцсети, поясняет Максим Махеров.

Массу бесплатного контента можно при желании найти и на просторах Интернета. Однако в этой ситуации важно только распознать то, что поможет именно вам развиваться и становиться влиятельней. Также необходимо ответить себе на вопросы, какой результат вы хотите получить и как быстро. Елена Кемлер признает, что самостоятельно разобраться тоже можно, но это будет долго. Если речь идет о том, чтобы понять алгоритм и пойти на обучение, то цена вопроса, по ее словам, может составлять от 4590 руб. до 30 000 руб. по России. «Если же двигаться хочется быстро и цель амбициозная — услуги и коучинг в месяц от 20 000 до 100 000 руб. + бюджет на продвижение, который может быть равен 5000 руб. и более в месяц. Некоторые мои знакомые только на раскрутку Instagram тратят более 1 000 000 рублей в год и довольны результатами, потому что вложения возвращаются в виде роста сообщества у личного бренда (человеческий капитал), которое покупает все, что одобряет раскручиваемая личность», — отмечает Елена Кемлер.

Марина Демченко
По словам Марины Демченко, ценовой разброс на услуги по личному брендингу, как и в любой новой сфере, колоссальный: от пары тысяч рублей за кустарное продвижение в Instagram шаблонными способами до нескольких тысяч евро за комплексный и качественный продукт. Фото с личной страницы в Instagram

Марина Демченко согласна, что ценовой разброс, как и в любой новой сфере, колоссальный: от пары тысяч рублей за кустарное продвижение в Instagram шаблонными способами, выдаваемое за «создание и продвижение личного бренда», до многомесячной, глубокой аналитической работы, в результате которой будет составлена уникальная платформа личного бренда, основанная на личном опыте, психологических характеристиках, мировоззренческих убеждениях человека, с учетом его потенциала и ограничений, рисков и перспективных возможностей дальнейшего роста. Эта бренд-платформа должна быть встроена в текущую рыночную ситуацию, обоснована с учетом потребностей рынка, избранной ниши, конкурентной ситуации и потребностей целевой аудитории. Далее необходимо упаковать ее визуально, семантически, по необходимости — с учетом нейромаркетинговых технологий. На основании этого следует выстроить всеобъемлющую коммуникационную стратегию продвижения бренда, а также провести индивидуальную работу с носителем бренда по его гармоничной интеграции в текущую жизненную ситуацию, отработать и внедрить систему личной самопрезентации и продажи услуг. Такая работа, по ее словам, в целом стоит от тысячи до нескольких тысяч евро.

Будущее рынка

Собеседники издания уверены, что интерес к теме личного бренда продолжит увеличиваться, поскольку с каждым годом она обрастает новым спектром направлений, услуг. «На сегодня одного брендирования (упаковки) личности недостаточно — надо работать над мышлением, уверенностью, прокачивать навыки публичности и т. д. Народ требует подлинных личных брендов», — подчеркивает Елена Кемлер.

В свою очередь Елена Гудыно ожидает расширения и самого рынка. «Пока в большинстве случаев интерес наблюдается со стороны фрилансеров, самозанятых предпринимателей и первых лиц бизнеса, но в среднесрочной перспективе я прогнозирую рост и среди наемных сотрудников, которые начнут планомерно выстраивать карьеру, используя инструменты личного брендинга», — отмечает Елена Гудыно.

В любом случае все предпосылки для развития направления личного бренда налицо. Современный лидер должен активно, системно и последовательно транслировать свои убеждения и мировоззренческие установки, видение своего развития, а значит, услуги, связанные с личным брендом, будут лишь набирать актуальность.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Максим Махеров, преподаватель Первой Академии Маркетинга, экс-директор по маркетингу NPM Group

— В классическом маркетинге всегда происходила такая история: сначала появлялся некий продукт, и только спустя какое-то время (иногда довольно длительное) формировался бренд. Примерами могут служить всевозможные марки алкогольных напитков, швейцарские часы, ножи Золлинген, Кока-Кола и т.д. В современности все изменилось. Сегодня бренд может появиться раньше продукта. Другими словами, это уже маркетинг возможностей, а не продуктов. Примерно такая же эволюция наблюдается в личном брендинге: классный профессионал действительно становился лучше других и превращался в некий бренд (примером может служить тот же Радислав Гандапас, или Игорь Манн). Но ведь можно пойти и другим путем – найти перспективную нишу, понять потребности, заявить на основе этого ценность и уже сформировать себя как продукт под эти потребности.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ