В чью пользу происходит передел рынка новых легких коммерческих автомобилей?

Несмотря на принятое компанией Ford решение о сворачивании бизнеса по продаже легковых автомобилей в России, она остается одним из основных игроков сегмента новых легкого коммерческого автотранспорта. Концентрируя усилия на этом сегменте, Ford уже вышел на первые строчки по продажам, уступая только ГАЗу и УАЗу. Тем временем конкурирующий с ним Mercedes-Benz провалился в продажах после приостановки производства в Нижнем Новгороде.

LCV (Light Commercial Vehicles) — международное обозначение легких коммерческих автомобилей, включающее пикапы, малотоннажные фургоны и грузовики транспортной категории N1 (полной массой не более 3,5 т), а также микроавтобусы вместимостью до 17 пассажиров транспортных категорий M1 и М2 (но не более 3,5 т полной массы), согласно стандартам ЕАСС (Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации). 

О чем говорит статистика?

По данным аналитического агентства «Автостат», общероссийский рынок новых легких коммерческих автомобилей (LCV) в России по итогам I квартала 2019 года упал на 2,3% и составил 23,8 тыс. единиц. По итогам прошлого года падения не было — напротив, наблюдался небольшой рост. Так, в 2018 году объем рассматриваемого рынка в России составил 112,1 тыс. единиц, что на 3,2% больше, чем годом ранее.

Первое место на рынке с точки зрения объемов продаж удержал отечественный GAZ. На него пришлось 44% от общего объема рынка. Пока позициям GAZ ничего не угрожает — другие автопроизводители пока не приблизились к результатам завода. Здесь можно провести аналогию с сегментом легковых автомобилей, где «АвтоВАЗ» точно так же значительно обгоняет ближайших преследователей в лице Hyundai и KIA, а интерес представляет скорее то, как делят рынок оставшиеся игроки.

Вторую строчку, по данным «Автостата», занимает другой отечественный производитель — УАЗ, показатель которого составил 4,2 тыс. автомобилей (+1%). Вместе с тем по итогам 2018 года УАЗ потерял в продажах 10%, а на пятки ему уже наступает родственный Ford (дистрибьютором этой марки в России является СП Ford Sollers, при этом сам Sollers является собственником UAZ).

Несмотря на успехи марки Ford (2,5 тыс. шт.; +18,4%), темпы роста марки в I квартале 2019 года оказались скромнее, чем по итогам 2018 года (+30%), но по-прежнему измеряются двузначными цифрами.

В первую пятерку также попали отечественная Lada и немецкий Volkswagen.

По данным «Автостата», самый высокий среди участников Топ-10 рыночный рост наблюдается у корейского бренда Hyundai (+55,9%) и французского Peugeot (+21,2%). Последний был рекордсменом и по итогам 2018 года, когда увеличил продажи на 45%. А вот Mercedes-Benz, напротив, выбыл из Топ-5, где находился еще по состоянию на январь: продажи марки упали на 50,6% в связи с приостановкой производства в Нижнем Новгороде на мощностях GAZ. В минусе оказались также французские марки Citroen (–12,8%) и Renault (–4%).

Если рассматривать рынок LCV в разрезе моделей, то первенство принадлежит GAZ Gazelle Next, объемы реализации которой в январе-марте 2019 года составили 5,9 тыс. единиц, что на 6,7% меньше, чем год назад. По данным «Автостата», на эту модель пришлась четверть российского рынка новых автомобилей сегмента LCV. Следом в рейтинге идет Ford Transit (2,59 тыс. шт.; +24,7%), который за I квартал сумел выбиться на вторую строку. А замыкает тройку, по данным «Автостата», отечественный GAZ 3302 (2,16 тыс. шт.; –4%). Следующие шесть строчек в модельном рейтинге занимают отечественные автомобили — от УАЗ 3909 до Lada Largus VU. Самый высокий рост при этом демонстрирует GAZ 3221 (+76,7%), занимающий восьмую строчку.

Ситуация в Сибири в целом созвучна общероссийской. Первые строчки, по данным «АвтоСтат.инфо», в регионе также занимают GAZ, UAZ, и Ford. Однако в отдельных регионах Сибири Ford чувствует себя еще сильнее — так, например, в Красноярском крае по итогам 2018 года Ford удалось обогнать UAZ и занять второе после GAZ место по количеству регистраций.  А, например, в Иркутской области Ford, напротив, не попал в Топ-3, пропустив вперед Mercedes-Benz по итогам 2018 года.

Что касается популярных моделей, то Ford Transit в Сибири чувствует себя немного слабее, чем в целом по России, уступая GAZ 3302, однако удерживает первенство среди коммерческих автомобилей иностранных марок сегмента LCV. Вместе с тем в отдельных регионах СФО, например, Красноярском крае, Ford Transit уступает по объемам только GAZ Gazelle Next. А вот в Иркутской области Ford Transit, напротив, оказался позади не только GAZ Gazelle Next и GAZ 2752 Sobol, но и UAZ 3909, UAZ 2206, а также Mercedes-Benz Sprinter.

Кто кого?

Одним из главных ньюсмейкеров в сегменте LCV в I квартале 2019 года можно считать Ford. Несмотря на заявления марки об уходе из России, Ford планирует не только остаться в сегменте LCV, но и усилить в нем свои позиции.

Так, в обращении компании к дилерам говорится, что все основные ресурсы и компетенции дистрибьютора будут направлены именно на развитие модельного ряда на базе Ford Transit, включая программу локализации, снижения себестоимости и стоимости эксплуатации автомобиля с учетом климатических и дорожных условий в России.

Ford оценивает емкость этого сегмента на уровне 80 тыс. автомобилей в год с перспективой роста до 100 тыс. автомобилей в год в ближайшие пять лет. В компании отмечают, что благодаря последовательной стратегии развития дилерской сети и расширению модельного ряда Ford Transit за счет специальных версий доля рынка Ford в рассматриваемом сегменте увеличилась практически в три раза — с 6% в 2014-м до 15% в 2018 году. При этом, несмотря на значительное снижение автомобильного рынка после кризиса 2014 года, объем продаж Ford Transit в 2018 году по сравнению с 2014 годом вырос в два раза.

Таким образом, решение компании оставить на рынке Transit выглядит достаточно обоснованным. Как говорится в официальном сообщении компании Ford, разосланном партнерам, у действующих дилеров есть два варианта: трансформировать салоны в специализированные Transit-центры по продаже и обслуживанию коммерческих автомобилей Ford, а также обслуживанию легковых моделей марки, либо переходить в статус официального сервисного дилера по обслуживанию легковых и коммерческих автомобилей. Понятно, что перспективу перепрофилироваться в Transit-центры выберут далеко не все дилеры. Но тем не менее, даже если половина всей сети примет решение в пользу такого варианта, то Ford может еще усилить свои позиции в сегменте LCV и нарастить продажи за счет увеличившегося количества салонов и концентрации дилеров на единственной модели. Среди сибирских дилеров интерес к дилерству коммерческой линейки есть. Как ранее писал «Континент Сибирь», компании «Автолига» (официальный дилер Ford в Новосибирске), «Феникс Авто» (официальный дилер Ford в Омске), «Первая Автоколонна» (официальный дилер Ford в Иркутске) отмечали, что планируют и дальше продолжать работу с Ford по направлению коммерческого транспорта в формате Transit-центра.

Решение Ford усилить позиции в сегменте LCV выглядит логичным еще и вследствие подвешенного состояния одного из конкурентов среди иностранных брендов — марки Mercedes-Benz. По итогам 2018 года в некоторых регионах Сибири, в частности, в Иркутской области, этот бренд обгонял по продажам Ford в сегменте LCV. Однако уже по итогам I квартала ситуация изменилась в связи с тем, что производство модели Mercedes-Benz Sprinter на конвейере завода GAZ в Нижнем Новгороде было приостановлено. Оно так и не возобновлено, при этом официальных заявлений о прекращении производства со стороны Mercedes-Benz до сих пор нет. Руководители сразу нескольких сибирских официальных дилеров марки отметили в разговоре с «КС», что уже давно находятся в подвешенном состоянии и ожидают официальных заявлений от «Мерседес-Бенц РУС». Пока у дилеров доступны автомобили немецкой сборки, но они продаются по совсем другой стоимости, что делает их менее конкурентоспособными. В самом «Мерседес-Бенц РУС» от комментариев отказались.

В качестве одной из возможных причин остановки конвейера дилеры называют санкции в отношении Олега Дерипаски, основного бенефициара GAZ. Однако ожидать скорейшего восстановления производства не приходится. По данным, которые приводит «Авторевю», конвейер, на котором производился Sprinter, уже демонтирован.

Таким образом, освободившуюся нишу достаточно легко способен занять Ford Transit, что, вероятно, учитывала в своем анализе и сама марка.

Новые игроки

В 2019 году на рынке LCV появится новый игрок. Компания Opel, входящая в состав группы PSA (Peugeot-Citroen), объявила о возвращении на местный рынок. Ее модельный ряд будет состоять из коммерческого фургона Opel Vivaro Transporter, пассажирского автобуса Opel Zafira Life и модели Opel Grandland X. Первые две модели встанут на конвейер завода в Калуге. Таким образом, Opel делает ставку именно на сегмент коммерческого автотранспорта. Интересно и то, что управляющим директором Opel, Peugeot, Citroen, DS в России является Алексей Володин, который ранее являлся топ-менеджером «Группы ГАЗ».

Мнения участников рынка по поводу возвращения марки различаются. «Линейку коммерческих автомобилей Peugeot/Citroen на сегодня нельзя считать успешной в России, поэтому решение о выводе на этот рынок соплатформенных моделей Opel вызывает еще больше вопросов. Вряд ли они смогут существенно усилить позиции группы, скорее, наоборот, будет наблюдаться «каннибализм», когда выбор в пользу Opel могут сделать действующие клиенты Peugeot/Citroen», — отмечает в разговоре с «Континентом Сибирь» на условиях анонимности топ-менеджер одного из автодилеров.

Напомним, что Opel с 2008 по 2015 год присутствовал на рынке LCV в России, но заметных успехов действительно не добился.

Впрочем, некоторые собеседники издания считают, что известность в России марки Opel может способствовать неплохому старту продаж новинок, однако признают, что говорить о смене расстановки сил здесь не приходится — событием для рынка это не станет.

Оставляйте заявки на вступление в нашу Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой сфере в регионе.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ