Евгений Лебедев: «Инвестиции в школы — это вложения в будущее»

Стартовавшая в начале февраля запись дошкольников в первые классы школ в очередной раз выявила пробелы образовательной инфраструктуры Новосибирска. На вопрос, смогут ли городские власти обеспечить к 2025 году выполнение президентского поручения и перевести школы на обучение в одну смену, в интервью «КС» отвечает депутат Совета депутатов Новосибирска ЕВГЕНИЙ ЛЕБЕДЕВ.

— Евгений Владимирович, недавно вы анализировали состояние структуры дошкольного образования в Новосибирске. Насколько оптимистичнее, на ваш взгляд, обстоят в городе дела с обеспеченностью школами?

— Я полагаю, все еще хуже и серьезней, потому что школьных зданий требуется городу больше, чем детских садов. В качестве иллюстрации к своим словам я приведу несколько цифр: около 180 тыс. человек — более половины школьников всего региона — учатся в Новосибирске, при этом за последнее десятилетие в областном центре было построено лишь пять школ. Каким образом городские власти всего за несколько лет смогут исполнить поручение Владимира Путина, если в 70% новосибирских школ дети учатся в две смены?

— Может быть, будет построено необходимое количество новых школ?

— На систему муниципального образования в текущем году город потратит 56,3% всех расходов, из этого объема более половины будет направлено на школы. В ближайшее шестилетие в Новосибирске планируется построить 13 новых школ, реконструировать 16 школ и капитально отремонтировать еще 67 школ, однако нужного объема средств нет ни в областной, ни в городской казне. Около 70% финансирования власти намереваются получить из федерального бюджета, но выделит ли Москва столько денег — неизвестно, потому что создание одного только школьного места обходится в 800 тыс. рублей.

Между тем проблема нехватки мест в школах нарастает, как снежный ком, и ее необходимо решать, пока ситуация совсем не вышла из-под контроля. Во многих школах города, особенно в районах новостроек, лимиты значительно превышены: не хватает мест в Чистой Слободе, на Горском, МЖК и Плющихинском жилмассивах, причем записать ребенка можно только в школу, которая прикреплена к месту его регистрации. Несмотря на то что запущена запись через сектор госуслуг, многие родители предпочитают устраивать детей в школу лично: занимают очереди с вечера, простужаются на морозе, проводят переклички, иногда дело доходит даже до драк. Мыслимо ли представить такое в XXI веке?

— Тем не менее строительство новых школ в городе ведется?

— Конечно. К следующему учебному году планируется открыть три школы на 1100 мест каждая: на улице Потылицина (Октябрьский район), на улице Титова (Чистая слобода) и на улице Шевелева (Южно-Чемской жилмассив). В какой-то степени это сгладит существующее напряжение, однако проблемы не снимет.

В прошлом году наделало шума видеообращение жителей микрорайона «Стрижи» к президенту России: граждане просили Владимира Путина посодействовать в реконструкции школы № 51, где в здании, рассчитанном на 590 человек, учатся более 1200 школьников. Президент услышал людей и выделил почти 500 млн рублей из федерального резервного фонда, но такой выход из ситуации не может стать панацеей для решения всех проблем.

— А как, например, вы относитесь к возведению пристроек к уже действующим школам?

— Это примерно то же, что пришивать свежую заплату к драным штанам. Да, к уже упомянутой мной школе № 51 сделали две пристройки, но предварительно был выполнен капитальный ремонт имеющегося здания. А вот другой пример: четырехэтажное здание школы № 82 было построено еще в 1938 году, но к нему лепят еще одну пристройку на 472 места. К лицею № 130 в Советском районе планируют сделать пристройку, где расположатся бассейн и часть лабораторий. Это обойдется почти в полмиллиарда рублей. Так что же выгодней, строить новые школы или устраивать из старых своеобразные «вороньи слободки» из бесконечных пристроек?

— Тогда какие рецепты можете предложить вы для расшивки узких мест в этой сфере городского хозяйства?

— Во-первых, надо создавать перспективную схему развития инфраструктурных объектов на пятилетку как минимум, в которой оценить, спрогнозировать и увязать между собой численность населения, имеющееся количество школьных мест и существующую потребность с поправкой на будущий рост города. А уже на этой основе можно построить территориальную схему расположения новых общеобразовательных учреждений и оценить предстоящие затраты.

Во-вторых, надо смелей обращаться за помощью в федеральный бюджет. Мы — третий по численности населения город страны, соответственно, и потребности у нас выше, чем в других регионах и областных центрах. Сейчас в Новосибирске функционируют 212 школ, и государство должно сознавать: возведение новых и обслуживание старых школ требуют значительных средств, изыскать которые на местном уровне невозможно. В-третьих, следует изыскивать возможности внебюджетного финансирования. Уже имеются примеры взаимовыгодного сотрудничества, когда строительные компании финансируют первый этап строительства школы, а затем к процессу подключается бюджет.

Лишь задействовав все возможные механизмы планирования и финансирования, мы избавим новосибирских школьников от необходимости заниматься в две, а то и в три смены, создав поистине современное образовательное пространство.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ