Как изменились цены на продукты питания с начала 2019 года?

Какие факторы повлияли на повышение ценников в крупных торговых сетях региона с начала 2019 года, какие продукты наиболее заметно поднялись в цене и как производители и ритейлеры сдерживают дальнейший рост? Об этом — в материале «Континента Сибирь».

Как сообщает Сибирское главное управление Центрального банка РФ, за период с января 2018 года по январь 2019 года цены на продукты в регионе выросли на 5,2%, а в феврале этот показатель увеличился до 5,9%.

Начальник Сибирского ГУ банка России Николай Морев рассказал, что ускорение роста цен является временным и связано в первую очередь с действием разовых факторов, включая повышение НДС и рост издержек на отдельных продовольственных рынках. «По прогнозам Банка России, к концу 2019 года годовая инфляция достигнет 4,7–5,2% и вернется к 4% в первой половине 2020 года», — отметил он.

Повышения и понижения

Коммерческий директор ООО «ТХ Сибирский Гигант» (развивает магазины под брендами «Горожанка», «Мегас», «Гигант») Ольга Занина в разговоре с «Континентом Сибирь» самое значительное повышение цен отметила в алкогольной группе товаров. Так, к примеру, стоимость винной продукции выросла на 10–15%. Кроме того, можно было заметить увеличение ценника на такие категории товаров, как чипсы, бытовая химия, детское питание, напитки, кондитерские изделия, молочные продукты и табак.

Коммерческий директор ООО «ТХ Сибирский Гигант» Ольга Занина
Коммерческий директор ООО «ТХ Сибирский Гигант» Ольга Занина самое значительное повышение цен отметила в алкогольной группе товаров. Фото Михаила Перикова

В то же время Сибирское управление Центрального банка выявило удешевление картофеля, моркови и лука в феврале 2019 года. Произошло это, по мнению экспертов, благодаря хорошему урожаю 2018 года. А вот на такие товары, как капуста, огурцы и помидоры, рост цен, наоборот, ускорился. Ведь производство капусты в прошлом сезоне снизилось, а качество урожая не гарантировало длительных сроков хранения. Эти факторы привели к уменьшению предложения, что и подтолкнуло цены вверх.

Кроме всего вышеперечисленного, на цены также повлияла стоимость электроэнергии, ведь нужно поливать, освещать и обогревать теплицы. Дороже стали и импортные удобрения, рассада, а также химикаты для обработки вредителей.

Сибирским управлением Центрального банка было замечено повышение мировых и внутренних цен на зерно, за счет этого подорожали мука, макароны, хлеб и некоторые крупы — пшено, рис, манка. При этом гречка и овсяные хлопья, напротив, подешевели.

Среди производителей, которые ранее активно не поднимали цены и не успели компенсировать увеличение издержек, ускорился рост цен на говядину и баранину. На яйца, сахар и свинину рост цен, наоборот, замедлился. Доступнее по цене, чем год назад, стали красная рыба и икра.

Как рассказал «Континенту Сибирь» директор по маркетингу красноярской продуктовой сети «Красный Яр» и дискаунтеров «Батон» Виктор Бахов, массового роста цен на отдельные категории товаров за I квартал 2019 года в их торговых сетях не наблюдалось. «Были точечные повышения, но это «отыграла» новая ставка налога, большинство производителей компенсировали НДС», — отметил он. Кроме того, по словам Виктора Бахова, в начале 2019 года рост цен был несколько выше, чем в аналогичном периоде 2018 года, что также связано с различными сезонными факторами, например, неурожаем круп.

Директор по маркетингу красноярской продуктовой сети «Красный Яр» и дискаунтеров «Батон» Виктор Бахов
Директор по маркетингу красноярской продуктовой сети «Красный Яр» и дискаунтеров «Батон» Виктор Бахов заверяет, что массового роста цен на отдельные категории товаров за I квартал 2019 года в их торговых сетях не наблюдалось. Фото предоставлено спикером.

Аналитическая компания Nielsen предоставила «Континенту Сибирь» данные о том, на какие категории товаров в магазинах сильнее всего вырос ценник. «В Сибири натуральный оборот в продовольственных категориях в целом демонстрирует небольшую положительную динамику (+1% в натуральном выражении год к году: февраль 2019-го — март 2018-го по сравнению с февралем 2018-го — мартом 2017 года). Что касается изменения цен в аналогичных периодах, то средневзвешенная цена условного килограмма/литра в целом на рынке продовольственных товаров увеличилась на 7%», — посчитали в компании.

Инфографика: Nielsen

В Nielsen отметили, что рост цен в непродовольственном секторе значительно ниже, чем на рынке продовольственных товаров.

Причины роста

Ольга Занина считает основной причиной роста цен на алкогольную группу увеличение стоимости акцизной марки. Аналогичная ситуация, по ее мнению, обстоит с ценами на табак. «Весной массово подняли цены компании, поставляющие шоколадные изделия, такие как Mars, Mondelez, все, что связано со сладким. Они ссылаются на сырьевую базу, на изменение налоговых обременений, рост стоимости бензина», — отметила коммерческий директор ООО «ТХ Сибирский Гигант».

По мнению Ольги Заниной, на рост цен больше всего повлияло удорожание топлива, ведь транспортные затраты занимают весомое место в итоговой себестоимости товара. Кроме того, добавила она, многие поставщики ссылаются на рост цен на сырье. Например, в молочной категории одна из частых причин изменения ценника на продукты переработки — рост стоимости закупки молока.

В свою очередь Виктор Бахов, помимо налогов и сборов, выделяет среди факторов повышения цен рост ключевой ставки и стоимости кредитов. Кроме того, закупка валюты Минфином и политические проблемы, по его наблюдениям, привели к росту доллара — с 55–57 рублей в 2018 году до 64–66 рублей в 2019 году.

Новая ставка НДС

Основатель сети магазинов «Низкоцен», омский предприниматель Виктор Шкуренко считает, что на рынок с начала года повлияло одно ключевое обстоятельство — повышение НДС. Однако он отметил, что этот фактор не сработал, потому что в сложившейся ситуации сети и производители попытались сделать все возможное, чтобы избежать повышения цен на товары. «Производители и ритейлеры фактически снизили на эти 2% стоимость товаров. Таким образом, взяли всю нагрузку на себя», — рассказал Виктор Шкуренко.

Основатель сети магазинов «Низкоцен», омский предприниматель Виктор Шкуренко
Основатель сети магазинов «Низкоцен», омский предприниматель Виктор Шкуренко считает, что на рынок с начала года повлияло одно ключевое обстоятельство — повышение НДС. Фото Михаила Перикова.

Основной причиной для такого решения стала конкуренция, ведь, по мнению основателя сети «Низкоцен», в краткосрочной перспективе выигрывает тот, кто не меняет ценник. Потому что потребители сети это замечают. В итоге отсутствие значительного роста цен — результат конкурентной борьбы. Как следствие, это снижение маржинальности в целом по рынку. «Скорее всего, может быть, к весне, лету будет постепенный рост цен как последствие этих 2%. Сейчас краткосрочно все ужались, но в любом случае будет еще какой-либо повод для поднятия цен, например, топливо, сырье, курс доллара. Хотя сейчас рубль укрепляется, и это тоже смягчает рост цен», — прогнозирует Виктор Шкуренко.

Состав и вес продукции

Часто производители идут на различные хитрости, чтобы удержать цены и не поднимать их. Как правило, это упрощение состава продукта, а также изменение веса товара в упаковке. «Например, некоторые производители сливочного масла с упаковки 180–200 граммов перешли на 150, есть колбасы, которые снизили вес палки с 380 до 350 граммов», — сообщил директор по маркетингу красноярской продуктовой сети «Красный Яр» и дискаунтеров «Батон». Вместе с тем, по его мнению, это скорее «точечные инициативы», и каких-либо кардинальных изменений состава и веса продукции не наблюдается.

Причина подобных изменений кроется в финансовом состоянии потребителя, считает Виктор Шкуренко. Ведь доходы населения не растут. Основной потребительский тренд — экономия, поэтому покупатели готовы идти на компромисс. «Они молча соглашаются с политикой производителя, который упрощает состав и уменьшает упаковку. Все вещи, связанные с модой на натуральные продукты и органическую еду, — лишь слова. В реальности покупатель не готов переплачивать за качество, разве что какой-то маленький процент людей», — отметил основатель сети магазинов «Низкоцен».

Инфографика: Nielsen

Новосибирский предприниматель, основатель проекта NEWKOLHOZ Константин Терещенко тоже считает, что покупательская способность в регионе падает. «В последнее время люди активнее реагируют на скидки, распродажи и акции, таким образом, запасаясь дешевыми товарами впрок. Рыбу, молоко, масло, хлеб и мясо покупают в любом случае. Однако отказываются от многих товаров в пользу дешевых. Например, все больше покупателей начинаю употреблять курицу взамен других видов мяса, ведь она более дешевая», — делится наблюдениями Константин Терещенко.

Новосибирский предприниматель, основатель проекта NEWKOLHOZ Константин Терещенко
Новосибирский предприниматель, основатель проекта NEWKOLHOZ Константин Терещенко сетует на то, что покупательская способность в регионе падает

Меры для сохранения продаж

Как поясняет Виктор Бахов, когда поставщик увеличивает стоимость своих товаров, ритейлер в первую очередь ведет с ним переговоры об обоснованности повышения цены, запрашивает необходимые документы. После этого занимается мониторингом цен у других игроков рынка. «Если повышение не обосновано — компания ищет альтернативного поставщика на данный продукт или договаривается об отсрочке повышения. В особо конфликтных случаях работа с поставщиком может быть прекращена. Немотивированные повышения цен сейчас недопустимы, потому что прежде всего наша компания готова отстаивать интересы покупателя», — сообщил Виктор Бахов.

Однако нельзя заменить поставщиков, товары которых пользуются большим спросом у покупателей. Например, производителей продукции Danone, Lays, Pepsi. В сетевых магазинах ООО «ТХ Сибирский Гигант» в таких случаях пытаются договориться с поставщиком. Ольга Занина рассказала, что когда ритейлер соглашается с повышением цены, то в первую очередь просит поставщика поставить акцию на топовые позиции своей продукции. «За счет этих акций мы как бы замедляем возможный резкий рост цен на полке. Потому что поставщик тоже понимает, что нельзя резко менять стоимость. Поэтому часть повышения мы транслируем сразу на полки, а на основные ходовые позиции пытаемся согласовать с партнером скидку на длительный период, чтобы клиент мог постепенно входить в новую ценовую модель», — отметила она.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ