«Не забывая про крупных игроков, мы становимся всё более открытыми для малых предприятий»

В мае 2018 года должность начальника Западно-Сибирской железной дороги занял АЛЕКСАНДР ГРИЦАЙ. В интервью «Континенту Сибирь» он рассказал о том, что находится в фокусе его внимания с точки зрения развития ЗСЖД, какие крупные инфраструктурные проекты планируется реализовать и какие нововведения должны заметить пассажиры.

— Александр Валерьевич, как вы оцениваете итоги 2018 года для Западно-Сибирской дороги? Удалось ли достичь желаемых показателей?

— Скажу так: последние 30 лет мы шли к тому, чтобы достичь пикового со времен Советского Союза уровня погрузки — в 311,3 млн тонн. И вот в прошлом году этот знаковый для магистрали рубеж преодолен — погружено более 314 млн тонн различных грузов. Максимальный объем был достигнут по каменному углю — потребителям отправлено свыше 243 млн тонн. Вместе с тем я хотел бы отметить, что не единым углем жива железная дорога. Мы планомерно работаем над увеличением перевозки высокодоходных грузов, в первую очередь таких как нефть, зерно и продукты перемола: благодаря новым формам работы с партнерами-грузоотправителями их доля возросла и составила 41 млн тонн.

Активно развиваем дополнительные транспортные сервисы, к примеру, диспетчерское сопровождение грузов, интересные логистические схемы, в том числе включающие кооперацию с несколькими видами транспорта.

Еще совсем недавно для того, чтобы осуществить грузовую перевозку по железной дороге, требовалось приложить пакет из более, чем 10 различных документов, а уже сегодня – всего из четырех. И работа в этом направлении продолжается дальше, чтобы сделать процесс еще проще для партнеров-грузоотправителей.

Одним из наиболее перспективных направлений для нас является перевозка грузов в контейнерах, темпы прироста которой находятся на уровне 10–15% ежегодно.

Добавлю, что прошедший год стал успешным в части реализации программы капитального ремонта и реконструкции инфраструктуры. Так, крупными видами ремонта оздоровлено свыше 670 км пути. Наши планы нацелены на дальнейшее наращивание объемов ремонта. Мы должны быть уверены в том, что инфраструктура нас не подведет, безопасность движения будет обеспечена.

Конечно, все эти результаты достигаются прежде всего за счет слаженной работы коллектива. Люди — это основной, наиболее ценный капитал, позволяющий решать множество самых сложных задач на самом грузонапряженном участке РЖД, которым является Западно-Сибирская железная дорога.

— А как обстоят дела с привлечением пассажиров на железнодорожный транспорт?

— 2018-й стал годом стабильного роста пассажирских перевозок поездами дальнего следования, услугами которых на полигоне дороги воспользовались 5 млн 270 тысяч человек, что на 220 тысяч больше, чем годом ранее. 38 млн пассажиров перевезено пригородными поездами, что соответствует уровню 2017 года. Негативная тенденция падения пассажиропотока остановлена, и в текущем году мы должны закрепить результат, реализовав ряд мероприятий, которые позволят нам добиться уже положительной динамики.

На магистрали растет пассажиропоток
На магистрали растет пассажиропоток

Расскажу о том, что уже сделано в этом направлении. Во-первых, мы изменили и расширили маршрутную сеть, а во-вторых, кардинально усовершенствовали схему работы с нашими пассажирами, начиная с момента выбора вида транспорта для поездки.

Помимо базовых в компании динамично развиваются новые сервисы: это различные программы лояльности, в том числе в пригородном движении, возможность приобретения билетов через Интернет, билетопечатающие устройства и др. В дальнем сообщении работает динамическое ценообразование. Билеты можно приобрести за 90 дней до поездки, а не так как раньше – 45 суток.

С 2019 года в расписании дополнительно назначены пассажирские поезда Томск –Бийск, Томск–Караганда, Новосибирск–Абакан, Новокузнецк–Тюмень. Продлен маршрут пассажирского поезда Новосибирск–Адлер, который теперь отправляется со станции Барнаул. Решаются вопросы обновления парка пассажирских вагонов.

— Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев отмечал, что объемы погрузки кузнецкого угля должны вырасти с 268,7 млн тонн в 2018 году до 394,6 млн тонн в 2025 году. Фактически все эти объемы лягут на плечи ЗСЖД. Какие мероприятия по увеличению пропускной способности ЗСЖД будут выполнены в связи с этим?

— Действительно, цифры значительные, и семь лет пройдут очень быстро. Наращивание объемов такими темпами требует от нас серьезных вложений в инфраструктуру. Железная дорога в рамках Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года планирует реализовать ряд крупных инвестиционных проектов.

Прежде всего — реконструировать законсервированный тоннель на 106–107 км участка Артышта–Томусинская, сделав участок двухпутным. Предстоит ликвидировать ограничения по энергетике и усилить устройство тягового энергоснабжения на участке Артышта–Тырган–Томусинская–Междуреченск.

В наших планах — реконструкция станций Междуреченск, Новокузнецк-Восточный, Алтайская. Мы уже приступили к проектным работам по развитию пропускных способностей участка Бердск–Черепаново, это необходимо в первую очередь для обеспечения возрастающих объемов погрузки «Сибирского Антрацита».
Естественно, потребуется и дальнейшее обновление тягового подвижного состава, модернизация железнодорожного пути.

Реализация инвестиционной программы направлена на гарантированное выполнение ключевых обязательств по обеспечению возрастающих объемов перевозки пассажиров и грузов

Мы активно работаем и взаимодействуем с угольными компаниями. Для опережающего развития железнодорожной инфраструктуры предприятий под прогнозируемые объемы погрузки только за последние пять лет реализован ряд проектов технологического присоединения подъездных путей к путям общего пользования, с серьезными инвестициями в инфраструктуру ОАО «РЖД». Сумма привлеченных средств составила почти 1,5 млрд рублей (станции Комбинатская, Спиченково, Притомье, Мереть, Терентьевская, Бардино, Мыски, раздельный пункт Улус). Такая работа будет продолжена и в дальнейшем.

— Если в целом говорить об инвестиционной программе Западно-Сибирской железной дороги на этот год, какие еще знаковые и приоритетные проекты с точки зрения инвестиций, прежде всего в инфраструктуру, вы намерены реализовать?

— В 2019 году на полигоне Западно-Сибирской железной дороги за счет средств ОАО «РЖД» планируется реализовать инвестиционную программу в объеме более 23 млрд рублей, что почти на 6 млрд рублей больше, чем годом ранее.

Стратегическими направлениями капитальных вложений по-прежнему остаются обеспечение безопасности движения, снятие инфраструктурных ограничений, повышение транспортной доступности, обновление подвижного состава.

Из приоритетных проектов можно выделить обновление более 600 км железнодорожного пути, реконструкцию вокзальных комплексов на станциях Бердск, Сокур, Чаны, Татарская. Запланирован ввод в эксплуатацию нового учебного центра для работников железной дороги в городе Новосибирске. Локомотивный парк пополнится современными грузовыми электровозами в количестве 14 единиц и 20 маневровыми тепловозами.

Локомотивный парк дороги ежегодно обновляется
Локомотивный парк дороги ежегодно обновляется

Безусловно, реализация инвестиционной программы направлена на гарантированное выполнение компанией ОАО «РЖД» ключевых обязательств по обеспечению возрастающих объемов перевозки пассажиров и грузов.

— Какова судьба проекта железнодорожного обхода Омска? Ранее планировалось, что новая линия будет проложена от станции Татарская (Новосибирская область) до станции Называевская (Омская область) с выходом на Тюмень. Что можете сказать о проекте железной дороги Бийск–Горно-Алтайск?

— Проекты железнодорожного обхода города Омска, строительство железной дороги Бийск–Горно-Алтайск присутствуют в транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, но решений о механизме выделения средств на эти цели на сегодняшний день нет. Поэтому скажу так: перспективы по этим проектам зависят от многих факторов, в том числе и от потенциального пассажиропотока. Мы об этих планах не забываем, вопрос внимательно изучается.

— Вы упоминали о развитии железнодорожного сообщения в направлении различных курортов Сибири. Можете ли вы рассказать подробнее о том, какие проекты уже реализованы?

— Мы активно развиваем востребованные у сибиряков туристические направления, например такие, как горнолыжный курорт Шерегеш, Горный Алтай. В планах — широко задействовать механизмы «единого билета» на разные виды транспорта. Например, человек, добравшись поездом до Бийска, сможет пересесть на автобус, следующий до курортной зоны, без покупки дополнительного билета.

В прошлом году мы запустили до Шерегеша из Новокузнецка специальный железнодорожный экспресс. С 15 декабря по просьбам пассажиров маршрут был продлен до станции Прокопьевск. Со дня запуска услугами маршрута воспользовались уже 9 тысяч пассажиров.

Активно работает компания «Алтай-Пригород», которая особое внимание уделяет деятельности, направленной на развитие местного туризма. С 2010 года действует экскурсионная программа «Познаем Алтай», благодаря которой жители и гости края имеют возможность совершать путешествия на скорых пригородных поездах.

Программа объединила в единый комплекс туроператоров, музеи, выставочные залы, предприятия.

Разработано 12 однодневных туристских маршрутов. Самые популярные из них: обзорные экскурсии по краевой столице, путешествие на родину В. М. Шукшина в село Сростки. В зимнее время года особым интересом пользуется посещение уникального природного объекта — Заказника «Лебединый», единственного места в России, где лебеди остаются на зимовку. Всего за 2018 год перевезено почти 15,5 тысячи туристов, что на 14% больше, чем в 2017 году.

Существуют и другие программы, например, «Краеведческий экспресс», которую реализует компания «Экспресс-пригород». Суть проекта заключается в организованной доставке детей, школьников, проживающих в отдаленных районах Новосибирской области, в город Новосибирск на пригородных поездах. Всего в рамках проекта перевезено уже около 2 тысяч школьников. Добравшись до Новосибирска, ребята посещают значимые культурные и исторические объекты, праздничные мероприятия.

Есть интересные проекты с участием железнодорожного транспорта для гостей и жителей Омской области. Компания «Омск-пригород» подготовила краеведческие туры: на станцию Мариановка, известную Марьяновскими боями в период Гражданской войны; станцию Любинская, ставшую во многом судьбоносной для последнего российского императора Николая II и его семьи. В электропоезде по пути следования предусмотрено использование аудиогида с интересной информацией об истории железнодорожных станций и их названий, фактах, связанных с Транссибирской магистралью.

Для нас это очень важно, уже порядка 3–4 лет мы подробно изучаем историю каждой станции железной дороги: как она появилась? И для чего? У нас есть описание всех станций и остановочных пунктов, которые располагаются в границах магистрали.

Радует, что краеведческие туры начинают пользоваться очень серьезной популярностью, особенно у школьников. Это абсолютно правильно, на мой взгляд: без знания своей истории — нет будущего.

— Многие вокзалы Новосибирской области уже обновлены, какие на очереди?

— В этом году мы завершим реконструкцию вокзалов в Татарске и Чанах. Эти районные центры получат, по сути, новые вокзалы: многофункциональные, с хорошей системой безопасности, современной инфраструктурой, доступной в том числе и для наших маломобильных пассажиров.

Открытие вокзала на станции Усть-Тальменская
Открытие вокзала на станции Усть-Тальменская

Работу по реконструкции этих и других вокзалов мы ведем совместно с властями регионов и районов, ведь привокзальные площади принадлежат муниципалитетам. Важно приводить в порядок, обновлять инфраструктуру и территорию комплексно.

Люди – это основной, наиболее ценный капитал, позволяющий решать множество самых сложных задач на самом грузонапряженном участке РЖД, которым является Западно-Сибирская железная дорога

В 2018 году закончено проектирование нового вокзального комплекса в Бердске, начаты строительно-монтажные работы, сдача в эксплуатацию планируется в конце 2020 года. В существующем здании разместятся служебно-технические помещения, в новом спроектированном терминале — основные помещения для обслуживания пассажиров. Такой подход обеспечит выполнение требований транспортной безопасности, доступа для маломобильных граждан, благоустройство прилегающей территории и перрона, а также создание инфраструктуры для пассажиров автомобильного транспорта.

— Больным вопросом для горожан традиционно бывают железнодорожные переезды в черте Новосибирска. Мэрия города согласовала с вами переезд с ул. Фадеева на ул. Тюленина. В чем сложность решения вопроса?

— Поверьте, мы постоянно мониторим и реагируем на транспортную ситуацию в границах и на подходах к переездам. Для того чтобы минимизировать время закрытия переездов, совмещен ряд процессов, упорядочено время выезда составов на магистральные пути. Конечно, осуществляется контроль за содержанием железнодорожных переездов, своевременно выявляются неисправности, объекты оперативно приводятся в нормативное состояние.

Есть и другие примеры: несколько лет назад на ряде переездов мы брали на себя обязательства в час пик, утром и вечером, их не закрывать. Мы максимально идем навстречу муниципалитету, потому что понимаем: все вопросы, которые касаются жизни Новосибирска, должны решаться совместно и, конечно, в рамках законодательства.

Для такого крупного мегаполиса, где очень активное железнодорожное и автомобильное движение, кардинальным решением вопроса может быть только строительство транспортных развязок. Тоннель около наукограда Кольцово является хорошим примером такого решения.

Отмечу, что данные вопросы лежат в компетенции городских и региональных властей, строительство развязок, иных объектов автодорожной инфраструктуры не является прерогативой ОАО «РЖД». Понятно, что все это требует очень серьезных инвестиций, и быстро такую проблему не решить.

Мы со своей стороны, как я уже говорил, делаем все возможное для того, чтобы при проезде через переезды скорость автотранспорта не снижалась. Железная дорога обустроила четырехполосное движение на Мочищенском переезде. Иная ситуация сложилась на переезде по улице Фадеева: здесь вопрос заключается в том, что строительство переезда невозможно осуществить силами РЖД. Но с нашей стороны никаких задержек нет — проект строительства переезда, соединяющего улицы Фадеева и Гребенщикова, рассмотрен и согласован установленным порядком.

— В целом на сегодня довольны ли вы качеством и уровнем взаимодействия с властями регионов Западной Сибири? Насколько конструктивно строится диалог?

— РЖД — это социально ответственная компания, и в своей работе мы, безусловно, этого принципа всегда придерживаемся. Наше взаимодействие с органами власти выстроено уже достаточно давно и имеет свои положительные результаты.

У нас нет каких-то неразрешимых противоречий ни с одним регионом, а рабочие моменты есть и будут. Общее видение развития как городской, так и железнодорожной инфраструктуры существует, мы всегда находим понимание. И я хочу поблагодарить глав регионов и их команды за такую конструктивную позицию.

— Как бы вы охарактеризовали текущее положение в вопросах сопряжения различных видов транспорта для перевозки грузов и пассажиров?

— Потребность, или лучше — необходимость использовать несколько видов транспорта при своей поездке у жителя Сибири не снижается, а год от года растет. Соответственно, наша задача — выстроить так называемую бесшовную технологию, чтобы человек переходил с одного вида транспорта на другой без каких-либо проблем, чтобы это не было для него дополнительным бременем с точки зрения времени, затрат и так далее.

К примеру, на станции Сеятель мы совместно с властями города и области построили транспортно-пересадочный узел, где у любого человека есть возможность на специальной парковке оставить свой автомобиль и пересесть на электропоезд, который позволит без пробок добраться до центра города за 25 минут. Если говорить о наших предшественниках, то так в свое время было синхронизирована работа метро и пригородного вокзала — они были связаны переходом.

Мы активно подмечаем позитивный опыт наших коллег из других транспортных отраслей: авиации, автомобильного и автобусного транспорта, взаимодействуем с нашими партнерами, стараемся с ними кооперироваться. Например, с аэропортом Толмачево.

— А как же конкуренция?

— Если рассуждать с позиции сугубо хозяйствующих субъектов, тогда действительно возникает вопрос конкуренции. Однако если смотреть на ситуацию комплексно, думать о комфорте людей, то становится понятно, что пассажиру нужно предоставлять комплексный транспортный продукт, в котором один вид транспорта дополняет другой.

И мы уже частично на этот уровень вышли, к примеру, туристический мультимодальный маршрут «Шерегеш-экспресс» (электропоезд + автобус).
Что касается региональных перевозок, то между поездом и самолетом конкуренция была всегда. Сейчас региональное авиасообщение получило дополнительную поддержку государства, мы это видим, но нас это не пугает, наоборот, заставляет работать более качественно, предлагать пассажирам новые услуги.

К примеру, активным спросом пользуются междугородные «Дневные экспрессы». Честно скажу, такого эффекта никто не ожидал. Считалось, что пассажиру удобнее совершать поездки на поезде в ночь: лечь спать и проснуться утром уже в другом городе. Однако «Дневной экспресс» оказался очень востребованным.

Наше взаимодействие с органами власти выстроено уже достаточно давно и имеет
свои положительные результаты

Конкуренция с автомобильными перевозками отслеживается нами в каждом регионе отдельно, соотношение автомобильного и железнодорожного транспорта практически не меняется, принцип использования определенного вида транспорта зависит от удобства в конкретной ситуации.

Однако сейчас мы активно будем развивать контрейлерные перевозки. Опытные поездки уже прошли, фуры с грузом доставлены из Новосибирска в Московскую область по железной дороге на специальной платформе. Таким образом, крупная продовольственная сеть сэкономила деньги и время, тандем двух видов транспорта оказался выгодным и перевозчикам, и нашим клиентам — владельцам грузов.

— Глава Новосибирской области Андрей Травников в интервью «Континенту Сибирь» назвал ЗСЖД в числе компаний, которые вносят наибольший вклад в экономику региона. А какие компании можно считать системообразующими для самой ЗСЖД? И с кем вам наиболее комфортно взаимодействовать на рынке?

— Прежде всего это такие системные грузообразующие угольные компании, как «Кузбассразрезуголь», «СУЭК-Кузбасс», «СДС-Уголь». У нас очень хорошие взаимоотношения с Кузбасской топливной компанией, в первую очередь, с точки зрения активного отклика на наши новые сервисы и услуги. Выстроенная осенью прошлого года новая технология перевозок угля для нужд жилищно-коммунального хозяйства и энергетики позволила в четыре раза меньшим парком подвижного состава гарантированно и эффективно обеспечить топливом потребителей Новосибирской, Омской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края.

При этом не получено ни одного нарекания со стороны областных администраций, наоборот — письма благодарности, и мы сами очень здорово оптимизировали затраты. Но самое главное, ни разу не возник вопрос о том, что где-то какой-то регион замерзает, и необходимо срочно везти уголь.

Конечно же, нельзя забывать, что на территории дороги в Омске находится крупнейшая нефтеналивная станция — Комбинатская, где совместно с «Газпромнефть-Логистикой» выстроена высокоэффективная работа. В таком же ключе могу сказать о высоком уровне нашего взаимодействия с «Сибирским Антрацитом», достигнуты очень хорошие темпы роста перевозок угля.

В целом подчеркну, что для нас сегодня важен каждый партнер, каждое предприятие малого и среднего бизнеса. Не забывая про крупных игроков, мы становимся все более открытыми для малых предприятий.

— Железная дорога в Сибири имеет особенно важное значение с точки зрения средства бизнес-коммуникаций. Например, в зимний период в плохую погоду поездка по трассе на автомобиле может стать опасным занятием. Анализируете ли вы, насколько оптимальны нынешние сервисы перевозки бизнес-пассажиров? Планируется ли их дальнейшее развитие?

— В наших поездах есть вагоны 1-го класса с определенным тарифом и набором услуг, но в основном, конечно, мы ориентируемся на массовый сегмент.

Для бизнес-пассажира важным параметром является скорость, и здесь у нас есть определенные сложности. Пропускная способность наших участков близка к критической, к примеру, мы не можем значительно ускорить пригородные поезда, так как в этом случае придется снимать с рейса грузовые составы.

— Скорость в первую очередь зависит от пропускной способности или от совершенства технологии?

— Сегодня на нашей дороге достаточно много участков, где пассажирские поезда могут следовать со скоростью 140 км/ч, грузовые — только 90 км/ч.

Из 16 дорог сети РЖД у Западно-Сибирской самая большая маршрутная скорость контейнерного поезда — 1100 км в сутки, это очень приличные показатели. Однако пассажирские, пригородные поезда такими скоростями не обладают, да и остановок много, поэтому на некоторых маршрутах получается быстрее ездить на автомобиле.

Тем не менее работа по сокращению времени в пути активно ведется, к примеру, электропоезда из Бердска в Новосибирск каждый год немного прибавляют в скорости за счет в том числе оптимизации количества остановок.

— В отдельных странах Европы, например, в Италии, лучше всего путешествовать на поезде. Во многом это связано с тем, что пассажирское движение там выделено в отдельные линии.

— Нам тоже хочется, чтобы пассажирское движение было выделено в отдельные линии, но для этого нужно построить соответствующую инфраструктуру. Как вы понимаете, это колоссальные средства.

Тем не менее могу сказать, что график движения поездов на железных дорогах России соблюдается значительно лучше, чем в ряде других стран, по нашим поездам действительно можно сверять часы.

— Западно-Сибирская железная дорога всегда была для города больше, чем коммуникация, с нее начинался город Новосибирск. В свое время железнодорожники реализовали инициативу строительства памятника императору Александру III и сквера, который был там создан. Это был действительно масштабный и нужный проект. Продолжает ли железная дорога участвовать в проектах культурно-исторической жизни города?

— Сегодня мы работаем по обращению Новосибирской епархии Русской Православной церкви по поводу установки большого памятника Николаю Чудотворцу. Думаю, что скоро мы определим место. Нам этот образ очень важен, поскольку святитель Николай считается покровителем путешественников.

Инклюзивная площадка на Михайловской набережной
Инклюзивная площадка на Михайловской набережной

Дорога реализует и благотворительные мероприятия. К примеру, в прошлом году с нашими партнерами мы провели благотворительный забег и построили на Михайловской набережной детскую площадку для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Есть идеи по поводу развития инфраструктуры и на наших объектах, в том числе знаковых для города и области. Так, в Заельцовском парке, где отдыхает большое количество горожан, планируем разместить инклюзивную детскую площадку.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ