Андрей Мельников: «Мы пришли в Сибирский регион всерьез и надолго»

Крупный японский производитель автокомплектующих Nisshinbo в 2018 году прочно обосновался в Сибири. О дальнейших планах по развитию в регионе, принципах сбытовой политики и ситуации с контрафактом – в интервью генерального директора ООО «ТМД Фрикшн Евразия» АНДРЕЯ МЕЛЬНИКОВА.

По подсчетам аналитиков «Автостата», 90% всех праворульных машин в РФ – а это в сумме почти 3 млн автомобилей – «прописаны» в Сибири и на Дальнем Востоке, что обусловлено их географической близостью к Японии. При этом сибирский автопарк в целом практически втрое превышает соседний дальневосточный – 11,3% против 3% от всех зарегистрированных в нашей стране легковых автомобилей. Очевидно, что для любого производителя автозапчастей рынок Сибири является одним из ключевых. И в особенности для брендов, ориентированных преимущественно на японские марки машин, таких как Nisshinbo. В 2018 году этот бренд фактически с чистого листа начал свою жизнь на российском рынке –  при активной поддержке немецкого производителя тормозных комплектующих TMD Friction, дочернего предприятия Nisshinbo Holdings Inc. Об особенностях работы на высококонкурентном рынке Сибири рассказал генеральный директор ООО «ТМД Фрикшн Евразия» АНДРЕЙ МЕЛЬНИКОВ.

— Андрей Вячеславович, какие особенности регионального рынка Сибири вы выделяете с точки зрения поставщика таких востребованных автокомплектующих как тормозные колодки?

— В СФО зарегистрировано 4,7 млн легковых автомобилей, из них 26% занимают праворульные «японки». Это не считая машин корейских марок, которых здесь также достаточно много. При этом средний возраст автопарка достаточно велик – от 15 до 19 лет. Наличие большого количества старых легковых машин в Сибири как раз и объясняется тем, что здесь до сих пор эксплуатируют все еще надежные японские авто с правым рулем. Nisshinbo выпускает тормозные колодки для автомобилей японских и корейских брендов, включая старые модели авто и даже те, которые уже сняты с производства. Очевидно, что для Nisshinbo Сибирь является одним из очень привлекательных рынков.

тормозные колодки для автомобилей японских и корейских брендовГлавная же особенность региона связана с тем, что в силу его географической протяженности тут наблюдается разный уровень жизни населения, разнородность потребительского спроса. Для премиальных брендов наибольшие перспективы мы видим в столице Сибири, в Новосибирске. Помимо высокой покупательской способности населения, это город с самым большим автопарком «праворулек» среди всех российских «миллионников». Автовладельцы Восточной Сибири в массе своей менее обеспечены – крупные города этого региона, такие как Улан-Уде или Чита, не могут сравниться по емкости с Новосибирском.

Кроме того, рассматривая рынок Сибири с востока на запад, замечаешь серьезное изменение структуры автопарка. На востоке он практически повторяет дальневосточную модель, где подавляющее число машин в легковом автопарке – праворульные «японки». Но чем дальше на запад, тем ближе его состав по маркам и моделям к автопаркам Урала и Центральной России, где люди передвигаются преимущественно на европейских, корейских и отечественных автомобилях. Например, в Иркутске мы имеем дело в основном с праворульными японскими машинами. А в областях, граничащих с Уральским округом, их доля падает до 20% в парке. Место «праворулек» тут занимают, в том числе, и корейские марки. Реагируя на такое изменение структуры рынка поставщики автозапчастей, и Nisshinbo в том числе, ориентируются уже на них.

— TMD Friction – крупная немецкая компания, сама производит и поставляет компоненты тормозных систем под брендами Textar, Minteх и DON. Как получилось, что в вашем продуктовом портфеле появился японский бренд тормозных колодок?

— Хорошо известно, что TMD Friction – одна из немногих в мире компаний, которая сама разрабатывает и производит фрикционные смеси. В свою очередь Nisshinbo занимает позицию одного из основных поставщиков тормозных колодок в Японии. Стремление выйти на европейский рынок и получить свой производственный пакет привело японцев к известному европейской разработчику. Как и любая взаимовыгодная сделка, это объединение позволяет двум гигантам чувствовать себя на рынке автозапчастей еще более уверенно.

До слияния у холдинга Nisshinbo не было собственной сбытовой сети, поставки на рынок запчастей шли через японские торговые дома. Подобная многоступенчатая система продаж имела свою специфику. Например, несколько завышенные розничные цены, долгие сроки поставок заказов, отсутствие нормального продвижения бренда и так далее. В результате с 2012 года продажи Nisshinbo в России неуклонно падали. Японцев такое положение дел не устраивало. И когда под контролем Nisshinbo оказалась TMD Friction, с ее отлаженной и отлично работающей сетью продаж, решение о передаче поставок колодок Nisshinbo в ведение своего европейского подразделения просто напрашивалось. Что в конце концов и произошло. Продажи, начавшиеся в прошлом году на двух основных рынках – в России и на Ближнем Востоке – показали довольно приличный прирост: в среднем чуть больше 10%. Сейчас мы активно осваиваем рынки Сибири и Дальнего Востока.

— По каким принципам выстраивается ваша сбытовая политика в регионе?

— За многие годы наша компания отработала схему работы на российском рынке. Поставки автозапчастей идут непосредственно в адрес нескольких крупных компаний-дистрибьюторов федерального уровня. Каждая из них имеет представительства во всех крупных и многих средних городах регионов России, в том числе в Сибири. Через них продукция всех наших брендов доводится до местных точек продаж – магазинов автозапчастей и СТО. По точно такой же схеме дистрибуция Nisshinbo осуществляется как в Восточной, так и Западной части региона – с учетом особенностей местных автопарков и спроса.

— Расхожим мнением стало то, что наши сограждане при покупке автозапчастей ориентируются прежде всего на цену. А Nisshinbo находится в премиум-сегменте…

— По нашему опыту, большинство владельцев «японок» и «кореянок» стараются выбирать качественные запчасти и обращают внимание, прежде всего, на производителя, на заслуживающий доверия бренд. Конечно, в регионах, где доходы населения относительно невелики, покупатели вынуждены выбирать что-то подешевле. Однако наш опыт показывает, что есть какая-то грань, определяемая хотя бы здравым смыслом, и поэтому значительная часть автовладельцев выбирает то, что исключительно высокого качества несмотря на то, что эти товары по определению дороже.

— Конкуренция на рынке автозапчастей сейчас очень высока. В каких условиях бренд Nisshinbo существует сейчас на рынке Сибири?

— Условия несколько разные – в зависимости от все той же географии. Так, в восточной части в сегменте колодок премиального уровня мы имеем дело с конкуренцией в виде двух-трех японских брендов – практически как на Дальнем Востоке. Они работают через местные торговые дома, которые, в отличие от нас, не занимаются продвижением этих колодок на рынке. По большому счету, с их стороны мы серьезной конкуренции не опасаемся. В западной части Сибирского региона, в силу совершенно иной структуры автопарка, приходится соперничать еще и с европейскими «колодочными» брендами, а также с корейским запчастями. Но самую серьезную конкуренцию мы ощущаем со стороны тормозных колодок, реализуемых тут под якобы «японскими» и «европейскими» марками. Как правило, это китайская продукция относительно неплохого качества, упакованная за пределами КНР. На данный момент подобная продукция занимает большую часть рынка тормозных колодок Сибири. Выдерживать конкуренцию с ними достаточно сложно, поскольку «замаскированный китай» держат розничную цену на 20-25% ниже, чем у аналогичной продукции Nisshinbo.

— Ожидаются ли какие-либо изменения на рынке тормозных запчастей с точки зрения ценообразования?

— Ценовая политика Nisshinbo, как и большинства импортеров автозапчастей в России, в первую очередь, привязана сейчас к курсу рубля к иностранным валютам. Каких-то серьезных скачков на валютном рынке мы не наблюдаем, соответственно, и наши ценники ведут себя спокойно. Я не могу поручиться за ценообразование у брендов-конкурентов, но, полагаю, что их импортеры мыслят примерно такими же категориями.

— Nisshinbo, судя по всему, вернулся на рынок автозапчастей Сибири всерьез и надолго. В чем вы видите свою задачу?

— В первую очередь, важно донести до потребителей, что продукция должна производиться с соблюдением строжайших  стандартов качества и жестких требований автопроизводителей. В основе нашей деятельности лежит именно такой подход. Кроме того, важно уделять внимание продвижению не только тормозных колодок, как это было раньше, но и тормозных дисков. Текущие позиции обеспечивают практически 100% покрытие парка легковых машин и SUV азиатских марок, включая редкие и уже снятые с производства японские автомобили. Особенностью производственного процесса является то, что все колодки и диски перед выводом на рынок сейчас тестируются совместно. Это призвано гарантировать, что тормозная система будет работать именно так, как было задумано инженерами при проектировании конкретной модели автомобиля.

— Существует ли проблема контрафакта на рынке? Как вы боретесь с подделками ваших продуктов?

— На данный момент о контрафактных колодках Nisshinbo нам ничего не известно. Нас пока не подделывают, поскольку мы еще не стали по-настоящему популярным и раскрученным брендом автозапчастей в регионе. Ведь по сути Nisshinbo только в прошлом году приступил к целенаправленному продвижению на российском рынке. Когда развернемся как планируем, наверняка начнут и Nisshinbo подделывать. Китай близко, как говорится. Мы к этому готовы изначально, соответствующие шаги и мероприятия уже давно отработаны. А пока мы следим за ситуацией на рынке. Как только о случае контрафакта станет известно, мы будем немедленно реагировать.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ