«Промсвязьбанк остается универсальным банком, несмотря на полномочия по гособоронзаказу»

Один из крупнейших федеральных игроков банковского сектора — Промсвязьбанк подводит итоги 2018 года. Об административной трансформации банка, а также новых целях, задачах и стратегии развития «Континенту Сибирь» рассказал управляющий сибирским филиалом Промсвязьбанка ДЕНИС ГОЛУБЕВ.

— 2018 год стал для Промсвязьбанка годом значительных перемен. Какие изменения вы могли бы выделить как ключевые?

— Действительно, 2018 год стал непростым годом для Промсвязьбанка. Я бы выделил несколько ключевых изменений: во-первых, уход временной администрации, во-вторых, включение Промсвязьбанка в список стратегических предприятий в соответствии с решением президента России, в-третьих, банк назначили уполномоченным по обслуживанию гособоронзаказа, и наконец, была проведена докапитализация банка, и он превратился в самостоятельный самоокупаемый банк с государственным участием.

Сегодня этот период можно назвать успешным: банк полностью восстановил свои рыночные позиции, финансовую устойчивость и в настоящее время соответствует всем требованиям Центрального банка. Финансовые результаты 2018 года по МСФО соответствуют ожиданиям в части возобновления активного роста по всем ключевым направлениям деятельности, включая новое стратегическое направление — сопровождение ГОЗ и госконтрактов, обслуживание ОПК. Благодаря утвержденной концепции стратегического развития на ближайшие годы банк намерен активно развиваться, наращивая рыночную долю во всех ключевых бизнес-сегментах, повышать свою операционную эффективность.

— С какими результатами сибирский филиал Промсвязьбанка закончил 2018 год? Довольны ли вы результатами? Как вы оцениваете текущие позиции банка в регионе?

— В целом мы удовлетворены результатами работы филиала. Наибольший прирост показателей произошел в сегменте малого и среднего бизнеса: там наши активы увеличились в два раза, хорошие результаты у филиала и в розничных операциях.

При этом надо понимать, что любые изменения, особенно в банковской сфере, вызывают опасения. И у сибирского филиала ПСБ был краткосрочный период неопределенности, который сначала относился к статусу банка, затем к системе управления внутри филиала. Но филиал стойко это пережил. Команда сработала слаженно, и это нивелировало опасения клиентов. Сейчас благодаря общей трансформации банка, благодаря тому, что закончился цикл формирования управленческой команды филиала, существующие и потенциальные клиенты перестали беспокоиться, мы растем по всем направлениям.

— Какие задачи поставлены перед вами как новым руководителем филиала?

— Главная задача, которая стоит перед любым бизнесом, — это получение прибыли, привлечение новых клиентов и увеличение доли рынка в своем регионе. Промсвязьбанк здесь ничем не отличается — государство ставит перед нами такую задачу.

Поэтому, несмотря на полномочия по госборонзаказу, банк остается универсальным, и мы будем продолжать работу по направлениям, в которых традиционно Промсвязьбанк был сильным и прогрессивным. А это как раз работа с корпоративными клиентами, предприятиями МСБ и физическими лицами. Продолжаем кредитовать как малый, так и корпоративный бизнес, работать по факторингу. Важное преимущество — профессиональная команда МСБ, которая специализируется на работе по 44–ФЗ и 223–ФЗ и не только сопровождает счета, но в первую очередь помогает клиенту сориентироваться в законе и его требованиях. Ведь очевидно, что не оборонный комплекс, а существующий бизнес будет давать основную часть доходов. И только так возможно достичь цели, которую поставил перед нами акционер — войти в Топ-5 банков страны. Передо мной стоит управленческая задача в работе филиала ПСБ в регионе содействовать достижению этой амбициозной цели. Кроме того, мы планируем максимально участвовать в культурной, социальной и спортивной жизни области, поддерживать инициативы городской и областной власти в этих направлениях.

— Чем ниже сейчас банк находится в рейтинге, тем сложнее ваша задача. Какое место занимает Промсвязьбанк сейчас?

— ПСБ находится примерно на 8–9-м месте в рейтинге банков России, то есть входит в Топ-10. Разрыв между первой и второй пятеркой значительный. Если активы первых пяти банков начинаются примерно с 4–5 трлн рублей, то у Промсвязьбанка этот показатель около 1,4 трлн рублей. Таким образом, получается, что задача, стоящая перед нашим банком, нетривиальная и амбициозная, но нас такая высокая планка абсолютно не смущает.

— Стоит ли ожидать значительных кадровых перемен в банке в ближайшее время или команда уже сформирована?

— Основные кадровые перемены в Промсвязьбанке состоялись в 2018 году. В ближайшее время в этом направлении значительных перемен не будет. Команда сформирована, возможно, произойдет некоторое доукомплектование для создаваемых на базе филиалов Промсвязьбанка новых сервисных подразделений для бизнеса. Однако каких-либо революционных изменений в ближайшее время мы не предвидим.

— Какую часть будет занимать малый и средний бизнес в работе государственного банка?

— Как я уже говорил, согласно концепции стратегии банка, мы придерживаемся универсальной модели развития, работая как с сегментом ОПК, так и с рыночными отраслями экономики. И хочу акцентировать внимание, так как это имеет огромное значение: одним из ключевых направлений Промсвязьбанка остается поддержка малого и среднего бизнеса. Эта компетенция всегда была важной частью финансового бизнеса, и банк многого здесь добился. Так, за прошедший год портфель кредитования малого и среднего бизнеса вырос вдвое и составил 150 млрд рублей. В текущей экономической ситуации банк постоянно совершенствует продуктовую линейку и настраивает ее на меняющиеся потребности бизнеса. Более того, мы сейчас достаточно активно следим за внедрением новых сервисов и продуктов с точки зрения онлайн-кредитования, упрощения ведения предпринимательской деятельности. У нас есть такие продукты, которые позволяют пользоваться онлайн-кредитованием без какого-либо документального бумажного сопровождения, даже без посещения офиса.

— Какие продукты вы прежде всего планируете предлагать компаниям гособоронсектора?

— Компании гособоронсектора в своих потребностях ничем не отличаются от любых других коммерческих компаний. Они используют те же самые продукты, начиная от кредитов и заканчивая банковскими гарантиями. Важно то, что оборонный сектор — это не только технологии и вооружение, но еще и люди. В рамках страны это несколько миллионов потенциальных клиентов, которые в том числе обеспечат клиентскую базу и станут дополнительным стимулом для развития розницы.

Наибольший прирост показателей произошел в сегменте малого и среднего бизнеса: там наши активы увеличились в два раза

— Чего удалось добиться в розничном секторе?

— По итогам 2018 года Промсвязьбанк увеличил портфель розничного кредитования на 36% — до 100,1 млрд рублей. Наибольший рост показали ипотечные кредиты — портфель увеличился на 54% — до 45,6 млрд рублей, объем портфеля потребительских кредитов вырос на 29% — до 51,3 млрд рублей. Безусловно, такой результат достигнут благодаря слаженной командной работе сотрудников и, конечно, оптимизации кредитных процессов, цифровизации каналов продаж, новым современным продуктам, удовлетворяющим все потребности клиентов.

— Как изменится филиальная сеть банка в Сибири?

— Я думаю, что филиальная сеть банка в Сибири существенно в 2019 году не изменится. Сейчас идет разработка новых стандартов и форматов офисов, но она практически закончена — это будут отделения небольшого формата. Мы предполагаем в случае необходимости открытие новых офисов в местах массовых концентраций воинских частей, исходя из задач, которые перед нами стоят в сегменте гособоронзаказа. Например, у нас в Новосибирске местом размещения дополнительного офиса может стать военная часть в Пашино. Но отмечу, что расширение сети не значит только наращивание количества офисов. Вместо того чтобы инвестировать в большую сеть, мы предпочитаем вкладывать в развитие мобильного банка и в «последнюю милю» — в сотрудников, которые приедут и привезут заказанный продукт.

— Какие новые банковские продукты Промсвязьбанк планирует вывести на рынок в 2019 году?

— Если говорить про сибирский филиал банка, то в целом мы будем развивать те продукты и услуги, которые у нас уже сформированы. Мы предлагаем всю линейку кредитных продуктов сроком до 10 лет. Если говорить о кредитовании, то получается, что мы можем предложить классические продукты, связанные с пополнением оборотных средств, разного рода инвестиционные кредиты.

Одна из задач в этой связи, которую мы сейчас достаточно активно развиваем, — восстановление компетенций Промсвязьбанка в сфере факторинг-обслуживания, а также в сфере продуктов, связанных с разного рода международным кредитным обслуживанием торговых сделок: здесь мы прежде всего ориентируемся на Китай, у нас есть представительство в Пекине, и другие страны Юго-Восточной Азии. Нынешние затруднения в этой сфере в виде тех же санкций нас не смущают, и мы готовы дальше работать в сфере международной торговли.

— Расскажите о структуре доходов Промсвязьбанка.

— Этот вопрос тесно связано с предыдущим. Если говорить о доходах, то одна из задач, которую мы должны решить, — это обеспечение резкого роста комиссионных доходов, которые появляются в результате разного рода банковских операций.

— Как повлияли на работу вашего банка цифровизация и мобилизация клиентских сервисов? Какие возможности это открывает для банков и клиентов?

— Позиции Промсвязьбанка в предоставлении дистанционных продуктов по-прежнему сильны: мы поступательно и динамично движемся в каналы дистанционного обслуживания клиентов. Главное, что система работает и для «физиков», и для предпринимателей. Более того, те наработки и проекты онлайн-кредитования, которые были ранее, получат второе дыхание. Имея современные, перспективные наработки и продукты, нужно воспользоваться возможностями банка с госучастием, чтобы это направление интенсивно развивать.

Прежде всего это связано с виртуальным банкингом. Пластиковые карты свою роль сыграли, и сегодня о них говорят как о пережитке прошлого. Клиенты чаще всего совершают покупки с помощью телефона. К тому же активно развивается биометрия, и банки начали собирать персональные данные, чтобы клиентам было проще получать банковские услуги. Промсвязьбанк уже запустил этот проект в своих офисах.

Если говорить про Промсвязьбанк с точки зрения розничного бизнеcа, то в Новосибирске не менее 10% от всех ежемесячных выдач приходятся на дистанционные каналы, то есть без присутствия клиентов в офисе по заявке через сетевой или мобильный банк.

Также мы подобную услугу активно предлагаем юридическим лицам, и все сделки меньше 3 млн рублей наш сервис позволяет проводить в мобильном банке. Я думаю, что эта тенденция будет только развиваться. Вероятно, следующий этап этого процесса — различного рода онлайн-гарантии, которые уже, в принципе, и так активно применяются на рынке.

В 2018 году на онлайн-кредитование в целом пришлось 56% всех одобренных заявок малому и микробизнесу, в 2017 году этот показатель составлял только 17%.

Значительный рост обращений за онлайн-кредитованием обуславливается желанием клиентов все делать быстро, не отрываясь от телефона или ноутбука. И конечно же, главный фактор — возможность практически моментального получения средств на счет.

Корпоративный и средний бизнес реагирует на эти тенденции более консервативно.

Клиенты в России традиционно больше ценят общение, и они любят работать с представителями банка лично. Тем не менее максимальное количество сервисов, начиная от обмена данными и заканчивая получением той или иной информации от банка об услугах, уже находятся на дистанционных каналах, поэтому за этими трендами, безусловно, будущее банковской сферы.

ПAO «Промсвязьбанк»,
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций
№ 3251 от 17 декабря 2014. На правах рекламы

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ