27 марта американский концерн Ford и его российский партнер — компания Sollers – сделали официальное заявление, согласно которому марка покидает отечественный рынок легковых автомобилей и сконцентрирует усилия на бизнесе в сегменте легкого коммерческого транспорта. Будут закрыты действующие заводы во Всеволожске и Набережных Челнах, а также моторное производство в Елабуге. Насколько был ожидаем такой исход, что будут делать сибирские дилеры, и чем сложившаяся ситуация чревата для клиентов Ford – в материале «Континента Сибирь».
Уйти с убыточных рынков
Официального заявления от компании Ford в российских деловых кругах ждали уже как минимум полгода. То, что американский концерн вместе со своим российским партнером имеет явно избыточные производственные мощности с учетом текущей ситуации на рынке (3 завода по производству автомобилей), констатировалось аналитиками еще в начале года. Однако до последнего момента не было понятно, как выйдет из сложившейся ситуации Ford. Несмотря на активные обсуждения в автомобильных кругах, Ford держал паузу, не ставя в известность даже своих дилеров, многие из которых уже самостоятельно готовились к различным сценариям развития ситуации. После того, как о решении Ford в интервью «Ъ» упомянул вице-премьер РФ Дмитрий Козак, умалчивать вопрос было уже странно, и дистрибьютор марки выпустил долгожданное официальное обращение.
Согласно содержанию официального обращения, Ford покидает рынок легковых автомобилей и сконцентрирует усилия на бизнесе в сегменте легкого коммерческого транспорта. Также будут закрыты действующие заводы компании во Всеволожске и Елабуге. Такого сценарий эксперты посчитали одним из наиболее пессимистичных, но в то же время закономерным.

Фото: официальный instagram-аккаунт «Форд Центр Иркутск»
Как отмечается в обращении для СМИ, целью произошедших изменений является «необходимость возврата к прибыльности компании в краткосрочной перспективе и повышение эффективности инвестиций в условиях сложной ситуации на рынке». «Новая структура Ford Sollers отражает наше намерение принимать сложные решения и покидать убыточные сегменты, такие как рынок легковых автомобилей в России», — отметил исполнительный вице-президент и президент европейского, ближневосточного и африканского регионов Ford Стивен Армстронг.
Реструктуризация бизнеса предполагает завершение производства легковых автомобилей к концу июня 2019 года с последовательным закрытием двух автомобильных заводов Ford Sollers в Набережных Челнах и Всеволожске, а также завода двигателей в Елабуге.
Что останется и почему?
Теперь Ford сосредоточится в России на продаже коммерческого автотранспорта. Речь, прежде всего, идет о модели Transit. В компании отмечают, что все основные ресурсы и компетенции дистрибьютора будут направлены на развитие модельного ряда на базе Ford Transit, включая программу локализации, снижения себестоимости и стоимости эксплуатации автомобиля с учетом климатических и дорожных условий в России. Об этом говорится в обращении Ford к дилерам.
Решение компании оставить на рынке Transit выглядит достаточно обоснованным – на сегодня именно эта модель является одним из лидеров на рынке легкого коммерческого автотранспорта (LCV) в России и исторически имеет достаточно сильные позиции в стране.

По информации, приводимой Ford, емкость этого сегмента оценивается на уровне 80 тыс. автомобилей в год с перспективой роста до 100 тыс. автомобилей в год в ближайшие 5 лет. В компании отмечают, что благодаря последовательной стратегии развития дилерской сети и расширению модельного ряда Ford Transit за счет специальных версий, доля рынка Ford в рассматриваемом сегменте увеличилась практически в 3 раза с 6% в 2014 до 15% в 2018 году. При этом, несмотря на значительное снижение автомобильного рынка после кризиса 2014 года, объем продаж Ford Transit в 2018 году по сравнению с 2014 годом вырос в два раза.
По данным «Автостат», Ford действительно занимает 1-ое место среди иностранных брендов в России в сегменте LCV, а модель Transit — 1-ое место среди моделей в сегменте LCV. Одним из главных конкурентов Ford в этом сегменте можно считать Mercedes-Benz Sprinter, который производится на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде. Однако в конце прошлого года выпуск этой модели был остановлен, хотя соответствующих официальных заявлений дистрибьютор пока так и не сделал. «Мы уже давно находимся в подвешенном состоянии и ожидаем официальных заявлений от «Мерседес-Бенц РУС», — пояснил «Континенту Сибирь» совладелец одного из сибирских дилеров немецкой марки. Пока у дилеров доступны автомобили немецкой сборки, но это совсем другие ценообразование.
Такая ситуация дает Ford «окно возможностей», чтобы сосредоточиться на сегменте коммерческого автотранспорта и бросить все силы на этот сегмент. Это может позволить компании укрепить свои позиции как основного игрока LCV-рынка России.
Что будут делать дилеры?
На сегодня официальными дилерами Ford в Сибирском федеральном округе являются ГК «Автомир» (Новосибирск), ГК «Автолига» (Новосибирск), ГК «Феникс Авто» (Омск), ГК «Арсенал Груп» (Красноярск), «АлтайАвтоЦентр» (Барнаул), автоцентр «Сто коней» (Томск), «Нью-Йорк Моторс Сибирь» (Кемерово), «КузбассАвтоЦентр» (Новокузнецк), «Первая Автоколонна» (Иркутск).
Самым молодым из перечисленных партнеров с точки зрения Ford является омская ГК «Феникс Авто» — свой салон Ford она запустила несколько месяцев назад после отказа от дальнейшей работы с этим брендом омской группы компаний «Евразия Моторс», которая, к слову, делает это уже во второй раз. Однако полнофункциональный салон Ford «Феникс Авто» не строила – она разместила Ford в действующем здании на Маяковской.
По данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), Ford входит в ТОП-20 автомобильных брендов по продажам новых автомобилей в Сибири. Так, в 2018 году в Новосибирске было продано 532, в Красноярске 315, в Омске 94, в Иркутске 403, в Кемерове 327, в Новокузнецке 120, в Барнауле 122, в Томске – 112 новых автомобилей Ford.
Из перечисленных дилеров только двух можно считать монобрендовыми, то есть не имеющими в портфеле других равнозначных брендов. Речь о «Нью-Йорк Моторс Сибирь» (Кемерово) и «АлтайАвтоЦентре» (Барнаул). Их бизнес целиком построен на работе с брендом Ford.
Как говорится в официальном сообщении компании Ford, разосланном партнерам, у действующих дилеров есть 2 варианта: трансформировать салоны в специализированные Transit-центры по продаже и обслуживанию коммерческих автомобилей Ford, а также обслуживанию легковых моделей марки, либо переходить в статус официального сервисного дилера по обслуживанию легковых и коммерческих автомобилей. Определиться партнерам марки нужно будет уже до конца апреля 2019 года, сообщив о своем решении дистрибьютору. Непосредственно 3 апреля у Ford пройдет дилерская конференция.
Опрошенные «Континентом Сибирь» на момент подготовки материала дилеры марки, в частности «Автолига», «Феникс Авто», «Первая Автоколонна», отмечают, что планируют и дальше продолжать работу с Ford по направлению коммерческого транспорта в формате Transit-центра. Освободившиеся площади, вероятно, будут приспособлены для возможной работы с другими брендами. В частности такие возможности прорабатывает ГК «Первая Автоколонна». Появления новых брендов, вероятно, можно ожидать и в «Автолиге».
Впрочем, есть и те, кто не планируют открывать Transit-центры или переформатировать под них действующие площади. Например, это «Автомир-Новосибирск». В компании отмечают, что в дальнейшем работать с Ford в формате авторизованной сервисной точки.
Есть и те дилеры, которые еще взвешивают все варианты «за» и «против». Так, в красноярской «Арсенал Груп» отмечают, что дальнейшие планы компании пока в разработке.
В обращении дистрибьютора говорится о том, что Ford ожидает повышения доходности дилерской сети за счет снижения затрат на финансирование складских остатков, повышения средней стоимости и маржинального дохода на один проданный автомобиль и снижения переменных и постоянных затрат на продажу автомобилей в результате реформирования бизнеса дилеров в формат Transit-центра.
Скидки на автомобили и гарантийный сервис
В Ford отмечают, что все обязательства по гарантийному ремонту и сервисному обслуживанию легковых автомобилей будут выполнены в полном объеме. «Сохраняется регулярность поставок оригинальных запасных частей из Европы и Америки, ассортимент доступных запчастей на центральном складе в Томилино, частота отгрузок дилерам и процесс заказа запчастей», — говорится в обращении.
Автомобили на складах будут доступны в течение текущего года. Так, в апреле 2019 года будут прекращены отгрузки Fiesta и Ecosport, в мае – Mondeo и Kuga, в июне – Focus, в июне – Explorer.

Клиенты закономерно смогут рассчитывать на скидки при продаже остатков автомобилей. Однако дилеры на этом скорее всего, лишь потеряют. «С учетом сворачивания программ господдержки автомобили могут оказаться не в рынке – их цена окажется выше. Но у дилеров не будет вариантов помимо того, чтобы распродать склады. Разницу в цене им уже никто не компенсирует – этот груз ляжет на них», — прогнозирует представитель одного из сибирских дилеров Ford на условиях анонимности.
По его мнению, от ухода Ford в наибольшей степени могут выиграть корейские и китайские автопроизводители, ставящие перед собой амбициозные цели в России. Однако для рынка в целом это будет означать в том числе и общее снижение качества автомобилей в долгосрочном периоде.
Самый желанный бренд
Стоит отметить, что именно Ford в 90-ые годы был одним из первых иностранных автомобильных брендов, запускавших в городах Сибири официальные дилерские центры. Так, в Новосибирске первый салон марки был открыт в центре города на Депутатской в 1993 году. Речь шла о компании Tenex-Н Виктора Борицкого. Позже она трансформировалась в «Автолэнд-Сибирь» и просуществовала до осени 2009 года.
Впрочем, Ford вошел в историю сибирского автобизнеса не только благодаря статусу одного из первооткрывателей. Эту марку можно считать одним из самых «желанных» среди автодилеров Новосибирска. В разное время на него претендовало абсолютное большинство автодилеров столицы Сибири, многие из которых даже успевали подписать протоколы о намерениях с производителем, но салоны впоследствии так и не открывали.
Также протокол о намерениях с Ford в 2008 году подписывал тюменский «АвтоГрад», а годом ранее — «Автостиль», основанный бывшим гендиректором «Автолэнда-Сибирь» Игорем Старковым и учредителем «Трансервиса» Александром Бойко. Но ни одной из этих компаний салон Ford так и не был открыт. В свою «СЛК-Моторс», забравшая дилерство Ford после сворачивания «Автолэнда-Сибирь», уже в 2013 году также отказалась от дальнейшей работы с этим брендом. В 2011 году официальным дилером Ford стала ГК «МАКС Моторс», построившая дилерский центр на пересечении улиц Немировича Данченко и Таймырской. Но и эта компания позднее со скандалом закрыла свой салон, а дилерство получила ГК «Автолига» Игоря Кошкина, к которой позднее добавился московский «Автомир».

Схожим образом складывалась судьба Ford и в Омске. Первым официальным дилером марки Ford в Омске являлась компания «Сибпромммаркет» Владимира Красных, которая построила для нее полнофункциональный салон на улице Суворова общей площадью 3289 кв.м., что значительно превышало параметры аналогичных салонов в близлежащих городах Сибири. Позже к «Сибпроммаркету» присоединился второй дилер марки — автоцентр «Стайер» Дмитрия Потемкина, который также возвел полнофункциональный салон Ford на улице 10 лет октября общей площадью 2670 кв.м. Вместе с тем, в условиях кризиса 2009-2010 годах оба дилера попали в сложную финансовую ситуацию и были признаны банкротом по иску одного и того же кредитора — «НОМОС-банка», после чего их салоны были забраны за долги.
В салон «Сибпроммаркета» зашла компания «Сибирь Авто» Александра Моисеева, сохранив за этой площадкой бренд «Форд-Омск». Кроме того, дилерство Ford летом 2012 года получил крупнейший омский авторитейлер ─ ГК «Евразия Моторс» Ильи Фридмана. Однако в такой конфигурации марка просуществовала недолго. Уже в октябре 2013 года группа компаний «Евразия-Моторс» приняла решение об отказе от дилерства марки Ford и закрыла салон на Рабочей. А в конце 2016 года тоже самое сделала и компания «Форд-Омск». С 2016 по 2018 год «Евразия Моторс» вновь попробовала поработать с Ford, но в итоге в конце концов отказалась от него, констатировав, что взаимодействие не увенчалось успехов. После этого в конце 2018 года дилерство подхватила «Феникс Авто».

На этом фоне в Красноярске, Иркутске, Кемерове и Барнауле дилеры марки все эти годы не менялись, поэтому имели гораздо больше шансов «отбить» первоначальные инвестиции.
«То, что Ford даже в 2018 году продолжал открывать новых дилеров, понимая, куда идет, свидетельствует о низкой этике компании по отношению к своим партнерам. Сложившаяся ситуация особенно негативно может отразиться на монобрендовых дилеров, доход которых базировался исключительно на Ford», — сетует соучредитель одного из сибирских дилеров марки, добавляя, что это подрывает доверие дилеров ко всему сообществу автопроизводителей.
«Континент Сибирь» будет следить за развитием ситуации.
Оставляйте заявки на вступление в нашу Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой сфере в регионе.