Новосибирское метро: дело не только в экспертизе

Для того, чтобы в Новосибирске строилось метро, мало уговорить «Главгосэкспертизу» принять «нестандартный» проект Дзержинской ветки. Стоит пытаться попасть в федеральную программу финансирования на 2020-2030 годы. Ветераны новосибирского метростроения «бьют в набат»: со стороны властей они не видят активных действий по возобновлению проектирования и строительства метрополитена.

Почему не переделать проект?

Напомним, что на протяжении нескольких месяцев мэрия Новосибирска не оставляет надежды убедить «Главгосэкспертизу» принять проект Дзержинской ветки метро в формате 2013 года. Тогда он был одобрен. Но регламент за это время изменился. Мэрия готова представить проектно-сметную документацию (ПСД) в том виде, в каком она была представлена несколько дет назад, или на бумагах. Перевести ее в современный электронный формат или попросить об этом компанию, которая когда-то делала эту работу, по словам экспертов, близких к метрополитену, невозможно. Также невозможно снабдить проект электронными подписями лиц, которые когда-то готовили на экспертизу проект Дзержинской ветки.

Некоторые депутаты требуют найти виновных в том, что Новосибирску могут отказать в финансировании завершения строительства линии. Но крайних искать, кажется, бессмысленно — злой рок.

В 2012 году МУП «УЗСПТС» заключило гражданско-правовые договоры с ООО «Красноярскметропроект» на строительство участка продления Дзержинской линии метрополитена от станции «Золотая Нива» до станции «Молодёжная» с двухпутной соединительной веткой в электродепо «Волочаевское». В 2013 году было получено положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» по технической части проекта и результатам инженерных изысканий. В связи с ожидаемым возобновлением государственного финансирования дальнейшего строительства Новосибирского метрополитена мэрией города Новосибирска в лице уполномоченной организации МУП «УЗСПТС», являющейся муниципальным заказчиком по проектированию и строительству метрополитена, была проведена актуализация сметной стоимости строительства участка продления Дзержинской линии в цены II квартала 2018 года. При подаче заявки на проведение проверки достоверности определения уточненной сметной стоимости объекта ФАУ «Главгосэкспертиза России», согласно действующему регламенту, затребовала в полном объеме проектно-сметную документацию, не ограничившись наличием имеющегося положительного заключения по технической части проекта. Во избежание появления дополнительных затрат и времени на корректировку технической части проекта в формат 2018 года в настоящее время мэрией города Новосибирска ведутся консультации с ФАУ «Главгосэкспертиза России» о предоставлении технической части проекта в электронном виде с отсканированными документами на бумажном носителе с подписями исполнителей 2013 года.

Компания «Красноярскметропроект», с которой в 2012 году были заключены договора на строительство участка продления Дзержинской линии метрополитена, де-юре существует. Но де-факто эта организация и работающие в ней люди не имеют отношения к подготовке проекта Дзержинской ветки метро к экспертизе 2013 года. По данным источников «Континента Сибирь», практически подготовкой проекта занимались специалисты «Новосибметропроекта», который в то время возглавлял Александр Мельник. Его нет в живых, так же как и главного инженера этого проектного института Владимира Романова. Их электронные подписи никак не могут оказаться на документах, даже если они будут переведены в новый формат при подаче проекта на экспертизу. (Приказ Минстроя 2017 года требует, чтобы документы должны быть представлены в электронном виде и с электронными подписями главных ответственных за проект). Перевести работу в новый формат тоже проблема: в электронной версии сохранилась лишь ее малая часть, в основном — на бумаге. Ситуация эксклюзивная. Именно этим может объясняться то, что мэрия Новосибирска просит Москву войти в положение и принять «сканы».

Некоторые из собеседников «Континента Сибирь» допустили, что нестандартность проблемы делает нелишним подключение к ее решению «лоббистских» возможностей губернатора Новосибирской области. Как пояснили корреспонденту редакции в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, Андрей Травников активно участвует в продвижении вопроса завершения строительства Дзержинской линии метро в Новосибирске. «Главой региона были направлены письма с просьбой о содействии в адрес президента Российской Федерации Владимира Путина, заместителя председателя правительства РФ Максима Акимова, министра транспорта РФ Евгения Дитриха», — следует из ответа региональных властей на запрос «Континента Сибирь».

Кроме того, региональный минтрансобращает внимание на то, что в настоящий момент в «Главгосэкспертизе» проходит защита ПСД станции метро «Спортивная». «После завершения указанных процедур мэрия Новосибирска приступит к завершению разработки проектно-сметной документации и прохождению «Главгосэкспертизы» продолжения Дзержинской линии метро. Министерство транспорта и дорожного хозяйства региона будет действовать в рамках поручения президента РФ», — говорится в ответе на запрос редакции.

Специалисты, имеющие отношение к проекту, считают, что с самого начала нужно было общаться с Минстроем по этому вопросу более напористо: к письму губернатора Новосибирской области «приделать ноги», возможно тогда «Главгосэкспертиза» не торопилась бы с отказом.

Ветераны метростроительного комплекса бьют в набат

Ситуацию прохождения экспертизы ПСД завершения Дзержинской ветки метро можно считать нестандартной, но не безнадежной. Вот только людей, которые знают о положении вещей «изнутри»,это совершенно не вдохновляет. Наоборот, они обеспокоены настолько, что решились написать открытое письмо, в котором высказывают свои опасения. Оно было опубликовано в «Строительных ведомостях». Под посланием подписались «ветераны метростроения» Г. А. Мамон, А. С. Крылов, В. М. Миронов, Г.С. Рузаев, В. В. Тур. По мнению собеседников «Континента Сибирь», автографов могло быть больше, если бы сотрудники МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» (которое по сути подчиняется мэрии) не допускали вероятности того, что их гражданская позиция отразится на рабочем климате.

Как отмечают эксперты, успешное прохождение экспертизы вовсе не означает, что жители города дождутся открытия новых станций метро. В конце концов, в 2013 году экспертиза была пройдена вполне успешно. Вот только федеральное финансирование метростроения в регионах из-за экономический трудностей в стране было заморожено где-то в 2010-м. Вроде бы проблески надежды появились: поэтому и начались в Новосибирске активные движения в прошлом году по этой теме. Только в федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России на 2011–2020 годы» Новосибирск не фигурирует. Впрочем, в этом нет ничего страшного, так как с 2016 года Минтранс формирует новую федеральную целевую программу — на 2020–2030 годы, к которой требуется подготовка. Именно поэтому «ветераны метростроения» переживают, не наблюдая особой активности в этом вопросе. «Никто не готовит ни муниципальную ни областную программу. Речь не только о Дзержинской линии. Метродепо, Волочаевская, Станиславского. Никто не готовит, не занимается. Не надо проект корректировать. Надо попадать в федеральную программу», — негодует в состоявшемся на днях разговоре собеседник «Континента Сибирь», не понаслышке знакомый с ситуацией.

«Эту инвестиционную программу следует срочно разработать в соответствии с постановлением мэрии Новосибирска от 14.01.2013 № 125 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Новосибирска» — с тем, чтобы она затем была включена в госпрограмму Новосибирской области по дальнейшему развитию метрополитена и передана в Минтранс РФ. В указанных  программах следует предусмотреть софинансирование затрат по строительству Новосибирского метрополитена из городского, областного и федерального бюджетов, как это осуществлялось до 2010 года», — говорится в открытом письме метростроителей, озаглавленном «Подземка: Сбой в программе. Как мы упускаем возможности развития Новосибирского метро».

Ветераны метростроения акцентируют внимание на постановлении мэрии Новосибирска от 20 июля 2018 года № 2681 «О внесении изменений в постановление мэрии города Новосибирска от 08.09.2015 № 5566 «О подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности города Новосибирска, в строительство Новосибирского метрополитена». Согласно постановлению, за счет городского бюджета предполагается финансирование работ по метростроению: 2018–10,0 млн рублей; 2019–10,0 млн рублей; 2020–10,0 млн рублей; 2021–10,0 млн рублей; 2022–10 млн рублей. «Этих средств не хватит даже для разработки какой-либо проектно-сметной документации. О каком развитии метрополитена может идти речь?» — восклицают специалисты.

Из ответа правительства Новосибирской области на запрос «Континента Сибирь», касающего обеспечения Дзержинской ветки метро в Новосибирске, следует, что «основным источником для строительства Дзержинской ветки метро предполагается федеральный бюджет. Объем софинансирования из областного бюджета будет известен позже, после отработки с федеральным министерством».

В заключение подписанты открытого письма говорят о необходимости разработки организационно-технических мероприятий, направленных на возобновление проектирования и строительства метрополитена. Среди них: принятие постановлений мэрии Новосибирска о строительстве участков Дзержинской и Ленинской линий, в том числе о станции «Спортивная».

На одной странице с обращением метростроителей размещен материал о январском расширенном аппаратном совещании, на котором мэр Анатолий Локоть поставил приоритетные задачи по обеспечению эффективного развития города на 2019 год. В числе приоритетов начало «строительства новой станции метрополитена на уже действующей линии, без остановок движения…» Не исключено, что сегодня мэр сказал бы другие слова.

Он мог бы сделать это на сессии Совета депутатов 20 марта. Тем более на встрече с журналистами на прошлой неделе Анатолий Локоть подчеркивал, что «информация открыта». Но как стало известно «Континенту Сибирь», неудобный для градоначальника (который в этом году баллотируется на второй срок) пункт о метро на заседание выноситься не будет. Такое решение поддержала 18 марта фракция «Единой России» (за исключением одного депутата). И все же вопрос может быть задан с места. Вероятно, кто-то из городских депутатов может взять на себя смелость.

«Континент Сибирь» сделал запрос в правительство региона, мэрию города и будет следить за дальнейшим развитием событий.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ