Почему судьба новосибирского метро обсуждается закрыто?

Часть депутатского корпуса и мэрии Новосибирска предпочитает, чтобы вопросы о перспективах достройки Дзержинской ветки метро обсуждались в закрытом режиме. Инициаторы внесения этого пункта в повестку сессии Совета депутатов не уверены, что в ближайшее время могут рассчитывать на публичное освещение темы.

Неделю назад мэр Новосибирска, специалисты мэрии и депутаты внепланово встретились, чтобы поговорить о городском хозяйстве. Особенно эмоционально обсуждалась тема судьбы проекта по завершению строительства Дзержинской ветки новосибирского метро, о чем корреспонденту «Континента Сибирь» рассказали депутаты, присутствовавшие на совещании. Оно проходило за предусмотрительно закрытыми от прессы и общественности дверями. За это перед началом заседания проголосовали подавляющее большинство прибывших на мероприятие представителей горсовета (23 из 25).

Актуальность темы продолжения строительства метро в Новосибирске очевидна. С момента сдачи последней (недоработанной) станции прошло уже восемь лет. Несколько месяцев назад процесс обнадеживающе пришел в движение в связи с перспективами выделения федеральных средств перед проведением в Новосибирске чемпионата мира по хоккею в 2023 году. С проектной документацией для станции «Спортивная» (Ленинская линия) проблем нет. Но Анатолий Локоть подчеркивал, что без завершения Дзержинской ветки город нельзя будет считать готовым к чемпионату. Он даже намеревался лично передать президенту бумаги с проектом во время визита Владимира Путина в Новосибирск в 2018 году. Мэру это осуществить не удалось, с главой государства поговорил губернатор Новосибирской области Андрей Травников. Это дало основание полагать, что есть шанс на завершение строительства начатой много лет назад ветки метро. В феврале этого года стало известно, что проект продления Дзержинской линии был отклонен «Главгосэкспертизой России». Журналистам Анатолий Локоть объяснил произошедшее техническим сбоем, который мэрия намерена скоро устранить. (Ранее «Континент Сибирь» подробно излагал историю и предысторию вопроса).

С тех пор текущая ситуация по продолжению строительства Дзержинской ветки метро представляется туманной, в том числе, и городским депутатам. Они не оставляли попыток получить ответы на свои многочисленные вопросы, но внятной обратной связи от мэрии так и не добились.

Некоторые из депутатов даже задействовали свои связи в Москве, чтобы через голову мэрии узнать, почему застопорился проект новосибирского метро. Ссылаясь на свои источники, находящиеся в курсе происходящего, они отмечают, что согласно пункту 2 и пункту 3 приказа от 12 мая.2017 года N 783/пр «Об утверждении требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации» электронные документы представляются в виде файлов в формате: xml, doc, docx, odt, pdf, xls, xlsx, ods.

Таким образом, можно сделать вывод, что дело отнюдь не в формате pdf — в нем подавать документы можно. Напомним слова мэра Новосибирска Анатолия Локтя, который объяснял журналистам, почему проект был отклонен: «Формат документов в электронном виде был разработан в pdf-е, а этот формат сегодня не принимается».

На основании информации собеседников издания, мэрия нарушила пункты 4 а) в) и г), потому что отправила на экспертизу проектную документацию с бумажного носителя в формате pdf. Предполагается, что было необходимо перевести текстовую часть из Word и графическую часть из AutoCAD в формат pdf.

Вместе с тем, возникает вопрос, почему депутаты вынуждены получать эту информацию через свои связи в федеральном центре. Для того, чтобы услышать аргументы мэрии, и была организована встреча горсовета с Анатолием Локтем и сотрудниками городской администрации. Некоторые из собеседников «Континента Сибирь», говоря о ней, употребляли слово «скандальная». Но не столько потому, что иногда разговор шел на повышенных тонах. Противоположная сторона, по их словам, не горела желанием объясняться, у некоторых из присутствующих депутатов сложилось стойкое впечатление: мэр явно раздражен некоторыми вопросами.

Впрочем, они готовы его понять. В конце концов Анатолий Локоть проявил отличную инициативу: он попытался «подкинуть» «замерший» шесть лет назад проект Дзержинской ветки в вагон перспектив, которые открывает чемпионат мира и строительство станции «Спортивная». Этот проект разрабатывался, когда Локоть еще и не думал о том, что станет мэром. Для главы Новосибирска, который в этом году собирается баллотироваться на второй срок и которому очень важно продемонстрировать, что ему удалось сделать для города, ответ «Главгосэкспертизы» можно расценивать как удар под дых.

Но и депутаты не из праздного любопытства пытают мэра неприятными для него вопросами. Справедливости ради стоит заметить: им нужно знать, что отвечать людям на своих округах, а про метро спрашивают очень часто. Этим тоже объясняется желание некоторых из народных избранников внести вопрос в повестку сессии: чтобы сделать тему прозрачной, отсеять плодящиеся в тишине ложные слухи.

Разумеется, новый инфоповод играет на руку тем, кто не против политизировать тему. Но есть депутаты, которые не считают принципиальным придание теме публичности. Даже федеральные СМИ уже написали, что проект не прошел экспертизу из-за того, что был представлен не в том формате. Но резонанс не заставит «Главгосэкспертизу России» ради одного Новосибирска изменить требования к подаче документов от претендентов на федеральное финансирование.

Понятно, что лейтмотив разговора депутатского корпуса с мэром о Дзержинской ветке метро — перспективы. Объяснение сводится к тому, что «переговоры ведутся». Из мэрии Новосибирска «Континент Сибирь» получил ответ: «Во избежание появления дополнительных затрат и времени на корректировку технической части проекта в формат 2018 года в настоящее время мэрией города Новосибирска ведутся консультации с ФАУ «Главгосэкспертиза России» о предоставлении технической части проекта в электронном виде с отсканированными документами на бумажном носителе с подписями исполнителей 2013 года».

Как завершатся переговоры, стоит ли мэрии надеяться на успешный исход переговоров, возможно, станет ясно в конце марта. Вероятно, этим и объясняется нежелание выносить на публичное обсуждение вопросы, не все из которых на данный момент имеют внятный ответ.

Очередная сессия запланирована на 20 марта. За пару дней до нее пройдет фракция «Единой России», на которой депутаты решат, стоит ли на заседании выделять время Дзержинской линии метро. Судя по разговорам с представителями горсовета, не факт, что фракция примет положительное решение.

Конечно, в горсовете есть независимые депутаты, теоретически они могут во время сессии попросить публичного обсуждения. Но будет ли удовлетворена их просьба, зависит от позиции большинства в совете депутатов — оно принадлежит единороссам и коммунистам. А последние по понятным причинам прислушиваются к мнению своего партийного лидера Анатолия Локтя.

В 2012 году МУП «УЗСПТС» заключило гражданско-правовые договоры с ООО «Красноярскметропроект» на строительство участка продления Дзержинской линии метрополитена от станции «Золотая Нива» до станции «Молодёжная» с двухпутной соединительной веткой в электродепо «Волочаевское». В 2013 году было получено положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» по технической части проекта и результатам инженерных изысканий. В связи с ожидаемым возобновлением государственного финансирования дальнейшего строительства Новосибирского метрополитена мэрией города Новосибирска в лице уполномоченной организации МУП «УЗСПТС», являющейся муниципальным заказчиком по проектированию и строительству метрополитена, была проведена актуализация сметной стоимости строительства участка продления Дзержинской линии в цены II квартала 2018 года. При подаче заявки на проведение проверки достоверности определения уточненной сметной стоимости объекта ФАУ «Главгосэкспертиза России», согласно действующему у них регламенту, затребовала в полном объеме проектно-сметную документацию, не ограничившись наличием имеющегося положительного заключения по технической части проекта.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Салов, председатель комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству Совета депутатов Новосибирска («Единая Россия»):

— По доступной нам информации федеральное министерство предлагает заинтересованным муниципалитетам предоставлять проектно-сметную документацию, прошедшую государственную экспертизу. На этой базе будет формироваться новая федеральная программа финансирования строительства метро. То есть, нужно ловить момент. Мы думали, у нас все есть для того, чтобы им воспользоваться. Но может случиться так, что придется заново проделать огромную работу. Кто за нее будет платить? Многие обвиняют сотрудников мэрии в произошедшем. Но я не склонен винить в сложившейся ситуации исключительно сотрудников городской администрации. Проект был подготовлен в 2013 году с учетом требований 2013 года. Но на дворе 2018 год, требования изменились. Подверстать проект под новые условия могли бы специалисты компании, которая участвовала в работе перед экспертизой шесть лет назад. (ООО «Красноярскметропроект» — «Континент Сибирь»). Почему не обратиться к ним? Почему у мэрии на руках только бумажные носители?

Игорь Кудин, председатель комиссии по городскому хозяйству Совета депутатов Новосибирска («Единая Россия»):

— В этом году ни один город, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, не получил денег на метро. Нужно рассчитывать на 2020 год, проектную документацию в любом случае нам нужно актуализировать. Времени очень мало. Консультации и согласование федерального финансирования на следующий год начинаются в мае. Уверен, что мэру и губернатору нужно объединить усилия в решении вопроса.

Что касается включения пункта о судьбе проекта Дзержинской ветки метро в повестку сессии Совета депутатов Новосибирска, это будет обсуждаться на фракции. Лично я не понимаю, чем это поможет в решении проблемы.

Евгений Лебедев, член комиссий по городскому хозяйству и по бюджету и налоговой политике Совета депутатов Новосибирска (ЛДПР):

— Я был на этой встрече. Честно говоря, слабо верю, что в ближайшие год-два года проект будет реализован. Но переговоры с Москвой ведутся, как пояснил нам начальник департамента транспорта Роман Дронов. Считаю, что прежде, чем подавать на экспертизу документацию, подготовленную в 2013 году, стоило уточнить актуальные требования. Более того, актуальная документация должна быть с моей точки зрения всегда наготове, чтобы власти могли пытаться получить финансирование каждый год, независимо от того, планируется ли у нас чемпионат мира по хоккею или нет. Но я не уверен, является ли сессионным вопрос о процессе прохождения проекта экспертизы.

Вячеслав Илюхин, член комиссий по градостроительству и по городскому хозяйству Совета депутатов Новосибирска (независимый депутат):

— Я был против того, чтобы совещание делать закрытым. Что касается проекта, придется вложиться в его актуализацию. Дорого, 20-30 миллионов рублей. Но сейчас или потом, все равно нужно будет платить, чтобы получить федеральное финансирование. А это приличная сумма — 17 миллиардов рублей.

Дело не в том, выносить или нет тему на сессию. Но мэрия должна держать депутатов в курсе происходящего. Это общегородской вопрос, а не коммерческая тайна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ