Бизнес-образование стремительно меняется, также как меняется парадигма управления. Сегодня как никогда важен предпринимательский подход в бизнесе, поэтому на программах МВА и Executive MBA руководители «прокачивают» новые идеи проектов, продуктов, услуг, чтобы минимизировать реальные риски в бизнесе.

Знание рождается непосредственно в аудитории MBA

Сегодня вокруг нас происходят серьезные динамические преобразования. Цифровая трансформация полностью меняет конфигурацию компаний: изменяются и бизнес-модели, по которым они работают, и подходы к организации деятельности по созданию новых продуктов и их продвижению. Всё это напрямую касается слушателей программ МВА, которые в большинстве своем являются руководителями компаний.

Необходимо отметить, что еще совсем недавно конструкция отечественных программ МВА формировалась вокруг апробированных зарубежных методик, адаптированных к российским реалиям и «разбавленных» российскими кейсами. Сегодня те академические конструкции становятся очень шаткими, потому что слушатели, которые приходят в аудиторию, зачастую знают о современных проблемах бизнеса гораздо больше, чем преподаватели. Они говорят о том, что уже применяли в своем бизнесе ту или иную методику, что-то отлично сработало, а что-то пошло не так. Мы разбираемся в этих ситуациях на занятиях, в связи с чем новые знания и методы решений рождаются непосредственно в аудитории: в результате совместного труда преподавателей и слушателей. Это потрясающе интересный процесс!

Школа бизнеса МИРБИС делится опытомИдеальный преподаватель

Мы всё больше уходим на занятиях МВА от конкретных рецептов, от того, чтобы просто передавать слушателям некую информацию. В этой связи меняется сама роль преподавателя — от функции транслятора определенного массива знаний к деятельности фасилитатора.

Мы должны понять, что происходит в бизнесе наших слушателей, затем из общей разрозненной массы фактов и данных выявить и сформулировать суть основных проблем и помочь найти адекватные решения.

Вообще преподаватель бизнес-школы по своей сути значительно отличается от преподавателя академического вуза. С одной стороны, он, безусловно, должен иметь академический опыт, чтобы суметь не просто увлекательно излагать различные методики или пересказывать истории успеха, а выявить закономерности, сделать обобщения и интерпретировать разрозненные факты в едином ключе. В противном случае у слушателей никогда не сложится цельная картина. Это умеют немногие, в первую очередь те, кто самостоятельно проводил научные исследования и написал диссертационную работу.

Школа бизнеса МИРБИС делится опытомС другой стороны, преподаватель МВА должен иметь в активе еще и опыт практической работы по реализации бизнес-проектов, а в настоящем — принимать участие в жизни профессионального сообщества, выступать на конференциях, симпозиумах, семинарах: это очень обогащает и позволяет обновлять сложившиеся в преподавании подходы. Таким образом, практический опыт надстраивается на академический фундамент и только тогда становится знанием.

Школа бизнеса МИРБИС делится опытомСистематизация управленческих знаний

При поступлении в МИРБИС и на занятиях MBA слушатели говорят о том, что их подвигло поступить на программу бизнес-образования: они посещали краткосрочные курсы, мастер-классы и выступления именитых бизнес-тренеров, но не могут сложить полученные знания в единую картину. Многие мастер-классы и тренинги относятся скорее к мотивационным шоу, которые заставляют человека задуматься, что пора что-то менять в своей жизни, но не дают ответа на вопрос, что именно и каким образом это сделать.

Поэтому задача программы МВА — в первую очередь помочь руководителю, уже обладающему неким набором знаний по самым разным направлениям своей деятельности, систематизировать их, «разложить по полочкам». Бизнес — это единый организм, поэтому, к примеру, маркетолог изучает не только маркетинг, но и финансы, общий менеджмент и другие дисциплины, чтобы понимать, как функционируют разные сферы, чтобы весь организм был здоровым и работоспособным. Задача программы МВА — показать эти взаимосвязи и научить использовать полученное знание, чтобы диагностировать ту или иную проблему. Выражаясь медицинским языком, если верно поставить диагноз, то гораздо понятнее, как лечить болезнь.

Школа бизнеса МИРБИС делится опытомФилософия жизни и бизнеса

В своей работе и постановке задач мы зачастую ориентируемся в первую очередь на прибыль, а не на философию жизни и бизнеса. Вопрос ценности в бизнесе актуален, и современный руководитель не может быть подготовлен вне ценностного контекста. Есть еще и вечная тема — люди, сотрудники, те, кто создает продукт. И сейчас как никогда остро встает проблема баланса жизни и карьеры, общественного и личного.

Мы кардинально преобразовали программу MBA для HR с учетом новых вызовов времени, а также требований цифровой трансформации экономики и бизнеса, поскольку теперь всё больше компаний автоматизируют рутинные операции по управлению персоналом. Безусловно, невозможно всё отдать на откуп машине, ведь работу с людьми никто не отменял, и только человек способен выстраивать корпоративную культуру, повышать вовлеченность сотрудников, наладить деятельность по управлению талантами и по управлению знаниями.

В рамках этой программы мы показываем слушателям, какие функции специалиста по управлению персоналом нуждаются в автоматизации, а для каких, напротив, нужно усиливать человеческий фактор и как ответить на запрос нового поколения, для которого сегодня важнее всего сохранить баланс между работой и личной жизнью.
Сегодня подавляющее большинство эйчаров, к сожалению, не могут учитывать в своей работе все эти важные моменты и, главное, чтобы объяснить руководству компаний, что рынок труда изменился. Но требования к персоналу не меняются: всем руководителям хочется, чтобы люди трудились вовлечено, много думали только о том, чтобы создать как можно больше благ для своей компании. А сотрудники, наоборот, хотят работать, чтобы жить, а не жить, чтобы работать. Поэтому мы и задались целью сфокусировать эту программу на ключевых современных новациях, на вопросах, связанных с новыми жизненными ориентирами.

Школа бизнеса МИРБИС делится опытомЛидерство должно быть вовлекающим, развивающим, поддерживающим, а не доминирующим

Сегодня, как никогда прежде, именно предпринимательский подход к ведению бизнеса необходим современным руководителям. Если компания хочет развиваться, она должна испытывать новые направления деятельности, поскольку предпринимательство тесно связано с инновациями.

Это может быть разработка и вывод на рынок нового продукта, либо внедрение старого продукта на новый рынок каким-то инновационным образом, либо речь может идти о мультипликативном эффекте, о масштабировании деятельности.

Наша задача — вооружить слушателей соответствующим инструментарием для того, чтобы они в первую очередь понимали, что могут управлять процессом, и знали, как именно это делать. Перед ними действительно открываются новые горизонты, и они, вооружившись новым знанием, начнут что-то менять внутри своих компаний.

Школа бизнеса МИРБИС делится опытомПроисходит смена парадигмы управления. Еще некоторое время назад такое понятие, как лидерство, воспринималось только с точки зрения установки жесткой иерархии и авторитарного стиля руководства. Сегодня общество понимает, что один человек не в силах ничего изменить, — необходим командный подход, нужно понимать, как создавать ключевой актив знаний и, главное, как управлять им; сознавать, что лидерство должно быть вовлекающим, развивающим, поддерживающим, а не доминирующим. Те компании, которые пришли к этому пониманию, начинают развиваться гораздо быстрее. Это новая философия лидерства. И она напрямую связана с перспективным проектированием и развитием бизнеса.

МИРБИС одна из первых среди российских школ бизнеса ввела в свою программу курс «Внешнее и внутреннее предпринимательство», который проходит своеобразным сквозным кейсом через все базовые учебные дисциплины. Смысл в том, чтобы научить слушателей проектировать возможные изменения продукта или услуги, которые могут быть востребованы завтра. И, что не может не радовать, очень часто слушатели – руководители среднего и высшего звена пытаются воплотить учебные проекты в жизнь в своих компаниях. Важно, что в МИРБИС они осваивают алгоритм создания таких продуктов. Получается, что знание, которое ранее транслировалось исключительно на аудиторию стартапов из числа малого и среднего бизнеса, мы перенесли в программу МВА.

Школа бизнеса МИРБИС делится опытомКак максимально эффективно провести обучение в школе бизнеса

Мы называем их рецептами при поступлении и выборе школы, а на первом занятии предлагаем уже лайфхаки на полезное и эффективное обучение.

Самое первое и важное: четко понимать, для чего вы идете на программу МВА. Расставьте приоритеты и ответьте на вопрос «что нужно вам в первую очередь»:

  • новые знания для решения текущих задач
  • повышение капитализации внутри компании и на рынке труда,
  • развитие личностных и профессиональных навыков,
  • новые товарищи, коллеги, партнеры по бизнесу (нетворкинг)

Это мотивы к поступлению на МВА. Однако необходимо уточнить, что менеджеры высшего звена и владельцы бизнеса ставят цели немного иначе: не карьерный рост, а решение проблемы «следующего шага» в развитии бизнеса и личной эффективности. С этим они, как правило, идут на программу Executive MBA.

Необходимо иметь высокую мотивацию. Практика подсказывает, что чем активнее слушатель, тем эффективнее обучение. Вы должны быть внутренне готовы к продуктивной работе во всех форматах: в аудитории, в виртуальном классе, самостоятельно, в группах. Пассивная позиция («я заплатил, и пусть меня учат») или игнорирование любого элемента обучения сведет на нет все ваши усилия и затраты.

Школа бизнеса МИРБИС делится опытомНемаловажное: соблюдать баланс в развитии личностных и профессиональных компетенций. Например, в программе МВА есть курс индивидуального карьерного развития, где слушатели работают с коучем, в частности, обсуждая изменения карьеры. Многие слушатели отмечают, что благодаря этому курсу они становятся более открытыми, уверенными в поиске новой работы, решении вопроса зарплаты или новой позиции, открытия своего бизнеса.

И конечно — быть открытым новому, активно воспринимать информацию от коллег по группе и преподавателей, делать выводы из групповых работ, знакомиться со слушателями других групп и посещать дополнительные мероприятия школы бизнеса. Нетворкинг по-прежнему остается одним из ключей к успеху: слушатели МИРБИС, например, нередко переходят работать в компании своих одногруппников, причем на более выгодные позиции, или присоединяются к новым проектам (бизнесам) в качестве партнеров.

Школа бизнеса МИРБИСг. Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп. 7
Телефон: +7 (495) 921-41-80 (Москва)
8 (800) 301-41-80 (по всей территории РФ)
E-mail: info@mirbis.ru
Web: www.mirbis.ru

РЕКЛАМА

Материалы и фотографии предоставлены из архива Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ