Мечты о новосибирском метро разбились об экспертизу

Около года назад мэр Новосибирска Анатолий Локоть заявил о планах возобновления строительства метрополитена. 6 февраля стало известно, что проектную документацию на возведение Дзержинской линии не приняли в Главгосэкспертизе. Как обстоит ситуация сегодня и какие прогнозы в отношении «подземки» можно считать наиболее реалистичными — в материале «Континента Сибирь».

Мечты о метро в 2018 году

Напомним, что чуть больше года назад, 22 января 2018 года, мэр Новосибирска Анатолий Локоть заявил о том, что намерен возобновить строительство метрополитена. Приоритетным направлением было названо продолжение строительства Дзержинской линии метро. В планах значилось также возведение еще двух станций и нового метродепо рядом с Гусинобродским шоссе для обслуживания линии. Такие заявления были сделаны в преддверии выборов губернатора Новосибирской области.

Другой раунд обсуждений дальнейшего развития метрополитена в Новосибирске стартовал, когда было определено место строительства новой Ледовой арены для проведения молодежного чемпионата мира в 2023 году. Мэрия заявила о необходимости возведения станции «Спортивная» рядом с предполагаемым местом строительства ледового дворца, для обеспечения будущего спортивного объекта.

В мэрии Новосибирска постоянно подчеркивали важность строительства метрополитена. Об этом говорил и начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Роман Дронов. «Метро — спасение Новосибирска. Когда в 1985 году был введен метрополитен, когда стартовали перевозки пассажиров с левого берега на правый и обратно, город задышал, перестали люди вываливаться из автобусов, стали ездить на метро. Я недавно был в метрополитене, и работники вспоминали, как запускался метрополитен: каждый день после окончания движения поездов собирали ведро пуговиц. То есть такой спрос был, такая давка была, что пуговицы отрывались, но при этом никто не жаловался», — пояснил в ответе на запрос «Континента Сибирь» Роман Дронов.

Вместе с тем в упомянутом 1985 году население Новосибирска составляло 1 421 000 человек (по данным московского статистического ежегодника). На тот момент для того, чтобы существенно облегчить жизнь горожан, было достаточно наладить сообщение между левым и правым берегом. В 2018 году в Новосибирске зарегистрировано уже 1 612 833 человека. Площадь Новосибирска сейчас составляет 505 кв. км. Выросшее количество автомобилей сказывается на скорости движения наземного транспорта. Метро становится единственным надежным средством передвижения с точки зрения возможности прогнозирования времени в пути. А также одним из главных факторов при выборе жилья и работы для жителей мегаполиса.

На сегодня в Новосибирске функционируют две линии метро, и они не доведены до отдаленных районов города. Жители МЖК, Ключ-Камышенского плато, жилых массивов Родники и Снегири, Кировского района и некоторых других районов Новосибирска могут передвигаться только на наземном транспорте, который в городе тоже недостаточно развит. Жители отдаленных районов делают выбор в сторону личных транспортных средств, но рост числа автомобилей влияет на ситуацию на дорогах. Сейчас жителей города не удивляют пробки, в которых можно застрять в любое время года.

«Мы исчерпали возможности борьбы с пробками, кроме очевидного решения развивать общественный транспорт. Один из главных его видов — метрополитен. Это быстро, удобно, но, к сожалению, очень дорого», — рассуждает депутат городского cовета, член комиссии по городскому хозяйству Дмитрий Прибаловец.

В мэрии Новосибирска и правительстве области разделяют высокую оценку важности развития метрополитена для города. В 2018 году власти неоднократно заявляли о необходимости продолжения строительства метрополитена. В первую очередь назывались станция «Спортивная» и продолжение Дзержинской линии. В отдаленной перспективе говорилось о продлении Ленинской линии до площади Станиславского и аэродрома «Северный», а также о строительстве третьей линии метро — «Кировской».

О важности продолжения строительства именно Дзержинской линии заявляют и в мэрии, и в горсовете Новосибирска. Развитие метрополитена в этом направлении, по словам Дмитрия Прибаловца, было выбрано на публичных слушаниях. «Дзержинская линия у нас не закончена. Последняя станция этой линии не достроена. Поэтому интервал движения поездов очень большой. На сегодня его надо уменьшать. Но мы, к сожалению, не можем сделать интервал меньше из-за того, что ветка не закончена, есть лишь один приемо-отправочный путь, а стрелочный путь находится за 500 метров до станции», — поясняет Роман Дронов.

При продлении Дзержинской линии на дополнительные две станции необходимо строить новое депо, чтобы обеспечить своевременное обслуживание поездам и безопасность пассажирам. Это тоже было заложено в документацию, разработанную мэрией.

«У нас одно депо («Ельцовское») обслуживает две линии. Чтобы выдать поезд на Дзержинскую линию, он должен сначала доехать до станции «Красный проспект», потом попасть на станцию «Сибирскую» и так далее, что в принципе неправильно. Каждая линия должна иметь свое депо, — рассказывает «Континенту Сибирь» Роман Дронов. — Кроме того, мы сегодня даже не можем эксплуатировать на Дзержинской и на Ленинской линии подвижной состав разной длины, потому что они обслуживаются в одном депо. Нам этого депо не хватит, чтобы обеспечить производственные мощности для обслуживания разного подвижного состава. Проблема с пятивагонным составом. Метрополитен уже готов выдать пятивагонные составы на Дзержинскую линию, но необходимо перепрофилировать депо для обслуживания разного подвижного состава. Использование таких составов у нас заложено в ПКРТИ».

Впрочем, главный вопрос, в который упирается строительство метрополитена, — финансирование. Это бюджетоемкий процесс. Средств городского и областного бюджета на него не хватит. Поэтому администрации Новосибирска и области приходится изыскивать дополнительные возможности. В случае со станцией «Спортивная» это оказался молодежный чемпионат мира по хоккею.

Для продолжения строительства Дзержинской ветки год назад Анатолий Локоть собирался просить при личной встрече у президента России Владимира Путина 20 млрд рублей. Лично передать папку с проектом метрополитена мэру на тот момент не удалось. Этот вопрос обсудил с президентом глава региона Андрей Травников, но средства Новосибирску все равно были обещаны. Именно этот факт позволил представителям города и области заявлять о продолжении строительства метрополитена весь 2018 год.

Мечты о метро в 2019 году

Спустя год амбиции в плане развития метростроения в регионе поубавились: в мэрии Новосибирска стали говорить о сложностях финансирования и о том, что метро — очень дорогой проект, который невозможно построить на средства бюджета Новосибирска и области.

«На сегодня уже нет программы по строительству метрополитена в городах-миллионниках. Поэтому для нас даже было проблемой найти программу для строительства «Спортивной». Сейчас мы эту проблему решили, а по Дзержинской линии задача еще стоит», — прокомментировал в ответ на запрос «Континента Сибирь» ситуацию с развитием метрополитена Роман Дронов.

Сам Анатолий Локоть старается делать акцент на строительстве станции «Спортивная», Дзержинская линия упоминается только как необходимая к постройке. «В прошлом году велась работа по обновлению проектно-сметной документации для строительства Новосибирского метрополитена. Много сегодня на эту тему всяких разных измышлений. Есть, конечно, и трудности — мы с ними сталкиваемся. Хочется где-то сэкономить, использовать предыдущий задел, я уверен, что это нам удастся сделать. Документация по станции «Спортивная» разработана и находится в экспертизе в Москве, мы не сомневаемся в положительном результате, приступим в этом году, но там же находится и документация по Дзержинской ветке», — пояснил 13 февраля Локоть в отчете за 2018 год на сессии Совета депутатов Новосибирска.

Примечательно, что строительству Дзержинской ветки в отчете было посвящено по сути лишь полпредложения. На такую постановку вопроса обратил внимание депутат горсовета от партии ЛДПР Евгений Лебедев. О судьбе Дзержинской ветки он спросил мэра прямо на сессии.

«Я не умолчал, — ответил депутату мэр, — «гладких» решений нет. Я сказал, что (документация. — «КС») находится в экспертизе. Я знаю, что я сказал, позвольте, я буду настаивать на своей трактовке. Документация находится в Москве на экспертизе по Дзержинской линии, мы используем старые наработки, это во многом экономит ресурсы и время, что самое главное — время. У нас времени не очень много», — пояснил Локоть.

Вопрос депутата Лебедева был спровоцирован информацией о том, что проектно-сметная документация на продолжение строительства Дзержинской линии не была принята в главгосэкспертизе, из-за чего появился риск потери федерального финансирования этого проекта. По данным мэрии, проектно-сметная документация была не принята из-за формального несоответствия форматов электронных документов.

На этот аспект делают упор и депутаты горсовета. «У нас на метро денег нет, — оценивает ситуацию депутат городского Совета Новосибирска Вячеслав Илюхин. — Деньги на строительство метрополитена были запланированы в федеральном бюджете, но как оказалось, мэрия документы должным образом оформить не смогла, поэтому оценивать перспективы очень сложно».

Почему не приняли проектно-сметную документацию?

Проектно-сметная документация Дзержинской линии не была принята для рассмотрения в Главгосэкспертизе. Как заявил сам мэр, причиной отказа послужил неправильный формат электронного файла, в котором подавалась документация. Исходя из информации на сайте Главгосэкспертизы, чиновники Новосибирска должны были подать расчеты в электронной таблице .xls, а не .pdf, как сделали работники мэрии.

«У нас есть проект, мы просмотрели его, актуализировали. Но формат документов в электронном виде был разработан в .pdf, а этот формат сегодня не принимается. Вся коллизия заключается в необходимости приближения формата к сегодняшним требованиям, чтобы его признали. Больше замечаний нет, все остальные замечания ликвидированы», — заверил Анатолий Локоть 7 февраля на пресс-конференции.

Эти же слова подтвердил и Роман Дронов в ответе на запрос «Континента Сибирь». «Разработана проектная документация на две станции — «Гусинобродская» и «Доваторов», это две станции Дзержинской линии. Проект есть, он актуализирован, возникла сложность с Главгосэкспертизой, поскольку, когда разрабатывался проект, он разрабатывался в одном формате, прошло время, и уже требовались другие форматы предоставления документации, к сожалению. Самое смешное в том, что оспариваются не проектные решения, а то, в каком виде они предоставляются. И перевести проект из одного формата в другой — это невыполнимая задача. Поэтому сейчас ведутся переговоры о консультации по вопросу, как нам из этой ситуации выйти. Я думаю, что мы эту задачу решим, тем более что мэром поставлена задача все это воплотить в жизнь, и, естественно, я думаю, что Дзержинскую линию надо заканчивать».

Прохождение Главгосэкспертизы является условием для получения финансирования. «Это странная ситуация. Удивительно, что она произошла. Потому что очевидно, что без федеральной помощи мы метро строить не сможем. Были надежды получить федеральное финансирование, но мы не попали на эту экспертизу. Чем это кончится, неизвестно, и это немного настораживает», — переживает депутат Дмитрий Прибаловец.

Заявление Анатолия Локтя было воспринято как доказательство некомпетентности сотрудников администрации города. «Это форменное безобразие. За всю историю моей работы в горсовете не помню такого провала, который бы привел к таким фатальным последствиям. Оказывается, изменения в форме подачи произошли в 2017 году! Документы готовились в 2018 году. Как ответственные работники мэрии, готовившие документы, не знали о новеллах в законодательстве, которые являлись уже сложившейся практикой? Ведь это произошло не вчера. Этому формату было больше года», — выражает негодование депутат Совета депутатов Новосибирска Игорь Салов.

Впрочем, как пояснили «Континенту Сибирь» в Главгосэкспертизе, причина отказа в принятии документации была не только в неправильном формате электронного файла.

Так, во-первых, в документе, подтверждающем финансирование (решении об осуществлении бюджетных инвестиций в объект капитального строительства — постановлении мэрии Новосибирска) отсутствовали наименование рассматриваемого объекта, а также предельная сметная стоимость.

Фото: новосибирский метрополитен

Во-вторых, заявление не соответствовало требованиям подпункта «а» пункта 8 положения, утвержденного постановлением правительства РФ от 18 мая 2009 года № 427 (в том числе отсутствовали сведения о стоимости).

В-третьих, документация, представленная в электронном виде, не соответствовала требованиям, утвержденным приказом минстроя России от 12.05.2017 № 783/пр.

«В соответствии с пунктом 14 положения формат электронных документов должен соответствовать требованиям, утверждаемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Несоответствие форматов электронных документов указанным требованиям не позволяет осуществить внесение корректных сведений в единый государственный реестр заключений экспертизы», — говорится в ответе Главгосэкспертизы.

Исходя из вышесказанного, документы о сметной стоимости были не только поданы в неправильном формате, но и не содержали самой стоимости. Другими словами, мэрия Новосибирска попросила денег, но не сказала сколько.

Действующее законодательство предусматривает 30 дней на исправление подобных ошибок в документации. По заявлению пресс-центра Главгосэкспертизы, мэрия Новосибирска исправленные документы в обозначенный срок не подала.

«Отсутствие документов, установленных требованиями вышеуказанных положений, в том числе требованиями к форматам электронных документов, предоставляемых на государственную экспертизу и проверку достоверности определения сметной стоимости, является причиной отказа в принятии документации», — подтвердили в Главгосэкспертизе.

Что будет с метрополитеном в Новосибирске?

Сложившаяся ситуация может обернуться для Новосибирска упущенным финансированием развития метрополитена.

«Самое главное: мы не можем понять, нас исключили из этой программы и финансирования не будет или при выполнении определенных условий и исправлении допущенных ошибок эти средства все-таки нам дадут? Это ключевой вопрос. Но мэрия нас убеждает, что если сейчас они что-то исправят, то к этому вопросу можно будет вернуться, — говорит Игорь Салов. — Есть информация, что эти средства были зарезервированы, но теперь, возможно, эти деньги будут направлены на другие статьи, и эти средства больше никогда не будут направлены в Новосибирск для развития метро».

Оптимизм мэрии также не поддерживает и депутат городского Совета и член комиссии по городскому хозяйству Совета депутатов Новосибирска Вячеслав Илюхин. «Сейчас в федеральном бюджете этих денег может и не оказаться. Схема работает по-другому, деньги могут быть уже упущенными. За любые деньги, которые поступают в регион, надо хвататься, это средства развития региона, а здесь отнеслись невнимательно. Отношение такое, что «тепло, хорошо, мухи не кусают, а сколько денег придет — неважно», — отмечает депутат.

Анатолий Локоть в последнее время делает акцент на том, что Новосибирск не сможет принять молодежный чемпионат мира по хоккею в 2023 году без продленной Дзержинской ветки. Возможно, что событие международного масштаба даст второй шанс новосибирскому метрополитену. «У нас единая позиция с губернатором: без достройки Дзержинской линии мы не можем считать себя готовыми к молодежному чемпионату мира по хоккею 2023 года. У нас есть проектно-сметная документация, необходимо финансирование. Этот вопрос сейчас решается», — пояснил мэр города.

Анатолий Локоть уверен в том, что Новосибирск получит финансирование на Дзержинскую линию. По его словам, важность этой линии понимают и на региональном, и на федеральном уровне.

«Может быть, в связи с молодежным чемпионатом мира по хоккею губернатору удастся получить финансирование, но будет интересная ситуация, если глава региона будет все отстаивать средства для развития, а чиновники мэрии — неправильно документы составлять и эти средства упускать. Это же не игрушки! Миллиарды рублей выделяются региону, а у нас не находится специалистов, которые могли бы должным образом оформить документы для их получения и прохождения экспертизы проекта», — говорит Вячеслав Илюхин.

Если чиновники Новосибирска докажут необходимость Дзержинской линии для проведения чемпионата мира, то шансы на дополнительные две станции у города вырастут.

Появление станции «Спортивной», которая необходима для обеспечения транспортной доступности к новой Ледовой арене, достаточно вероятно. Документы станции на левом берегу сейчас проходят проверку в Главгосэкспертизе, и чиновники Новосибирска ждут результата.

«Так получилось, что документация на станцию «Спортивная» оказалось готова быстрее, чем на уже существующую Дзержинскую линию, — пояснил в интервью «Континенту Сибирь» губернатор Новосибирской области Андрей Травников. — Поэтому сегодня мы будем добиваться финансирования именно этой станции, тем более что у нас для этого есть дополнительные аргументы в виде молодежного чемпионата мира по хоккею. Потом мы вернемся к другим этапам развития метрополитена, опять же по мере готовности документации».

По словам Романа Дронова, как только Главгосэкспертиза даст положительное заключение, будут объявлены конкурсные процедуры. «В этом году приступаем к строительству станции «Спортивная», — заверил Роман Дронов.

Опрошенные «Континентом Сибирь» эксперты ссылались на позицию мэрии Новосибирска и заявляли, что в большей степени все зависит от грамотных действий чиновников города и лоббистских возможностей губернатора и мэра. Стоить заметить, что информация о форме подачи документов в Главгосэкспертизу размещена на сайте ведомства в свободном доступе. Также в пресс-службе ведомства заявили, что провели обучающее мероприятие для работников мэрии.

«В качестве методической поддержки по вопросам порядка проведения проверки достоверности определения сметной стоимости данных объектов в июне 2018 года было проведено рабочее совещание представителей Главгосэкспертизы России с представителями МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений, ООО «Проектный институт «МТ-Транспроект» и мэрии Новосибирска. Работники Главгосэкспертизы России детально разъяснили требования действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок предоставления документации в учреждение», — говорится в сообщении Главгосэкспертизы.

«Континент Сибирь» будет следить за дальнейшим развитием ситуации.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ