Евгений Лебедев: «Будущее России растет в детских садах»

Детские сады и школы в неменьшей степени, чем семья, вносят вклад в воспитание новых поколений россиян, и власти должно быть не все равно, каким будет качество воздействия на становление личности маленького человека, будущего гражданина. О ситуации с дошкольным образованием в Новосибирске «Континент Сибирь» побеседовал с депутатом горсовета ЕВГЕНИЕМ ЛЕБЕДЕВЫМ.

— Евгений Владимирович, проблема с детскими садами — государственного масштаба. Новосибирск здесь — не исключение. Но где кроются корни этой проблемы?

— Действительно, во всей стране ощущается острая нехватка детских садов. По данным статистики, детсады и ясли в России посещают только 64,6% детей. И это — не тот факт, к которому можно отнестись легкомысленно, ведь фактически нарушаются права наших детей на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Конечно, истоки текущего бедственного положения кроются в 90-х, когда здания множества детсадов, особенно ведомственных, были приватизированы. Вернуть их сегодня в муниципальную собственность весьма затратно и юридически сложно. Позже к бездумной приватизации добавились и недочеты планирования новых микрорайонов: наш Новосибирск стремительно строится, новое жилье чаще покупают молодые семьи с детьми, а социальная инфраструктура отстает. На строительство новых детских садов денег хронически не хватает: средства федерального бюджета позволят построить в текущем году четыре детских сада и три пристройки для ясельных групп — всего на 1080 мест. Достаточно ли этого, если в Новосибирске сегодня более 50 тысяч дошколят, и 6 тысяч из них ждут путевку в детский сад?

 — Но ведь уже год назад говорилось о том, что майский указ президента выполнен, и все дети в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены местами в детсадах?

— Информация об отсутствии очередей в детсады, мягко говоря, необъективна. Сокращение очередей, как правило, велось не путем создания новых мест, а за счет увеличения числа детей в группах и эксплуатации зданий, требовавших ремонта. По факту получить места в тех районах и детских садах, которые были бы удобны для родителей, почти невозможно. Особо острая проблема — обеспечение местами в ясельных группах детей от 1,5 года до 3 лет. Избиратели часто приходят на прием с подобными вопросами, и буквально на днях мне удалось выбить место в детсаду для трехлетнего ребенка, но это скорее исключение из общего правила.

 — Может быть, выходом из положения могли бы оказаться частные детские сады?

— По имеющимся у меня данным, в Новосибирске действуют 279 детсадов, в том числе 247 муниципальных, 14 ведомственных и 18 частных. Частные детсады, имеющие лицензию на оказание образовательных услуг, посещает около 10 тысяч детей. Остальные частники ограничиваются услугами по присмотру и уходу, а то и вовсе работают нелегально. Многим горожанам памятна история, когда одна из жительниц Плющихинского жилмассива пожаловалась в органы Роспотребнадзора на то, что ее двухлетняя дочь в частном детском саду была вынуждена спать на матрасе, брошенном на пол. Кроме того, частные детсады не по карману большинству семей. Минтруд в прошлом году выступил с идеей возмещать нуждающимся семьям затраты на платные детские сады. Такие программы существуют, например, во Франции и странах Скандинавии, но у нас в стране от идеи до ее законодательного воплощения — дистанция огромного размера.

На 2019 год должность воспитателя включена в перечень дефицитных специальностей

 — Каким, в таком случае, вы видите выход из создавшегося положения с детсадами?

— Ничего нового здесь придумывать не надо. Во-первых, при строительстве новых микрорайонов необходимо соотносить объем планируемого жилья с прогнозируемыми потребностями в детсадах и школах, направляя средства на социальную инфраструктуру в первоочередном порядке. Как вариант, сегодня рассматривается предложение с открытием филиалов детских садов на первых этажах жилых домов, но в тех зданиях, что уже введены в строй, отсутствуют помещения, соответствующие нормативам и имеющие отдельный вход и территорию для прогулок. Следовательно, уже на стадии проектирования надо договариваться с застройщиками. Во-вторых, можно создавать дополнительные места в детских садах, открывая новые группы в незадействованных помещениях школ. В-третьих, больше внимания надо уделять развитию домашних детских садов или семейных групп.

 — Но тогда мы столкнемся с нехваткой квалифицированного персонала, которая и сегодня является острой проблемой. Как решить ее?

— На текущий момент, по оценке департамента образования мэрии, городу не хватает 72 воспитателей детского сада. НГПУ как профильный вуз выпускает специалистов в сфере образования, и в прошлом году 63 выпускника пришли работать воспитателями в детские сады Новосибирска. Но считал ли кто-то, а сколько из них реально остались в профессии, не получая достойной зарплаты или имея проблемы с жильем? Конечно, штатные педагогические работники в первую очередь получают места в детсадах и освобождаются от родительской платы, но этого недостаточно. Хорошо, что на 2019 год должность воспитателя включена в перечень дефицитных специальностей, и это позволит ежемесячно компенсировать им аренду жилья в размере 10 тысяч рублей в течение первых двух лет работы. А дальше? Я считаю, что на работу в муниципальные детские сады привлечь воспитателей могут две вещи: зарплата и жилье. Необходимо поднять уровень зарплаты до средней по Новосибирску и утвердить городскую программу, которая позволила бы предоставлять работникам образовательной сферы разные виды жилья, в том числе по служебному найму и в общежитиях. Если мы хотим выстроить наше достойное будущее, экономить на этом нельзя.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ