Бремя восстановления рынка

2018 год стал противоречивым годом для сибирского автобизнеса. С одной стороны, долгожданный рост продаж новых автомобилей в регионе на четверть сформировал оптимистичные ожидания и послужил сигналом для наращивания позиций отдельными участниками. С другой стороны, громкий уход красноярской группы компаний «Крепость» стал еще одним наглядным свидетельством неоднозначности ситуации на рынке.

Громкие уходы

Самым громким событием года на сибирском авторынке можно считать уход красноярской группы компаний «Крепость» Александра Кангуна. Она была не только одним из самых крупных и известных игроков авторынка региона, но и одним из старожилов рынка, работающих на нем более 20 лет. Группа компаний официально представляла Toyota, Lexus, Volvo, Porsche, Bentley, Jaguar, Land Rover в Красноярском крае, а также Toyota, KIA, Mazda в Республике Хакасии. События вокруг «Крепости» начали активно разворачиваться в апреле 2018 года, когда она утратила статус официального дилера по ключевым для себя маркам — Toyota и Lexus — по инициативе дистрибьютора этих марок. Инвестиции в бизнес по ним, по словам Александра Кангуна, оценивались в сумму, превышающую 2 млрд рублей.

Расторжение дилерского договора привело к возникновению проблем с покупателями. Клиенты, не получившие оплаченные ими автомобили или ПТС, стали обращаться в правоохранительные органы. Следователями СЧ СУ МУ МВД России «Красноярское» было возбуждено уголовное дело в отношении Александра Кангуна. У него были проведены обыски, также был наложен арест на имущество. Впоследствии ГК «Крепость» последовательно утратила статус официального дилера по всем брендам, которые ранее представляла на рынке. Дилерство Toyota и Lexus в Красноярском крае в ходе тендера перешло красноярскому «Медведь Холдингу», а Volvo, Porsche, Bentley — дочерним структурам «Балтийского банка развития» — одного из основных кредиторов ГК «Крепость». Финансовая организация получила также здание дилерского центра «Тойота Центр Красноярск Запад». В свою очередь бизнес по маркам Jaguar, Land Rover остался у прежней группы собственников во главе с Александром Куклиным («Крепость» ранее лишь управляла этим бизнесом), подавших на банкротство Александра Кангуна.

Закрытие «Крепости» стало одним из самых громких скандалов в автобизнесе Сибири в 2018 году.
Фото: стопкадр YouTube

Впрочем, в этом году в Красноярске состоялся еще один громкий уход с рынка — речь о группе автодилерских предприятий Александра Панченко, которая ранее являлась официальным дилером марок Porsche (ООО «Престиж Авто»), Suzuki (ООО «Премиум»), Infiniti (ООО «Статус Авто»), а также была утвержденным кандидатом в официальные дилеры KIA в Красноярске. В этом случае причиной ухода с рынка послужил конфликт дилера с банком. Так, еще в ноябре 2017 года в арбитражный суд Красноярского края поступил иск от банка ВТБ о взыскании порядка 210 млн рублей по заключенным кредитным договорам с группой компанией. Сам Александр Панченко был не согласен с претензиями банка и обратился с открытым письмом к главе ВТБ Андрею Костину, придав этому максимальную публичную огласку и считая, что речь идет о рейдерском захвате его бизнеса. Вместе с тем в декабре 2017 года арбитражный суд Красноярского края принял решение удовлетворить иск ВТБ, и уже в начале 2018 года дилерские центры закрылись.

Впрочем, не только красноярские мультибрендовые дилеры оказались в центре внимания в 2018 году. Среди регионов Сибири отличился и Томск. В этом городе в 2018 году прекратил свою работу дилерский центр Renault группы компаний «Автосан» Эдуарда Волчека. Ранее эта группа компания официально представляла в регионе Renault, Hyundai, Mitsubishi, Nissan, Great Wall, SsangYong, Citroen, Volvo. Вместе с тем за последние годы авторитейлер начал последовательно сокращать свое присутствие. Марка Renault оставалась последним брендом в портфеле дилера, однако в итоге полномочия «Автосана» в качестве дилера марки были прекращены.

Сокращают свое присутствие в Томске и другие действующие мультибрендовые игроки, в частности, «Автоцентр Евразия» («ФССК») Алекандра Криворучко. Изначально эта группа компаний являлась официальным дилером Volkswagen, Skoda, Honda, Suzuki, Peugeot, а также утвержденным кандидатом в официальные дилеры Audi, BMW в Томске. Более того, в 2009 году компания победила в тендере Skoda по Новосибирску, но позже отказалась от выхода в этот регион. Однако за последние годы в портфеле группы компаний, по сути, остались только бренды Skoda и Volkswagen, а с 1 января 2019 года томский дилер решил свернуть продажи чешской марки, сосредоточившись на бренде Volkswagen.

Стоящий без движения бывший полнофункциональный дилерский центр Lexus в Новосибирске наконец-то обрел нового владельца

Тем временем в Новосибирской области уже не первый год продолжается банкротство двух самых крупных в прошлом дилеров — «МАКС Моторс» и «СЛК-Моторс». Так, в конце декабря наконец-то был определен победитель торгов по бывшему полнофункциональному дилерского центру Lexus компании «СЛК-Моторс» в Новосибирске — им стала компания «Вега-Абсолют», занимающаяся контрактным производством электроники. Дилерский центр на Фрунзе пока остается без движения. А на площадке «Север» группы компаний «СЛК-Моторс» на пересечении улиц Объединения и Богдана Хмельницкого в 2018 году был запущен оптово-розничный торговый центр.

Что касается бывших салонов «МАКС Моторс», то в 2018 году было снесено здание дилерского центра группы компаний на Добролюбова. Объект выкупила строительная компания «Сибмонтажспецстрой», которая решила построить на этом месте жилой комплекс с видом на реку. В свою очередь салон на Немировича-Данченко выкупил основатель универмага LUKSE, бизнесмен Тимур Саттаров. На базе площадки будет запущен спортивный центр. Судьба объектов на Дачной и Кирова пока остается неизвестной.

Экспансия и рост портфеля

Рост авторынка послужил стимулом для отдельных игроков рынка расширять свое присутствие и проводить экспансию. Самым заметным примером в этой области можно считать красноярский «Медведь Холдинг», который, имея в своем портфеле 10 брендов, в 2018 году получил дилерство Toyota и Lexus. С учетом того, что для многих автодилеров именно эти бренды являются основополагающими с точки зрения выручки, «Медведь Холдинг» под руководством Николая Бякова не только расширил свой портфель, но и укрепил свой финансовый фундамент. Причем для этого компании не пришлось строить с нуля дилерские центры, как это происходит, например, в Новосибирске. Холдинг купил на торгах здание бывшего салона Nissan компании «Титан Моторс» и организовал на этой площадке салоны Toyota и Lexus. Помимо текущего портфеля, «Медведь Холдинг» расширил и географию присутствия: в 2018 году группа компаний также вышла в Кузбасс с брендом BMW, запустив там авторизованную сервисную станцию.

Активную экспансию в 2018 году провел и другой крупнейший игрок сибирского авторынка — омская ГК «Евразия Моторс» Ильи Фридмана. Весной 2018 года она стала третьим в городе официальным дилером KIA, построив и запустив полнофункциональный салон марки около «Меги». С учетом емкости омского рынка наличие в регионе третьего дилера вызвало закономерные вопросы у участников, учитывая, что салон был запущен к тому же в нескольких километрах от одного из действующих дилерских центров марки — «Барса-Запад». Однако уже 1 сентября «Киа Моторс Рус» не продлила дилерский договор с компанией «Сфера» («Киа Центр на Лермонтова»), и в регионе вновь стало лишь два дилера марки, как раньше.

Помимо KIA, «Евразия-Моторс» получила дилерство марки Skoda. Действующим партнером чешской марки в регионе является другой крупный мультибрендовый дилер — «Феникс Авто». Но самым заметным для «Евразии-Моторс» событием можно считать победу в конкурсе по бренду Mercedes-Benz. Этот немецкий бренд станет первой премиальной маркой в портфеле группы компаний. На сегодня в Омске уже есть официальный дилер Mercedes-Benz — компания «Сот Моторс». Глава компании Василий Залознов отмечал «КС», что дилер намерен и дальше работать с брендом. Однако, по данным издания, собственники «Сот Моторс» в 2018 году вели переговоры о возможной продаже бизнеса.

Несмотря на непростую ситуации на рынке, отдельные игроки продолжают региональную экспансию. Так, возглавляемая Константином Стефановым (на фото) самарская компания «Фастар» может пополнить портфель в 2019-2020 годах сразу четырьмя новыми брендами

Среди других крупных игроков, пополнивших свой портфель, можно выделить омскую ГК «Феникс Авто» Сергея Сырникова. В 2018 году она получила дилерство Ford, от которого отказалась ГК «Евразия-Моторс». Помимо этого, «Феникс Авто» торжественно открыла полнофункциональный салон Mazda, который первым в Сибири был выполнен в соответствии с новыми стандартами японской марки. Кроме того, «Феникс Авто» удалось оптимизировать свою схему присутствия на рынке, поменяв дислокацию отдельных брендов.

Курс на расширение портфеля взяла и новосибирская ГК «Автолига» Игоря Кошкина, официально представляющая бренды УАЗ, Ford, FAW. В ушедшем году она торжественно запустила второй дилерский центр УАЗа и получила дилерство по маркам Peugeot, Citroen, Isuzu в Новосибирске. Как отметил в одном из недавних интервью сам Игорь Кошкин, ему «очень интересно брать те направления, в которые мало кто верит».

Наконец, усилить позиции в Новосибирске намерена и самарская компания «Фастар» Константина Стефанова. Ей удалось выиграть в тендере на право официально представлять Mercedes-Benz в Новосибирске. Помимо этого бренда, компания ранее подписывала протокол о намерениях с Renault, а также, по данным «КС», ведет активные переговоры с другими автопроизводителями. Для этих целей компания выкупила дилерский центр на Большевистской.

Другой самарский игрок — ГК «Автодилерство» (бывший актив ГК «СОК») — в 2018 году запустил салон KIA, который стал третьим для Новосибирска. Несмотря на то что речь шла не о строительстве с нуля полнофункционального дилерского центра, а о запуске салона на базе действующего салона Nissan, это решение стало постоянным для марки. В свою очередь сокращение площадей под Nissan также оказалось логичной мерой с учетом сокращения модельного ряда марки и ее отказа от модели Almera, обеспечивавшей бренду основной объем продаж.

Желая стать лидером авторынка любой ценой, корейская марка KIA назначила третьего партнера в Омске и Новосибирске, а также в начале 2019 года запустит третьего дилера в Красноярске. Пока новосибирский дилер марки вынужден конкурировать с двумя другими официальными представителями KIA, в Кемерово у корейского бренда — лишь один партнер. На фото слева — глава «КИА Центр Кемерово Юг» Денис Пронин,
на фото справа — директор дилерского центра KIA компании «МегаПарк» Алексей Басаев

Если для KIA год прошел под знаком открытий в Омской и Новосибирских областях, то другой корейский бренд — Hyundai — нарастил присутствие сразу в трех регионах — в Омской, Томской областях и на Кузбассе. Так, крупный местный игрок «Картель Авто» Сергея Малянова запустил в Кемерове дилерский центр Hyundai, который стал вторым для города — первый был открыт группой компаний «Сибинпэкс». Такой шаг оказался неожиданным для многих участников рынка, включая первого дилера марки, так как ранее в Кемерово был лишь один представитель бренда — «Хендай Вектор» Игоря Лысенко. Однако из-за проблем с банками компания ушла с рынка, а ее преемником стала «Восток Моторс». Сохранить «монополию» по бренду ей не удалось, и вскоре вторым дилером в Кемерове стал «Сибинпэкс», а вторым в Новокузнецке — «Автомир». Участники рынка, взявшие Hyundai, вероятно, рассчитывали, что уже скоро останутся на рынке в одиночестве, так как «Восток Моторс» не сможет удержаться на рынке. И действительно, в 2018 году «Восток Моторс» закрыла свои салоны в Кемерове и Новокузнецке. Однако крупный местный игрок «Картель Авто» получил дилерство Hyundai, и теперь конкуренция по этому бренду станет еще более острой.

Впрочем, и это не предел: в Омской области с 2018 года сразу три официальных дилера Hyundai, хотя по своему потенциалу продаж регион уступает и Красноярскому краю, и Новосибирской области. В дополнение к «Евразии Моторс» и «Феникс Авто» свой дилерский центр корейской марки открыла ГК «Альянс», «якорным» партнером которой долгое время был американский концерн General Motors. Совсем иначе обстоит ситуация в Томской области, где Hyundai в 2018 году просто восстановила свое присутствие, назначив нового партнера — ГК «Элке Авто» Виктора Маршева, которая запустила полнофункциональный салон корейской марки.

Уход с рынка компании «СЛК-Моторс» привел к тому, что дистрибьютор Toyota начал искать новых партнеров в городах ее присутствия — Новосибирске и Барнауле. Ими стали «Восток Моторс» и «АлтайЕвроМоторс» соответственно. Обе компании запустили свои временные салоны в 2019 году. В случае с Барнаулом «АлтайЕвроМоторс» воспользовалась своими действующими площадками. Что касается «Восток-Моторс», то тюменская группа компаний взяла в аренду салон на Никитина, а в дальнейшем планирует строить полнофункциональные салоны для Toyota и Lexus, которые будут располагаться на улице Большевистской. Также «Восток Моторс» рассматривает возможности для дальнейшего расширения в Новосибирске. На сегодня торговлей автомобилей Lexus без статуса официального дилера занимается также «Ярс-Моторс», рынка пока хватает обеим компаниям.

Примечательно, что на сегодня самым крупным игроком новосибирского авторынка стала московская ГК «Автомир». В 2018 году она расширила свои позиции и запустила также бренд Ford в дополнение к Renault, Volkswagen, Toyota, Audi, Skoda, Hyundai, Suzuki. Однако на текущем этапе группа компаний пока не планирует дальнейшую экспансию и рост портфеля.

Оставляйте заявки на вступление в нашу Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой сфере в регионе.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ