«Если раньше основным критерием для бизнеса была процентная ставка, то сейчас компаниям нужен банк-партнер»

Коммерческий директор региона «Сибирь» АО «ЮниКредит Банк» ОЛЬГА ФАДЕЕВА в интервью «Континенту Сибирь» рассказала о том, как за последние годы изменились потребности компаний малого и среднего бизнеса, каким образом к этому приспособились банки и в каком направлении будет развиваться ситуация в ближайшие годы.

 — Ольга Леонидовна, как, на ваш взгляд, изменился российский рынок кредитования МСБ за последний год? Какие события и тенденции вы бы выделили в качестве основных факторов, влияющих на состояние рынка?

— Очевидно, что макроэкономические и политические факторы влияют на общий фон, поэтому в разных сферах бизнеса происходят свои изменения, но в целом по рынку мы видим рост кредитования сегмента МСБ. По данным Банка России, объем кредитования малого и среднего бизнеса по итогам трех кварталов 2018 года вырос на 9% по сравнению с аналогичным показателем в прошлом году.

Мы видим интерес к инвестиционным кредитам. В нашем банке по Сибири их доля составляет почти половину портфеля. Выдача таких кредитов за 9 месяцев 2018 года увеличилась на 13% по сравнению с 2017 годом. Это говорит о том, что компании вкладывают не только в оборотные средства, но и в развитие производства.

— Насколько сейчас интересен сегмент МСБ банкам?

— Банкам интересен малый и средний бизнес, так как он уже является достаточно большим сегментом российской экономики. Рынок становится больше и перспективнее, открываются компании в тех направлениях деятельности, которых десятилетие назад просто не существовало.

Банки не только являются источником финансирования новых проектов, но и внедряют для этого сегмента интересные предложения, которые позволяют бизнесу делать работу более эффективной. В свою очередь банк получает потенциального зарплатного клиента, комиссионные доходы, размещенные средства на депозитах, доходы от финансирования.

Мы поддерживаем и начинающих предпринимателей, которые, помимо банковского сервиса, могут получить услугу бесплатной регистрации бизнеса в ФНС через наш специализированный портал www.delo.unicredit.ru. Этот сервис также позволяет направить необходимый комплект документов в банк для открытия расчетного счета. Процесс запуска нового бизнеса с помощью этой платформы максимально оптимизирован.

— Насколько конкурентным сейчас, по вашей оценке, является рынок МСБ-кредитования?

— Прежде всего, за счет снижения ключевой ставки ЦБ происходит снижение ставок по кредитам. Это вызывает повышенную кредитную активность всех субъектов экономики: и крупных, и малых.

Для банков в свою очередь малый и средний бизнес представляет значимый интерес. Поэтому конкуренция среди банков сейчас очень серьезная. Участники этого рынка активно предлагают различные специальные программы и предложения для МСБ, рефинансирование.

Но, по нашему мнению, ставка по кредиту — это не единственное, что должно нравиться клиенту в банке. Немалую роль играют портфель предоставляемых услуг, их качество, уровень сервиса, компетентность сотрудников.

— Как изменилось качество обслуживания долга существующими заемщиками в 2017–2018 годах на рынке в целом и в вашем банке в частности?

— В ЮниКредит Банке действуют консервативные риск-подходы к входящему потоку клиентов по кредитованию и расчетно-кассовому обслуживанию. В связи с этим мы не ощущаем ухудшения ситуации: компании, как правило, растут вместе с нами, а мы их поддерживаем. Уровень просроченной задолженности в сегменте МСБ минимален.

— По вашим наблюдениям, значительно ли изменились запросы со стороны бизнеса за последние годы?

— По моему мнению, подход бизнеса заметно эволюционировал. Я работаю с сегментом МСБ более 15 лет, и если ранее бизнес выбирал кредитора, и основным критерием была процентная ставка, то сейчас ему нужен банк-партнер. Одним из определяющих факторов становится стабильность: стабильной компании нужен стабильный банк. Не менее важны понимание специфики деятельности клиента и готовность банка оперативно решать сложные и нетривиальные задачи, особенно в непростой ситуации.

Клиенты стали более требовательными к сервису, к технологичным решениям, к скорости работы, определяющими критериями являются быстрый доступ к информации по своим счетам, возможность удаленного обслуживания и безопасность интернет-банка.

 — Как повлияли на работу банков, и вашего банка в частности, цифровизация и мобилизация клиентских сервисов? Какие возможности это открывает для банков и клиентов?

— Переход в онлайн-сервисы — это наши реалии, так как без этого создать конкурентный продукт невозможно. Сегодня клиентам важно, чтобы большинство опций было доступно в мобильном телефоне или ноутбуке с моментальной обратной связью от банка и минимальными временными затратами для проведения операций. Физические лица имеют возможность воспользоваться банковскими услугами в режиме 24/7 из любой точки мира при помощи интернет-банка и бесплатного мобильного приложения.

Для юридических лиц своим конкурентным преимуществом мы считаем то, что имеем полный набор инструментов удаленного обслуживания — колл-центр, онлайн-банк, режим самоинкасации, обслуживание по зарплатным проектам и связь с банком по каналам ДБО (дистанционное банковское обслуживание).

Из последних новостей: мы запустили платформу по самостоятельной купле-продаже валюты, что, кстати, имеет значение для компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность. Раньше нужно было постоянно быть с брокером на телефоне, подавать и подтверждать заявки. Сейчас можно работать самостоятельно в привычном интерфейсе онлайн-банка.

— Какую роль в портфеле услуг для МСБ играют некредитные сервисы?

— Одна из ключевых тенденций последних лет в банковском обслуживании малого и среднего бизнеса — это введение пакетных предложений и тарифных планов, которые включают не только расчетно-кассовые услуги, но также и проведение операций по внешнеэкономической деятельности, банковские карты, кредитование и консультационные услуги.

Пакетные предложения — это совокупность определенных услуг, за которые клиент рассчитывается не по отдельности, а вносит фиксированную ежемесячную абонентскую плату и пользуется ими без ограничений. При этом стоимость пакета оказывается ниже стоимости аналогичного объема услуг по стандартным тарифам.

ЮниКредит Банк активно развивает решения, которые гармонично объединяют финансовые и нефинансовые услуги в один комплект, предоставляя клиенту комфортный уровень работы с кредитной организацией.

В прошлом году банк оперативно отреагировал на изменения в законодательстве, касающиеся применения контрольно-кассовой техники нового образца. Для сокращения издержек предпринимателей мы приняли решение запустить специальную акцию — при подключении к одному из тарифных планов РКО клиенты получали сертификат, который предоставлял им возможность приобрести кассовую технику, отвечающую новым требованиям, а также сопутствующие услуги у наших партнеров.

—- Насколько актуальна для клиентов ЮниКредит Банка внешнеэкономическая деятельность? Какие услуги в этом направлении наиболее востребованы?

— В портфеле клиентов нашего банка присутствует определенная доля компаний малого и среднего бизнеса, которые активно наращивают связи с зарубежными партнерами. При этом малые и средние предприятия не всегда могут позволить себе большой штат специалистов ВЭД и могут испытывать недостаток экспертизы в этой области. В условиях современного валютного законодательства банки, являясь агентами валютного контроля, берут на себя определенные функции, связанные с обслуживанием договоров внешнеэкономической деятельности, и соответственно, могут взять на себя задачи консультационной поддержки.

В региональных офисах ЮниКредит Банка присутствуют специалисты по валютному контролю, которые готовы осуществлять индивидуальные консультации наших клиентов. Кроме того, в банке работает механизм предварительного уведомления клиентов о наступлении контрольных сроков, что позволяет компаниям избежать серьезных штрафных санкций.

— В вашем банке есть какие-то предложения с акцентом именно на это направление?

— Специально для компаний сегмента малого и среднего бизнеса, осуществляющих экспортно-импортные операции, мы запустили предложение «Путевка в ВЭД», в которое включены все основные услуги банка, связанные с учетом договоров внешнеэкономической деятельности.

Банк выполняет функции агента валютного контроля, имеет возможность открывать и вести счета, как рублевые, так и валютные, выполняет операции по договорам, принятым на учет в банке, вносит изменения в разделы и выдает ведомости банковского контроля. По всем этим операциям комиссия не взимается в течение года. Подключить пакет могут как новые клиенты, так и действующие, но без осуществления ранее экспортно-импортных операций, не имеющие открытых паспортов сделок и договоров на внешнеэкономическую деятельность.

— Как бы вы оценили надежность и востребованность в текущей ситуации иностранных банков, работающих в России? В чем плюсы и минусы их положения?

— ЮниКредит Банк является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом по размеру активов, согласно рейтингу «Интерфакс-100», и в следующем году отмечает 30-летний юбилей деятельности в нашей стране. Фактически банк стоял у истоков создания российской банковской системы. Мы успешно прошли ряд кризисов, которые затрагивали страну.

Сейчас на рынке представлено немало банков с иностранным капиталом, и нам удается удерживать сильные позиции на финансовом рынке. ЮниКредит Банк входит в список системно значимых кредитных организаций Банка России, второй год подряд занимает вторую строчку в списке самых надежных банков России по версии Forbes. В июне текущего года RAEX («Эксперт РА») присвоил рейтинг ЮниКредит Банку на уровне ruААА, а АКРА подтвердило кредитный рейтинг банка на уровне ААА(RU) со стабильным прогнозом.

Поскольку ЮниКредит Банк принадлежит к крупной международной Группе UniCredit, то это дает нам возможность использовать наши главные преимущества: с одной стороны, наш банк обладает сильными локальными компетенциями, с другой — широкими международными возможностями, доступ к которым клиент получает в любой точке присутствия Группы UniCredit.

Компаниям малого и среднего бизнеса, ведущим импортно-экспортные операции, удобно использовать для расчетов банки, входящие в международные финансовые группы. Для нас нередки случаи, когда контрагенты наших клиентов также обслуживаются в банках Группы UniCredit.

— Как вы оцениваете перспективы развития рынка кредитования МСБ на ближайшие 1–2 года?

— Мы видим потенциал для роста кредитного портфеля малого и среднего бизнеса. Компании этого сектора активно работают и развиваются, а мы в свою очередь готовы обеспечить их потребности в клиентском сервисе международного уровня.

Реклама

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ