«Компания года/Персона года-2018». Ритейл: захватить рынок

По итогам 2018 года сибирский рынок ритейла пережил очередные пертурбации. Банкротство одного из крупнейших региональных игроков в этой сфере — ООО «Компания Холидей» и значительное сворачивание «Универсамов удачных покупок» дало новые возможности для развития как федеральным игрокам, так и компаниям соседних регионов. Кто в этой ситуации смог усилить позиции — в материале «КС».

Среди критериев выбора «Компании года» по версии «КС» — наиболее динамичные темпы развития, сопровождаемые ощутимым укреплением позиций компании на рынке, наиболее высокий прирост финансовых показателей: прибыли, выручки, оборота, наиболее заметная маркетинговая политика на рынке, активное экспансионное развитие в течение года, результативная управленческая политика, приведшая к заметным для рынка результатам, и т. д.

Основным критерием выбора «Персоны года» является заметный личный вклад в достижение результатов компании. Основой для анализа является имеющаяся в распоряжении «КС» статистика независимых агентств по соответствующим рынкам, данные финансовой отчетности компаний, а также события, происходившие с организацией за год и нашедшие отражение на страницах издания и бизнес-портала.

«Компания года»

Как ранее писал «Континент Сибирь», за период с октября 2017 года по октябрь 2018 года в Сибири закрылся 171 магазин сети «Холидей». Наиболее количество магазинов «Холидея» (17) среди продуктовых ритейлеров заняла петербургская сеть «Лента». Большая часть из них (9) расположена в Новосибирске. Напомним, что всего «Холидей» продал «Ленте» 22 своих магазина. В свою очередь 16 магазинов сети занял краснодарский «Магнит». В случае с этой сетью речь идет преимущественно об Омске, где было открыто 14 точек на базе бывших магазинов «Холидея». Также 16 площадок ритейлера достались «Пятерочке» (X5 Retail Group). 9 из них также находятся в Омске.

Иная расстановка сил наблюдается с новосибирскими сетями «Универсамы удачных покупок» и «Лидер экономии» братьев Евгения и Виталия Насоленко. По данным «2ГИС», год назад, в ноябре 2017 года, в Новосибирской области было 72 магазина сети сетей: 19 под брендом «Лидер экономии» и 53 под брендом «Универсам удачных покупок». Из них по состоянию на ноябрь 2018 года закрылось 57 магазинов (79%): 13 «Лидеров» и 44 «Универсама». Как посчитали по запросу «КС» в «2ГИС», 30 точек (53%) заняли магазины алтайского ритейлера «Мария-Ра» и одну точку — сеть «Ярче!». По остальным 26 площадям у аналитиков компании пока нет точных данных.

Таким образом, по итогам года можно утверждать, что именно алтайская сеть «Мария-Ра» семьи Ракшиных смогла в наибольшей степени воспользоваться сложившейся ситуацией на рынке и частичным уходом своих конкурентов. На сегодня именно этот ритейлер занимает первое место по количеству точек в Новосибирске и продолжает их наращивать.

Участники рынка не считают это случайностью. «Алтайский ритейлер еще лет 15 тому назад сформировал почти монопольно у себя в регионе эффективную сетку. Заработал большой собственный капитал, который был вложен в недвижимость, причем без кредитов», — пояснил «КС» глава крупного сибирского продуктового ритейлера на условиях анонимности. Таким образом, именно «Мария-Ра» становится «Компанией года» в сфере ритейла по итогам 2018 года по версии «КС».

«Персона года»

сеть «Ярче!»

Другим заметным игроком регионального рынка ритейла стала сеть «Ярче!», которую развивает томская KDV Group Дениса Штенгелова. Как ранее отмечал «КС», ее отличает современный дизайн формата «магазин у дома», а также демократичная ценовая политика. Это позволило ей развиваться высокими темпами, хотя по сути она в лоб конкурирует с федеральными сетями.

Важным отличием бизнес-модели «Ярче!» участники рынка называют то, что речь идет о не о чистом ритейле, а о сети от производственной компании. «Существует много холдингов с разными направлениями производств, и многие из них открывают свои фирменные магазины, например, Новосибирская птицефабрика, но модель «Ярче!» я считаю самой успешной. Такой формат показывает ритейлерам, что производители могут выживать, развивая собственную «розницу», — поясняла «КС» коммерческий директор «Сибирского Гиганта» Ольга Занина. Таким образом, наличие собственной розничной сети позволяет «Ярче!» увеличивать и реализацию собственной продукции. «Сеть спокойно идет в лобовую конкуренцию с «Магнитом» и «Пятерочкой». Это смелая и редкая стратегия», — признает глава сети дискаунтеров «Низкоцен» Виктор Шкуренко.

Денис Штенгелов. Фото: ifvremya.ru

Несмотря на то, что работающие в Новосибирске ритейлеры некоторое время пытались противодействовать «Ярче!», в частности, одновременно отказались от закупок продукции KDV Group, практика показала, что томскую сеть это не остановит. И сегодня как местным, так и федеральным ритейлерам приходится считаться с «Ярче!» и ее продолжающейся экспансией.

Во многом результаты сети обусловлены именно действиями топ-менеджмента предприятия. Таким образом, «КС» признает главу KDV Group Дениса Штенгелова «Персоной года» в сфере ритейла по итогам 2018 года.

«Компания года»-2018 в сфере ритейла — «Мария-Ра»

«Персона года»-2018 в сфере ритейла — Денис Штенгелов

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ