Институт политики и технологий в Новосибирске против кризиса политсистемы

Политики и эксперты, представители ведущих политических партий впервые за долгое время собрались в Новосибирске в одной аудитории, чтобы в ходе дискуссии обсудить проблемы действующей российской власти, в том числе роль губернаторов регионов РФ.   

22 ноября в Новосибирском государственном университете экономики и управления (НГУЭУ) состоялась конференция «Политический сезон 2019–2021: аспекты муниципальных и региональных выборов в условиях новой политической реальности». Конференция была приурочена к открытию Института политики и технологии. Участники были приглашены обсудить итоги политической жизни Сибири в 2018 году, выявить наиболее важные события и их последствия, а также сформулировать задачи политических сезонов 2019 – 2021 гг.

Главным организатором конференции выступила журналист Татьяна Косачёва. Модератором дискуссии стал экс-сотрудник администрации президента РФ, экс-заместитель полпреда президента в Уральском федеральном округе Андрей Колядин. В работе конференции приняли участие представители власти и бизнеса, члены политических партий, журналисты, общественные деятели, политологи, политтехнологи и студенты.

Первый доклад представил сам Андрей Колядин, он посвятил его особенностям политического сезона 2018 года. «Перед выборами президента России в 2018 году социологические опросы показали, что более 60% населения страны нуждается в изменении политической системы, – сообщил Андрей Колядин. – Речь идет не только об экономических переменах, здесь большое значение имеют и внешние причины, например, санкции или не совсем рациональные действия правительства. Люди начинают ощущать, что тот самый социальный договор, который был заключен в начале 2000-ых годов между властью и обществом, когда власть обещала работу, достойную зарплату, возможность отдыхать, требуя за это лишь формальное, пассивное участие общества в политике, начинает трещать по швам. На сегодняшний день ситуация изменилась, общество начинает принимать собственные решения в условиях ухудшающегося качества жизни, оно пытается участвовать в политике и «волноваться».

Институт политики и технологий в Новосибирске открывается дискуссией о кризисе политсистемы
По словам Татьяны Косачевой, сегодня все говорят о том, что существует заказ на политиков новой формации. Именно для обучения и подготовки таких специалистов и был разработан институт политики и технологий.

Андрей Колядин отметил, что народные волнения связаны с недовольством важными, но непопулярными мерами, примером которых является пенсионная реформа. «Большое количество митингов против реформы – это показатель политтехнологической неподготовленности очень нужной и важной реформы, как и показатель того, насколько некомпетентные люди стоят во главе законодательной системы государства, – заявил Андрей Колядин. – Последний несиловой инструмент, который остался в распоряжении у нынешней власти, – это авторитет единственного публичного политика в нашей стране Владимира Путина. После выступления президента с объяснениями необходимости реформ статистические данные показали, что количество митингов сократилось. Хотя на протяжении последних нескольких лет президент ничего не говорил о внутренней политике».

Депутат Законодательного собрания Новосибирской области от КПРФ Андрей Жирнов не согласился с тем, что выступление Путина уменьшило неприятие пенсионной реформы в обществе. «Вероятно, предполагалось, что его обращение позволит снизить накал страстей, но не кажется ли вам, что оно еще больше спровоцировало общество? – спросил Андрей Жирнов, – потому что от президента ожидали совсем другого, и лучше бы он не выступал. Результаты выборов в регионах это подтверждают: протест консолидировался вокруг ранее никому не известных политических деятелей вроде Валентина Коновалова в Хакасии».

Депутат совета депутатов Новосибирска от КПРФ Иван Конобеев, отметил, что в стране идёт поэтапная делегитимизация властных структур на всех уровнях. «Основная проблема муниципальной власти в том, что у нее практически полностью отняли финансовые рычаги, и в этих условиях властные полномочия практически ничего не дают, – сказал Иван Конобеев. – На региональном уровне получается, что если раньше губернатор был фигурой, которая определяет политику региона, то сегодня это просто менеджер. Неважно, как его зовут: Травников, Иванов, Петров, – его поставили на федеральном уровне, он может прийти или уйти, когда угодно. Наконец, федеральный уровень: возможно, уменьшение числа протестов произошло потому, что люди перестали верить в то, что и президент может что-то решить».

В продолжение дискуссии со вторым докладом выступил руководитель Центра политического консалтинга Константин Лукин, он рассказал о том, что политическая система в России испытывает острый дефицит кадров, особенно на муниципальном уровне власти. «В 2003 году был принят федеральный закон № 131, который существенно ограничил полномочия исполнительной власти на местах, и к 2012 году мы получили ситуацию, когда люди не хотят работать на муниципальном уровне власти. Сейчас даже «Единая Россия» не может закрыть все муниципалитеты кандидатами, – сообщил Константин Лукин. – Муниципальный уровень власти стремительно теряет интерес для общества. Например, на выборах в сельсовет в одном из сёл республики Алтай пришло 5 человек из 156 жителей. Выиграл кандидат от КПРФ, набравший более 50% голосов – его поддержали 3 человека». Константин Лукин заключил, что на сегодняшний день недостаточно людей, которые обладают опытом осуществления политической власти на местах, и эту проблему надо решать немедленно.

Институт политики и технологий в Новосибирске против кризиса политсистемы
Виктор Толоконский отметил, что не может согласиться с заявлением о том, что губернатор – не политик. По его мнению, это абсурд.

В ответ на выступление Константина Лукина заместитель председателя молодежной фракции партии «Яблоко» новосибирец Кирилл Марьин заметил, что большой проблемой для желающих участвовать в политике является «муниципальный фильтр». «Может быть, проблема дефицита кадров решается вопросом снятия барьеров, как это было в 90-ые, когда в политику пришли сотни тысяч новых людей, – сказал Кирилл Марьин. – Если любой человек по своему желанию сможет включиться в политический процесс, это позволит решить проблему отсутствия необходимого опыта у представителей властных структур на всех уровнях».

Своё решение проблемы кадрового дефицита политической системы, которая была обозначена в первых двух докладах, представила аудитории Татьяна Косачёва. Она анонсировала проект Института политики и технологий, который будет заниматься подготовкой политических кадров в Сибири. «Когда у нас в стране проходили последние президентские выборы, меня пригласили к политическим деятелям местного уровня, чтобы научить их хорошо выступать на камеру, – рассказала Татьяна Косачёва. – Из 10 человек, подготовкой которых я занималась, до камеры дошли только трое. Остальные жаловались, что условия, в которые я их ставила, слишком жесткие, и они отказались сотрудничать. Тогда выяснилось, что у этих людей есть высшее образование и жизненный опыт (люди 45 лет и более), но нет необходимого политического базиса. Сегодня все говорят о том, что существует заказ на политиков новой формации. Именно для обучения и подготовки таких специалистов мы и разработали наш институт».

Татьяна Косачёва коротко сформулировала суть проекта: «Цель нашего института – заниматься подготовкой профессиональных публичных политиков, обладающих всеми необходимыми знаниями для ведения избирательной компании. Этот институт станет началом создания сообщества политиков новой формации в Сибири. Обучение будет состоять из прохождения модульного трехмесячного курса, который позволит организовать дисциплины в зависимости от потребности абитуриента. Для каждой категории слушателей предполагается обучение по программе, условно разделенной на три уровня: районный депутат, партактив и кандидат».

В целом идея создания института для подготовки политиков получила одобрительные оценки аудитории. «Такой институт необходимо создать в Новосибирске, – сказал политолог Владимир Леонтьев, – потому что наш город является центром политической жизни Сибири».

Свои замечания о проекте Института политики и технологий высказал экс-мэр Новосибирска, экс-губернатор Новосибирской области и Красноярского края, бывший полпред президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский. «Я бы посоветовал Татьяне еще раз подумать над миссией ее института, – сказал Толоконский, – думаю, что обучение кандидатов в депутаты только политическим технологиям — не очень продуктивное занятие. Миссия у таких образовательных центров должна быть более глобальна. Любое политическое планирование формируется на основе идеологии. Сегодня здесь основная часть аудитории – это студенты, которым нужно объяснить, что без идеологии, без духовности, без нравственных основ нельзя решать национальные задачи. Безусловно, я являюсь сторонником открытия подобного института и буду рад, если меня пригласят в данный институт в качестве лектора».

Виктор Толоконский также поделился с аудиторией своими впечатлениями о прошедшей дискуссии. «Некоторые утверждения меня задели, – признался политический деятель. –Например, я не могу согласиться с заявлением о том, что губернатор – не политик: это абсурд. Любой выбранный населением человек является политиком. При этом я солидарен с выступающими в том, что для развития, в котором очень сильно нуждается наше государство, нам нужна серьезная политическая децентрализация. Сейчас наступает такое время для власти, когда необходимо научиться, не теряя управляемости страной, передавать полномочия и ответственность людям на местах, которым можно доверять».

Виктор Толоконский отметил, что кризис политической системы сложился не только из-за некомпетентности власти, но и из-за пассивности общества. «Общество сегодня не сильно формирует политическую повестку, – сказал он. – Смысл говорить о том, что в далеком селе никто не хочет стать депутатом? У нас в принципе в селах люди жить не хотят, а это уже другой вопрос, более глобальный. Ведь если избираться в крупных населенных пунктах и городах, конкуренция будет большая. В больших городах роль муниципальных органов достаточно велика. Поэтому, когда говорят, что муниципальный уровень власти никому не интересен – это неправда, скорее всего это свидетельствует о более глубинных и серьезных проблемах нашего общества».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ