Правительство и нефтяники договорились о заморозке цен на бензин

Как сообщают эксперты Центра исследований проблем реальной экономики, цены на бензин до конца текущего года будут заморожены на уровне июня, а в следующем году рост цен на топливо прогнозируется на уровне инфляции – таргетом на 2019 год ЦБ установил отметку в 5,5%.

По результатам состоявшегося 31 октября совещания в правительстве РФ российские нефтяные компании и независимые нефтеперерабатывающие заводы по состоянию на 1 ноября выполнили достигнутые договоренности по снижению оптовых цен на бензин и дизельное топливо, что должно привести стабилизации ситуации с розничными ценами в сегменте независимых АЗС.

«Если бы не болезненная реакция общества на рост цен на моторное топливо, то бизнес решал бы свои проблемы за счет потребителей, – считает доцент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г.В. Плеханова Вадим Свирчевский. – Но есть такие сферы деятельности, где социальная ответственность бизнеса не должна быть пустыми словами. Если этот факт и мог показаться кому-то неочевидным, то я склонен это списывать на эффект от пусть и очень красивого, но не самого подходящего синонима «альтруизм». Между тем, говоря о нем, Дмитрий Козак призывает именно к той самой «социальной ответственности». Одного призыва, разумеется, недостаточно там, где дело касается потерь в прибыли. Государству необходимо «поощрять» и создавать для него условия».

Крупнейшие нефтяные компании подтвердили подписание многосторонних соглашений с правительством, которые формально юридически зафиксируют данные договоренности. Однако конкретные обязательства компаний отражены в протокольных поручениях правительства по результатам состоявшихся договоренностей, которые действуют уже с 1 ноября.

Указанное соглашение будет действовать с 31 октября 2018 до 31 марта 2019 года, после чего стоимость марок бензина будет проиндексирована на уровень среднегодовой инфляции. Результаты биржевых торгов 1 ноября демонстрируют существенное снижение ценовых показателей в оптовом сегменте по основным видам моторного топлива: АИ-95 – 4,3%; АИ-92 – 2,2%, ДТ – 3,14%.

Правительство продолжит мониторинг ситуации в топливной рознице, сохраняя возможность оперативного введения механизмов для его стабилизации. По словам главы министерства энергетики Александра Новака, нефтяные компании будут продавать топливо независимым нефтеперерабатывающим заводам по прямым внебиржевым контрактам по ценам, которые сформируют для них нормальную маржу. Таким образом компаниям удастся избежать выпадающих доходов на период заморозки цен.

Кроме того, на время заморозки стоимости не будет действовать новый приказ министерства энергетики и ФАС об увеличении продаж на бирже объемов бензина и дизельного на 5 и 2,2 процентных пункта, до 15% и 7,5% соответственно. Как отметил в ходе совещания вице-премьер Дмитрий Козак, старый приказ о 10% бензина и 5% дизтоплива на бирже будет временно продолжать действовать, чтобы избежать нагрузки на розничный сегмент рынка.

Указанные соглашения позволили избежать роста цен различные марки бензина, а также на дизельное топливо на внутреннем рынке, в противном случае, если бы не удалось достичь договоренностей о заморозке цен, правительство планировало ввести заградительные пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов до конца текущей недели.

Цены на топливо в Сибири остаются ниже среднероссийских: по данным РЭУ им. Г.В. Плеханова, средние розничные цены на бензин сейчас держатся на уровне 43-45 рублей за литр, Новосибирскстат указывает диапазон 40,5-43 рубля за литр.

Причиной роста цен аналитики называют сильное превышение экспортного паритета над внутренними ценами: производители, увеличивая свой доход, наращивают экспорт топлива, снижая выпуск автомобильного бензина для внутреннего рынка. Главными мерами по сдерживанию цен со стороны правительства называют отмену повышения цен на акцизы, однако осенью цены все равно поднялись, о чем «КС» уже писал не так давно. В течение недели стоимость практически всех видов ГСМ увеличилась, единственной маркой, на которую цена в Новосибирске не изменилась, стал бензин АИ-98.

Следует учесть, что подписанные соглашения о заморозке цен носят временный характер и за это время должны быть приняты более системные решения. Эксперты ЦИПРЭ сообщают, что  в 2019 году будет прорабатываться решение о «плавающем» акцизе, благодаря чему дорожные фонды можно наполнять гарантированным трансфертом из ФНБ при высоких ценах и из отрицательного демпфера при низких ценах.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ