Дмитрий Кромский: «Капитальных затрат в тарифах нет и не будет»

В 2018 году операторы мобильной связи много говорят о диджитализации, новых онлайн-сервисах, скором запуске сетей пятого поколения – и у абонентов невольно возникает вопрос: как это скажется на стоимости услуг? Кому в итоге придется оплачивать такого рода нововведения? Директор макрорегиона «Сибирь» Tele2 ДМИТРИЙ КРОМСКИЙ рассказал читателям «Континента Сибирь» о том, каких изменений стоит ждать.

4G – приоритет номер один

– Основное направление, на котором сейчас акцентируют свое внимание операторы мобильной связи – это развитие сетей 4G. Не просто мобильного интернета, а именно 4G – технологии, которая дает абоненту широкое покрытие, хорошую пропускную способность и высокую скорость. Сегодня на территории, где работает сеть 2G, живет 94% жителей Новосибирской области, в зоне покрытия 3G находится 89% жителей, в зоне покрытия 4G – 86%.

Для того, чтобы сравнять покрытие 2G и 4G, не нужно создавать покрытие 4G с нуля: в этом году мы во многих районах запускали сети четвертого поколения на действующих базовых станциях, установив на них новое оборудование. В принципе, мы планировали это с самого начала: еще на этапе проектирования базовых станций учитывалась их дальнейшая модернизация, когда придет необходимость. Оборудование приготовили заранее, оставалось его только смонтировать, в итоге капитальные затраты свелись к минимуму – довесы на экономику оператора влияют не так сильно, как строительство новых базовых станций.

Помимо оборудования еще одна весомая часть затрат – это частоты. Чем больший диапазон мы выделяем под сеть 4G, тем выше будет качество связи. Чтобы не повышать расходы по этой статье, часть голосового диапазона на частоте 1800 MГц мы можем «отрезать» в пользу LTE и ничего на этом не потеряем. Голосовой трафик последние несколько лет остается стабильным, а вот интернет-трафик каждый год бьет новые рекорды, поэтому перераспределять имеющиеся ресурсы в пользу 4G в плане инвестиций очень даже выгодно.

В таком ключе мы планируем развиваться и дальше, но не стоит забывать и о строительстве новых базовых станций там, где покрытия все еще нет – эти «небольшие пробелы» находятся в основном в северной части области.

Покрытие дорог – не ради имиджа, а ради необходимости

– Покрытие автодорог скоростным интернетом – то, чем Tele2 может гордиться. В этом году мы обеспечили стабильное покрытие трасс мобильным интернетом как в сторону Омска, так и в направлении Ленинска-Кузнецкого. Теперь наши клиенты, выезжая за город, могут быть онлайн.  Для покрытия дорог мобильным интернетом мы используем частоту 800 MГц, которая лучше всего подходит для такой большей территории. Скорость на автодорогах составляет примерно 2 Мбита/сек – для музыки, электронной почты, интернет-серфинга, скачивания небольших файлов этого вполне достаточно.

Не так давно Роскомнадзор замерял покрытие 2G и 3G самых крупных мобильных операторов на федеральных трассах. Tele2 уступила другим операторам только на Чуйском тракте. Причина проста – в Республике Алтай мы только начинаем развиваться. Зато по другим направлениям – либо паритет, либо лидерство. Так, мы заняли 1 место по качеству покрытия трассы «Байкал» и трассы «Енисей».

Было бы неправильным считать, что покрытие автодорог – стопроцентно имиджевый проект. Это лояльность наших абонентов. На первый взгляд, трафик на дорогах не дотягивает до уровня населенных пунктов, а затрат на покрытие требуется больше, и в итоге окупаемость таких проектов значительно ниже, чем в городах. Но с другой стороны, мы инвестируем в возможность наших клиентов быть всегда онлайн и на связи – это формирует лояльность, даже если человек не пользуется мобильным интернетом в дороге. Он может быть и не нужен по факту, но, если клиент считает, что нужен – мы его построим. Тут дело еще и в том, насколько «оцифровалась» сегодня сама отрасль: если, например, можно позвонить другу в пути, но нельзя отправить ему через WhatsApp снятое через окно видео, абонент в полной уверенности может сказать: «Связи нет». Мы добиваемся того, чтобы связь была.

О качестве, оттоке и притоке

– Качество покрытия для абонента сегодня, пожалуй, важнее даже, чем площадь покрытия. Поэтому мы, как и наши коллеги по рынку, уделяем много внимание так называемой «точечной докрутке». В чем ее суть: бывают даже внутри крупного города места, где связь, мягко говоря, оставляет желать лучшего, и задача нашего технического департамента – в кратчайшие сроки эти места вычислять и исправлять.

Каким образом? Постоянные тест-драйвы, замеры показателей, обратная связь. Не так давно, в середине августа, наша техническая дирекция запустила несколько проектов по работе с качеством, некоторые из них готовились больше года – так что в ближайшие месяцы качество связи обещает стать еще лучше.

Для труднодоступных мест активно используются репитеры – устройства, ретранслирующие сигнал базовой станции. Ни для кого не секрет, что запросы абонентов относительно качества связи сегодня очень сильно выросли, наши клиенты воспринимают мобильную связь как данность, а ее отсутствие – как что-то патологическое. Поэтому для нас крайне важно уделять максимум внимания этому вопросу: он затрагивает не только привлечение новых клиентов, но и удержание тех, что уже у нас есть.

Цены и тарифы: кто за все заплатит?

– Если говорить о ценах, то мобильная связь сегодня – едва ли не единственная отрасль, где стоимость услуги продолжает снижаться, несмотря ни на что. Отмена всеми операторами внутрисетевого роуминга – очередной шаг на этом пути.

Не стоит бояться того, что за появлением новых сервисов произойдет повышение цен на услуги. Это противоречит самой модели ценообразования на рынке мобильной связи. Представьте себе такую картину: мы прикидываем сумму необходимых инвестиций (например, план запуска новых базовых станций на ближайшие полгода), закладываем ее в тарифный план и начинаем продавать тариф с абонентской платой от 800 рублей и выше. Покупатель приходит, смотрит, молча уходит, ничего, разумеется, не купив. Денег мы не получили, инвестировать нечего, абонентов потеряли, выручки нет. Капитальные инвестиции – это не то, что можно добыть, предварительно повысив цены. Операторы поступают с точностью до наоборот: прогнозируют выручку, рассчитывают, насколько можно осушить издержки, какая будет прибыль в конце отчетного периода, какую ее часть можно будет инвестировать в развитие. Капитальных затрат в тарифах нет и не будет.

Похоронит ли 4G третье поколение мобильного интернета?

– Мы знаем об опыте некоторых европейских стран, где операторы уже отказались либо от 2G, либо от 3G. Могу привести примеры того, как это получилось сделать у нас в России.

Опыт работы без 2G мы получили в Москве. В этом регионе для голосовой связи мы запустили технологию VoLTE, по которой голосовая связь предоставляется как поток цифровых данных. В некоторых регионах (ХМАО, Магаданская область, Камчатка) мы до сих пор работаем только в форматах 2G+4G, некоторое время в этом списке была и Тула, где у нас сеть 4G запустилась на год раньше, чем 3G. Говорить о глобальном отказе от одного из стандартов, на мой взгляд, пока рано – но если это все же произойдет, с наибольшей вероятностью операторы откажутся от сети 3G. Несмотря на то, что голосовой трафик, как уже говорилось, давно перестал расти, еще достаточно много пользователей в нашей сети, для которых смартфон – это обычный телефон, только мобильный, а не стационарный. Для них переход в сеть 4G будет происходить тяжелее, чем для тех, кто «сидит» в сети 3G.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ