Сергей Нощик: «Важно сосредоточиться на работе с брендами, с которыми достигается максимальная эффективность»

Красноярская группа компаний «СИАЛАВТО» в этом году празднует свое 15-летие. Имея в своем арсенале всего 2 бренда – Renault и KIA – группе компаний удалось по итогам полугодия войти в ТОП-10 самых крупных дилеров Сибири по показателю доли рынка в основном регионе присутствия. С какими результатами «СИАЛАВТО» подошла к своему 15-летию, что было самым сложным за эти годы, и как группа компаний трансформировали свою бизнес-модель, в интервью «Континенту Сибирь» рассказал генеральный директор организации СЕРГЕЙ НОЩИК.

— Сергей Александрович, в автобизнесе Красноярского края не так много компаний, которые могут отметить свое 15-летие, в том числе и из-за непростых условий, в которых оказывался авторынок за это время. За последние годы с рынка ушли как относительно небольшие дилеры, например, «Рено Центр Атлант», «Титан Моторс», «Викинг Моторс», группа компаний Александра Панченко, так и крупные игроки, как например, «Крепость». Как вам удалось не только сохранить бизнес, но и усилить свои позиции? В чем вы видите сильные стороны группы компаний?

— Большинство автодилеров региона были образованы в 90-ые годы, а такие игроки, как «Крепость» и «Медведь-Холдинг» существуют на рынке более 20 лет. На этом фоне мы, как это не парадоксально, для красноярского авторынка молодая компания. Но 15 лет для нас – это действительно серьезный срок. Не все компании в этом секторе в принципе способны пережить первую пятилетку. Поэтому можно говорить о том, что «СИАЛАВТО» выбрала правильную модель бизнеса.  Мы не смогли бы достичь результатов, которые имеем сегодня, без правильного построения бизнес-процессов, менеджмента, системы управления персоналом, замотивированной обученной команды, настроенной на достижение поставленной цели. И, конечно, просто удачи.

Но прежде всего, я связываю наши результаты с тем, что на соответствующих этапах развития мы верно выбрали партнеров, с которыми продолжаем строить этот бизнес. Это те бренды, которые мы на сегодня официально представляем – Renault и KIA.  На разных этапах развития нашей компании мы работали и с другими брендами, но по тем или иным причинам отказывались от них. К 2009 году мы сконцентрировали свои усилия на Renault и KIA. Время показало, что решение было правильным. На сегодня это одни из самых успешных, а может даже и самые успешные бренды на российском рынке, что не могло не повлиять и на успех нашей компании.

— Что представляла собой компания «СИАЛАВТО» на момент создания, и что она представляет собой сейчас?

— 15 лет назад это было небольшое арендованное помещение на 1 этаже торгового комплекса, которое носило имя «АТЦ Красноярский». Компания занималась перепродажей автомобилей различных брендов, в основном Nissan и Suzuki, которые в свою очередь закупались у официальных дилеров соседних регионов. Собственных франшиз на тот момент у компании не было.  Отдельно от шоу-рума на другой площадке располагалась сервисная зона, где обслуживались автомобили любых брендов.  Компания разрасталась, и вскоре пришло понимание того, что необходимо строить полнофункциональные салоны по всем стандартам производителей, которые на тот момент начали внедряться. Первоначально была идея строительства мультибрендового салона для 3-4 брендов. Именно в таком формате компания существовала с 2005 года по 2009 год. Площадь салона составляла более 7000 кв.м., включая сервисную зону и зону кузовного ремонта. На сегодня у нас полнофункциональный автосалон KIA, 2 дилерских центра Renault и отдельный центр по продаже и обслуживанию автомобилей с пробегом, работающий под брендом «СИАЛАВТО Expert». Также мы занимаемся реализацией автомобилей Renault в удаленных городах региона – Норильске и Абакане.

— Несмотря на наличие всего двух брендов в портфеле, по итогам 1 полугодия 2018 года «СИАЛАВТО» удалось войти в ТОП-10 самых крупных дилеров Сибири по показателю доли рынка в основном регионе присутствия. Из этого можно сделать вывод о том, что у вас высокая эффективность работы по существующим маркам. За счет чего она достигается?

— По показателю продаж автомобилей с одного дилерского центра нас можно считать самыми эффективными в Красноярске. Я не сторонник роста компании за счет получения бесконечного количества брендов в портфеле. Считаю важным сосредоточиться на работе с брендами, с которыми достигнута максимальная эффективность как с точки зрения партнерства с дистрибьютором, так и с точки зрения налаженных бизнес-процессов и обучения персонала. Поэтому мы и пошли по такому пути, открыв второй дилерский центр Renault. Поскольку мы не распыляемся c точки зрения линейки представляемых брендов, нам удается находить резервы для внутренней эффективности, о которой вы говорите.

— С какими чувствами вы встречаете 15-летие компании? Что лично для вас означает этот рубеж? 

— Я не приверженец каких-то круглых дат. Для меня это ещё один год работы, пусть успешной, но прежде всего, работы. Но в то же время я понимаю, что это знаковая дата с точки зрения истории компании, сотрудников, показатель того, что мы движемся в правильном направлении.  Мы всей компанией отпраздновали эту дату, проведя отдельное мероприятие, где пытались акцентировать внимание на тех достижениях, которые были достигнуты коллегами, партнерами, всем коллективом. Я испытываю чувство радости, гордости за проделанную работу, а также ощущаю ту длинную дорогу, которая впереди.

— Что для вас стало самым сложным за эти 15 лет с точки зрения «СИАЛАВТО»?

— Автодилерский бизнес, конечно, очень своеобразен: каждый день у меня складывается ощущение, что происходит что-то немыслимое и сложное, чего раньше не было.  Это касается как сегодняшнего дня, так и всей нашей истории.

Пожалуй, основное — это 2 масштабных кризиса – 2008-2009 годов и 2014-2015 годов. Последний по сути продолжается до сих пор и не понятно, закончится ли.  В условиях кризисов мы испытывали серьезный дефицит оборотного капитала, утечку кадров, серьезный нажим конкурентов. Но пройдя эти испытания, мы становились только сильнее.

Дилерский центр Renault в Красноярске. Фото «СИАЛАВТО»

Очень ярким и значимым событием для нас стало получение второй франшизы Renault. Мы работали над этим около 4 лет, выходили с различными предложениями на дистрибьютора, но нам долгое время это не удавалось. Только когда мы зарекомендовали себя настолько уверенными и компетентными партнерами, нам удалось получить не только франшизу на еще один дилерский центр, но и возможность быть единственным дилером этой марки в Красноярске. Такая практика достаточно редка для этой отрасли.

— Есть ли какие-то управленческие решения, которыми вы гордитесь, и которые оказали наиболее значимое влияние на дальнейшее развитие группы компаний?

— Были решения, которые приводили как к резко положительным, так и отрицательным результатам. Мы все время учимся. Принцип нашей работы – искать более эффективные решения, чем те, которые мы используем сегодня, и перенимать успешный опыт. Причем разными способами – от простого сравнения результатов до обучения. За последние 4-5 лет мы постарались частично перенять опыт наиболее успешных федеральных компаний. Я лично посещал множество тренингов, где получал инсайд по тем технологиям, которые есть у успешных компаний. Проанализировав их, мы старались применять их у себя. Это касается и финансового блока, и учета коммерческих KPI, и систем мотивации. Но мы не стоим на месте и продолжаем на этой основе все это улучшать дальше.

Можно гордиться системой коммерческого и финансового учета, методологией учета, системой поиска и обучения, мотивации персонала. Это фундаментальные вещи, без которых не может существовать компания.

Сергей Нощик. Фото предоставлено группой компаний «СИАЛАВТО»

— Каких еще принципов вы придерживаетесь?

— Я приверженец открытости в работе – как в общении с персоналом, так и с партнерами и клиентами. Открытость означает то, что все цели должны быть донесены до персонала четко и в максимально понятной форме. Еще один принцип — принцип справедливости. У персонала, если мы говорим о системе мотивации, не должно быть ограничителей. Некоторые компании выстраивают систему так, чтобы сотрудники не могли получить зарплату выше какого-то уровня. У нас такой практики нет. Если сотрудник добивается любых максимально высоких результатов, то он получит и максимально высокое вознаграждение.  Еще один принцип — разумность в принятии решении. С одной стороны, мы как предприниматели вынуждены принимать решения быстро и интуитивно. С другой стороны, всегда нужно делать это через призму логику и здравого смысла. В большинстве случаев это получается.

— Если раньше модель автодилерского бизнеса была понятна и прозрачна, то сейчас она стала гораздо более комплексной и стала включать множество факторов. Раньше речь шла о продаже и сервисе автомобилей, а сегодня кто-то работает по модели кумулятивной маржи, кто-то живет на бонусы дистрибьюторов, позволяя себя торговать автомобилями «в минус». Как вы относитесь к этим изменениям, и как трансформировалась ваша бизнес-модель за эти годы?

— Наша бизнес-модель подвергалась трансформации несколько раз. Сегодня мы пришли к тому, что используем разные модели. Компоненты модели кумулятивной маржи, о которой вы упомянули, тоже нами используется. Но я не сторонник «слива» автомобилей с целью заработка на продаже сопутствующих опций и услуг, а также функционирования дилерского центра за счет бонусов. В моем понимании такая политика приводит компанию в пропасть, где она рано или поздно окажется. Мы работаем в модели, подразумевающей максимально эффективное использование всех коммерческих ресурсов, и стремимся, чтобы каждая сделка приносила какой-то плановый доход. Все те положительные моменты, которые мы можем получать от финансовых продуктов и сервисного направления.

— Сейчас вашей сильной стороной является концентрация на двух брендах. Но успешный игрок всегда интересен другим дистрибьюторам как потенциальный партнер, тем более когда после ухода ряда компаний освободился ряд марок. Планируете ли вы пополнять портфель брендов, представляемых «СИАЛАВТО»? Или не рассматриваете такие варианты, считая нужным сосредоточиться на развитии действующего портфеля?

— Мы постоянно находимся в переговорах с различными дистрибьюторами на предмет перспектив совместного развития, а также просчитываем для себя те или иные варианты. Я бы не хотел сейчас называть конкретные брендов, но могу подтвердить, что мы не планируем останавливаться на достигнутом.

— Компания KIA в настоящее время ищет в Красноярске третьего официального дилера. Рассматриваете ли вы возможность запуска еще одного салона этой корейской марки по аналогии с Renault?

— Могу лишь сказать, что мы общаемся на эту тему с представителями «КИА Моторс РУС».

Дилерский центр KIA в Красноярске. Фото «СИАЛАВТО»

—  Каким вы видите компанию «СИАЛАВТО» через 5 лет, 10 лет? Какой вектор развития вы задаете?

— В текущей экономической ситуации моделировать модель развития компании на 10 лет вперед достаточно проблематично, хотя, наверное, и стоит. Мы стараемся заниматься бюджетированием на несколько лет вперед, а если речь касается развития нового бизнес-направления, то мы стараемся бюджетировать вплоть до периода окупаемости в 5-7 лет. В целом я уверен, что наша компания будет занимать устойчивые позиции на рынке в основном регионе присутствия, а также возможно за его пределами. Естественно, я вижу «СИАЛАВТО» устойчивой, крепкой компанией с максимально лояльными клиентами и персоналом, который получает удовлетворение от проделанной работы.

—  Если посмотреть в долгосрочную перспективу, то уже сейчас высказываются различные прогнозы того, как изменится модель автодилерского бизнеса в будущем. Например, встречаются гипотезы о том, что дилеры в будущем будут зарабатывать на Big Data и каршеринге.  Разделяете ли вы такие прогнозы, и каким видите будущее автодилерского рынка?

— Мы с коллегами много об этом размышляли — как на профильных клубах, так и при личных встречах. То, что вы перечисляете, на мой взгляд в той или иной степени когда-нибудь доберется и до нас, хотя и с большим временным лагом. Но в том, что это рано или поздно придет, сомнений нет. Несмотря на миграцию бизнеса в онлайн, действующие оффлайн-шоурумы в любом случае никуда не денутся.  Мы это видим на примере тех направлений, которые развиваются через онлайн, например, fashion-ритейла, или пищевой сферы. Ту же одежду уже давно можно покупать через интернет, но это не привело к закрытию магазинов, в том числе и дорогих бутиков. Примерно то же самое будет характерно и для автобизнеса. Продажи новых автомобилей будут со временем больше уходить в онлайн, но шоу-румы сохранятся как минимум в течение 10 лет. А сервис тем более никуда не денется, но будет претерпевать изменения. В ситуации наличия больших парков лизинговых и каршеринговых компаний речь будет идти о B2b-бизнесе, а не о b2c, как сейчас.  Такая трансформация, конечно, произойдёт, и ее зачатки мы наблюдаем уже сегодня.

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

Оставляйте заявки на вступление в нашу Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой сфере в регионе.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ