Проработав в одной компании больше 10 лет, при желании можно написать не только собственные мемуары, но и историю эволюции продукта, самой компании и даже историю становления рынка. А в нашей стране подобные истории могут выглядеть как настоящий голливудский экшен со спецэффектами уровня Спилберга! Как адаптировать команду к непрерывным изменениям и не потеряться в них самому?
Как все начиналось
Более 10 лет назад я приняла решение связать свою деятельность с автодилерским бизнесом. За это время он претерпел значительные трансформации. Я прекрасно помню, что и как мы продавали в начале пути… Рынок был дефицитным, спрос превышал предложение, и нам не нужны были технологии, чтобы что-то продать. За машинами стояла очередь из желающих внести деньги в кассу и получить заветные ключи от авто. Мы не знали, что надо выявлять потребность, отрабатывать возражения и как-то удерживать клиента. Нам даже не обязательно было досконально знать продукт, потому что у клиента был только один выбор: бери, или этот автомобиль заберет кто-то другой. Это были не продажи в нашем сегодняшнем понимании, а сбыт. Думаю, аналогичная ситуация на тот момент происходила и на многих других отраслевых рынках.
Новая реальность
Происходящие в стране экономические процессы приводили к вынужденным изменениям рынка, а прогресс и рост объема информации меняли культуру потребления. И сегодня, спустя больше 10 лет, мы видим совсем другую картину: потенциальный покупатель имеет несколько вариантов аналогичных товаров, несколько вариантов поставщиков с разными условиями приобретения. Он имеет всю возможную информацию о товаре еще до момента покупки и требует к себе максимального внимания…
В определенный момент и наша компания пришла к тому, что без изменений, без четко выстроенной системы бизнес-процессов мы не сможем двигаться дальше. Мы даже удержаться на прежнем уровне развития сможем с трудом. Ведь в эволюции выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям. И если на нашем рынке в легковом сегменте автобизнеса дилеры уже давно пришли к этому выводу, то сегодня эти тренды в равной степени актуальны и для сегмента коммерческого транспорта. Вот тут и возникли вопросы: какой должна быть эффективная система, как внедрить необходимые бизнес-процессы, кто и как будет работать в условиях перестройки.
Уход немотивированного сотрудника — лучшее, что может произойти с компанией
Ситуация изменилась. Кардинально. В новых условиях необходимо менять подход, инструменты, навыки. К сожалению, по своему опыту могу сказать, что действующая команда не всегда может быстро перестроиться. Иногда компанию покидают ключевые сотрудники, не сумевшие принять новые условия игры. Часто руководителей пугает подобная перспектива. Я считаю, что такая реакция говорит лишь о том, что система не отлажена, процессы протекают интуитивно, а сотрудники не знают, кто и за что отвечает.
Стоит ли бояться ухода ключевых сотрудников? Определенно, нет! Например, наша компания прошла через потерю сотрудников и сегодня находится на самом интересном и перспективном этапе — изменения бизнес-процессов, подбора эффективной команды, непрерывного обучения сотрудников под современные условия рынка. Сегодня я считаю, что уход немотивированного сотрудника, не готового к изменениям, — лучшее, что может произойти с компанией.
«Ориентацию на результат» как одну из основных компетенций можно увидеть практически в каждом резюме, но далеко не каждый понимает смысл этих слов и тем более осознает, что именно является результатом его деятельности. Это и многое другое важно разъяснять своим сотрудникам на ежедневной основе. Результат каждого члена команды, каждого его действия, оцифрованный и сверенный с эталоном, в случае необходимости скорректированный руководителем, — по моему опыту, именно такой должна быть стратегия при работе с персоналом.
Оставляйте заявки на вступление в нашу Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой сфере в регионе.
Заголовок хорош. Признаюсь, ожидал в статье кейса с подробностями (обещали уровень голливудского блокбастера).
В итоге, ни о чём. У нас всё было ок, пока был «рынок продавца», но потом, мы поняли что, что то пошло не так и нужно что то менять. Ценная мысль. Каждый школьник понимает, что внешняя бизнес среда меняется, требуется пересмотр (реинжиниринг) бизнес процессов время от времени, соответственно, и люди должны быть готовы к изменениям. Внедрение процессного подхода управления бизнесом задача не из лёгких, ко всему прочему, это могло совпасть и с внедрением ERP системы. А ведь это архисложная задача внедрять всё это, при этом сохраняя текущую работу. Вот если бы Анна об этом по подробней рассказала с некоторыми деталями, то и статья получилась бы на отлично, тема действительно злободневная. Остаётся пожелать удачи компании «Сармат» и директору Анне в трансформации организации.