Стоит ли Новосибирску опасаться развития «мусорного вопроса» по челябинскому сценарию?

Представители управляющих компаний Новосибирска обеспокоены событиями, произошедшими в Челябинске. Из-за несогласованности властей и перевозчиков уральский город был завален мусором, баки не вывозились около 10 дней. Представители отрасли в Новосибирске считают, что подобное может произойти и в сибирском городе.

Управляющие компании Новосибирска обеспокоены ситуацией, которая произошла недавно в Челябинске. Напомним, что около двух недель назад жители Челябинска проснулись и увидели, что их мусорные баки переполнены. На следующий день мусор никуда не исчез. И даже спустя пять дней мусор не покидал баки, а, наоборот, умножался.

Практически 10 дней город находился под завалами мусора. Причина была в том, что челябинские перевозчики отказались вывозить мусор. Полигон, который находился поблизости, был закрыт, так как его признали незаконным. Новая площадка находилась в 80 км от города, это доставило непреодолимые логистические, а самое главное финансовые трудности. Траты на вывоз мусора существенно возросли. Компании, занимающиеся вывозом ТКО, потребовали у властей города повысить тариф, чтобы хоть как-то покрыть расходы, но власти Челябинска им отказали. После этого перевозчики отказались вывозить мусор и расторгли контракты. Последствия этого коллапса в Челябинске до сих пор пытаются устранить.

Мусорный вопрос в Новосибирске стоял всегда остро, но после того как представители управляющих компаний увидели, к чему может привести откладывание его решения, они забили тревогу. Как ранее писал «КС», председатель союза управляющих компаний «Единство» Александр Синица отправил письмо губернатору Новосибирской области Андрею Травникову с просьбой собрать совещание и решить все вопросы, связанные с деятельностью регионального оператора, его взаимодействия с УК и жителями. «Очень не хотелось бы повторения Челябинска, так как устранять всегда тяжелее, чем предотвратить!» — говорится в письме.

Эту точку зрения поддерживал и председатель объединения «ЖКХ. Контроль-Новосибирск» Сергей Аверьяскин. «Сейчас велика вероятность возникновения определенных проблем, потому что на сегодня в Новосибирской области нет высокой степени готовности к сбору, хранению и утилизации мусора. Есть завершенные формальные процедуры, есть инвестор, который еще не начал проводить никаких работ по строительству новых полигонов. Есть угрозы коллапса в случае закрытия Хилокского (Левобережного) и Гусинобродского полигона, так как они незаконные. Мы все это прекрасно понимаем, но закрываем глаза, потому что город тогда встанет, но вот вместо них пока что ничего нет. Не факт, что все это грамотно заработает, потому что плечо, на которое перевозчикам придется возить мусор, будет очень велико, и работать они согласятся, только если не будут нести убытки. Это значит, что они попросят больше плату за услуги, а это значит, и тариф для населения может скакнуть очень высоко».

Директор регионального оператора «Экология-Новосибирск» Лариса Анисимова, напротив, уверена, что сценарий Челябинска для Новосибирска невозможен. По ее словам, в Новосибирске не будут закрываться полигоны и не будет увеличиваться транспортное плечо, а значит, и стоимость перевозки мусора. У перевозчиков нет поводов беспокоиться из-за возможного увеличения затрат.

«Повторение челябинского сценария с отходами в Новосибирске невозможно. Давайте рассмотрим ситуацию: в Челябинске прекратили временное размещение отходов производства и потребления на территории городской свалки, которая работала с 1949 года, — аргументирует Лариса Анисимова. — Объем образующихся отходов был направлен на полигон в пос. Полетаево, что увеличило плечо вывоза отходов на 80 километров — мусоровозы вынуждены затрачивать большее количество времени и бензина на дорогу от контейнеров до полигона ТКО. Это повлияло на количество рейсов, которые водители выполняют за рабочую смену, а также на количество контейнерных площадок, обслуживаемых одним мусоровозом за смену. Следовательно, произошло увеличение стоимости транспортирования».

Региональный оператор будет работать по всей Новосибирской области. Для удаленных населенных пунктов вопрос вывоза мусора звучит несколько иначе. Доставка мусора из отдаленных деревень может быть накладной для перевозчиков, учитывая, что объем мусора, который производится в деревнях, меньше, чем в городе, а качество дорог обычно гораздо хуже. У Новосибирска есть шансы не погрязнуть в мусоре, а у отдаленных деревень Новосибирской области этих шансов меньше.

«В территориальной схеме город разбит на несколько секторов. По районам, по частям районов в эти же секторы входит пригород. Компания, которая выиграет подобный сектор на конкурсе, будет обязана вывозить мусор и в городе, и в закрепленной части соседнего района области. Рентабельность такого сектора сомнительна. В городе короткое плечо, и у перевозчиков есть смысл работать, а в области, получается, по 20–40 км холостых пробегов», — заявляет депутат Законодательного собрания Новосибирской области Вадим Агеенко.

Чтобы обслуживание отдаленных деревень было рентабельным для перевозчиков, цены на их услуги устанавливаются по результатам торгов. Это значит, что чем дальше будет находиться населенный пункт от полигона, тем дороже будут услуги перевозчиков, так как стоимость перевозки будет рассчитываться исходя из общих затрат. Для каждого сектора цена будет разной.

При подобном подходе тариф для отдельной категории граждан области может резко увеличиваться. В этом случае жителям отдаленных районов придется доплачивать за услуги перевозчиков.

«Тариф посчитан лишь в модели. Официального документа от оператора, департамента по тарифам еще нет. Есть модельный расчет, который не учитывает многих-многих тонкостей. Он посчитан теоретически. Самое страшное, что население начнет исправно платить, а услуга не будет полноценно оказываться. Я считаю, что необходимо по крайней мере обкатать схему в тренировочном режиме. Попробовать, как она работает на примере одного района», — предлагает Сергей Аверьяскин.

Лариса Анисимова заверяет, что внезапного увеличения стоимости услуги по вывозу мусора ждать не стоит. «Внезапное увеличение тарифа по обращению с ТКО на территории Новосибирской области исключено. Поскольку указанная услуга будет предоставляться в строгом соответствии с законодательством РФ, региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами».

Серьезное беспокойство у представителей отрасли вызывает не транспортная схема распределения отходов, а сжатые сроки, за которые необходимо проделать большое количество работы. Провал в подготовке документов может обернуться мусорным коллапсом для всей области. Об этом говорит и Вадим Агеенко.

«Региональный оператор обязан провести конкурс и определить среднюю цену, по которой перевозчики будут осуществлять свои услуги, вывозить мусор с придомовых территорий. Конкурс проходит около 40 дней, и закончится в лучшем случае в 10 числах ноября, если конкурс объявить 5 октября. Только после этого регоператор должен рассчитать тариф на свои услуги, который в конечном итоге он должен будет представить в департамент по тарифам Новосибирской области на утверждение. По нашим сведениям, на утверждение тарифа уйдет около двух недель. И только после этого заключаются договоры с населением, с управляющими компаниями, с юрлицами. Так вот на эту цепочку нам остается всего три месяца. Все это надо будет успеть сделать до 1 января. За декабрь региональному оператору надо будет успеть заключить договоры с перевозчиками на вывоз мусора. В такой короткий срок сделать это будет достаточно сложно», — заявляет Вадим Агеенко.

Лариса Анисимова считает, что оставшегося времени хватит для того, чтобы уладить все юридические вопросы. «Региональный оператор размещает предложение о заключении договора в средствах массовой информации и на своем сайте в течение 10 дней со дня утверждения единого тарифа на услугу. Далее потребитель в течение 15 рабочих дней направляет региональному оператору заявку о заключении договора с приложением необходимых документов. Хочется выделить момент: если потребитель не направил соответствующую заявку о заключении договора — договор вступает в силу на 16-й рабочий день», — утверждает Лариса Анисимова.

По сведениям «КС», на момент публикации региональный оператор и правительство Новосибирской области рассматривали вопрос объема производимых отходов, так как в действующей территориальной схеме был указан неверный объем.

Напомним, что 28 сентября «Экология-Новосибирск» отправила конкурсную документацию на согласование в департамент по тарифам, в ней был указан некорректный объем образования отходов. 5 октября, в пятницу, комиссия должна закончить работу и принять решение, какой объем будет указан в территориальной схеме. После чего будет объявлен конкурс для перевозчиков, в котором и будет указан новый объем. Объем отходов также необходимо будет внести в территориальную схему до 1 января, так как работа регионально оператора регламентируется именно этим документом. Здесь также возникают сложности.

«Необходимо успеть внести изменения, так как 22 сентября принято новое постановление правительства, регламентирующее внесение изменений в региональную территориальную схему, которое так долго ждали у нас в области. Там есть не только порядок проведения общественных слушаний, но и то, что нужно дополнительно внести в этот документ. Сейчас нужно в срочном порядке менять нашу территориальную схему, потому что это основополагающий документ в работе регионального оператора. Сегодня получается, что даже наша актуализированная территориальная схема не соответствует в полной мере новым стандартам. Ее нужно поправить, провести слушания. Чтобы ее принять, ее должно утвердить правительство Новосибирской области своим постановлением, и только тогда она будет действовать. Это также надо успеть сделать за эти три месяца. Это очень маленький срок», — подчеркивает Вадим Агеенко.

Региональный оператор и правительство рассчитывают проводить торги в 2018 году, а уже позднее вносить изменения в территориальную схему. С точки зрения ценообразования можно использовать три источника: либо территориальную схему, либо фактические данные за три года, либо нормативы накопления. Эти показатели могут быть даже не внесены в территориальную схему к 1 января. Схема может меняться еще целый год. Законом установлен срок, что она должна быть актуализирована до 31 декабря 2019 года.

Новая схема начнет действовать с 1 января. Услуги доставки мусора на полигон будет оказывать только региональный оператор. В настоящий момент этим занимаются управляющие компании. Некоторые из них уже готовятся к расторжению контрактов с перевозчиками с Нового года.

«Хотелось бы отметить, что переход намечен на празднование новогодних каникул, когда происходит увеличение количества вывоза ТКО примерно на 80%, а также отдыхают ответственные лица от УК и иных участвующих в этом процессе субъектов», — говорится в письме Александра Синицы губернатору Новосибирской области.

Даже при полностью согласованной юридической стороне вопроса перевозчики оказываются в ситуации, когда они должны в оперативном порядке вывозить большое количество мусора по новым правилам. «Если сейчас не выработается четкий механизм перехода, который бы понимали все — и перевозчики, и управляющие компании, и муниципалитет, то будут большие проблемы», — отметил Александр Синица.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ