Toyota в Красноярске: кто виноват и что дальше?

1 октября Toyota в техническом режиме запустила в Красноярске нового партнера — крупного и старейшего местного дилера «Медведь Холдинг». А также параллельно подтвердила готовность своими силами решить вопросы с пострадавшими клиентами своего предыдущего партнера — ГК «Крепость», представлявшего ее интересы на протяжении 20 с лишним лет. Однако можно ли реально говорить о том, что конфликтная ситуация урегулирована?

Ситуация с Toyota и Lexus в Красноярском крае и Хакасии оказалась в центре внимания не только делового сообщества Сибири, но и всей России. Напомним, что в апреле 2018 года один из крупнейших и известных авторитейлеров Красноярского края — ГК «Крепость» Александра Кангуна — утратил статус официального дилера Toyota и Lexus по инициативе дистрибьютора этих марок, который объяснял свое решение наличием у дилера проблем с покупателями.

«За два месяца до этого мы вели интенсивные переговоры с «Тойота Мотор», пытаясь понять основания для такой кардинальной меры, как расторжение договора. Хотел бы подчеркнуть, что на момент получения письма о расторжении договора у «Крепости» не было просроченных обязательств ни перед дистрибьютором, ни перед банками-кредиторами, ни перед налоговой службой, ни перед сотрудниками», — недоумевал в интервью «Континенту Сибирь» Александр Кангун.

В свою очередь в ООО «Тойота Мотор» придерживались другой позиции, отмечая, что в течение последних двух лет работали с дилерами Toyota и Lexus в Красноярске и Абакане «по специальному плану развития дилерской сети, разработанному для дилеров с низкими показателями эффективности. К сожалению, специальный план не смог оказать положительное влияние на финансовое «здоровье» всей группы компаний «Крепость», — говорилось в сообщении ООО «Тойота Мотор». В компании также выразили заинтересованность в рынках Красноярского края и Республики Хакасии, отметив, что решение о прекращении сотрудничества было связано исключительно с ситуацией, сложившейся в ГК «Крепость».

Расторжение договора с красноярским дилером вызвало недоумение у многих сибирских дилеров, знакомых с Александром Кангуном и его компанией. Участники рынка задались вопросом, действительно ли именно расторжение дилерского договора было единственно возможной мерой в сложившейся ситуации. К вопросу подключилась и ассоциация «Российские автодилеры», которая направила письмо дистрибьютору Toyota в России. «Ситуация, когда с компанией, которая 23 года успешно работала с брендами Toyota и Lexus, поступают вот таким образом — это неприятный звонок для всей российской дилерской сети», — подчеркивал глава ассоциации «Российские автодилеры» Олег Мосеев.

Эта ситуация могла так и остаться на уровне обмена мнениями внутри дилерского и дистрибьюторского сообщества в России, если бы ее заложниками не стали клиенты, которые не получили у «Крепости» оплаченные автомобили. Как следствие, они стали обращаться в правоохранительные органы. Вскоре следователями СЧ СУ МУ МВД России «Красноярское» было возбуждено уголовное дело в отношении Александра Кангуна. У него были проведены обыски, также был наложен арест на имущество — 38 транспортных средств, принадлежащих ПКФ «Крепость». В отношении ООО «ПКФ «Крепость», ООО «Крепость-Абакан», ООО «Крепость-Сириус» и ООО «Крепость АТ», а также лично Александра и Ильи Кангунов были поданы иски о банкротстве. Ряд юрлиц группы «Крепости» уже признаны банкротами по решению суда. Оставшиеся дилерские центры группы компаний в Красноярском крае, в частности, салоны Bentley, Porsche, Volvo, перешли кредитору «Крепости» — «ББР Банку», а салоны KIA, Mazda в Абакане были закрыты.

Понимая, что в сложившейся ситуации шансы вернуть свои деньги уменьшаются, клиенты начали действовать активнее. В дополнение к пикетам возле дилерских центров «Крепости» клиенты даже намеревались митинговать около здания штаб-квартиры ООО «Тойота Мотор» в Алтуфьево. Все эти действия также активно освещались региональными средствами массовой информации.

Ранее, 17 июля, сам дистрибьютор Toyota распространял официальное сообщение, в котором обещал оказать поддержку клиентам «Крепости». Многие наблюдатели трактовали его именно как готовность вернуть деньги покупателям. Однако конкретика появилась лишь осенью. 14 сентября 2018 года ООО «Тойота Мотор» подтвердило, что приняло решение оказать поддержку покупателям и приобрести права требования к ГК «Крепость» в части внесенных клиентами предоплат.

Фото: стопкадр YouTube

Одновременно Toyota назначила нового партнера в Красноярске — им стал крупный местный игрок «Медведь Холдинг». 1 октября он провел техническое открытие своего салона на улице Караульной.

Вместе с экспертами и участниками рынка «КС» решил разобраться, можно ли утверждать, что ситуация в Красноярске нормализовалась, а также в том, как не допустить повторения таких сценариев с другими региональными дилерами.

Был ли выход?

Опрошенные изданием представители автодилерского бизнеса Сибири сходятся в том, что если компания «Тойота Мотор» не продлила договор с «Крепостью», то, вероятно, такая мера была вынужденной по отношению к партнеру. «Тойота Мотор» не могла не понимать того урона, который ей самой нанесет расторжение договора с такой компанией, как «Крепость». Это касается и временной потери красноярского и абаканского рынка, а также репутационных последствий. Но сложно представить, что японцы расторгли договор под влиянием сиюминутных настроений. Скорее наоборот, это означает, что ситуация тянулась не один месяц, а может быть, и не один год, на протяжении которого дистрибьютор рассчитывал на другой исход событий», — рассуждает на условиях анонимности руководитель одного из сибирских автодилеров.

По мнению участников рынка, на положении «Крепости» сказались неблагоприятная ситуация в экономике, активное пополнение портфеля брендов с запуском полнофункциональных салонов Bentley, Porsche, Jaguar/Land Rover в Красноярске, а также реализуемый группой компаний проект строительства пятизвездочного отеля Marriott, инвестиции в который оценивались в 3,5 млрд рублей.

На фоне ухудшения конъюнктуры рынка «Крепость» в марте 2018 года утратила возможность кредитования в «Тойота Банке», что не позволило выкупать необходимое количество автомобилей для выполнения плана. Также образовалась нехватка операционного капитала: по словам Александра Кангуна, рабочий оборотный капитал одномоментно сократился на 177 млн рублей. Это в свою очередь сказалось на возможностях выкупа автомобилей и, как следствие, вызвало не только падение продаж и невыполнение показателей дистрибьютора, но и возникновение проблем с клиентами. Участники рынка допускают, что с учетом этих обстоятельств «Крепость» в последний год могла закупать автомобили уже не напрямую у дистрибьютора, а у дилеров других регионов России.

Бывший ДЦ Lexus в Красноярске

Александр Кангун в интервью «КС» не скрывал, что финансовое положение группы компаний действительно осложнилось, однако отмечал, что со всеми банками были достигнуты договоренности. Более того, «Крепость» предлагала дистрибьютору Toyota схему ввода дополнительных инвесторов в группу компаний, что поспособствовало бы решению возникших финансовых проблем.

«В феврале 2018 года мы уже вели переговоры о вхождении в часть бизнеса ГК «Крепость» внешних частных инвесторов для пополнения оборотного капитала компании, при этом с абсолютной гарантией выполнения обязательств перед всеми клиентами и с продолжением долгосрочного присутствия бизнеса в регионе. Нам удалось найти подходящих бизнес-инвесторов, договориться с банками-кредиторами и получить все соответствующие документы о готовности к продаже, о готовности к реструктуризации и гарантии выполнения обязательств перед клиентами. В частности, один из частных инвесторов был готов войти в бизнес в Абакане, подписал предварительное соглашение и начал его исполнять, перечислив первый платеж после проведения предварительных переговоров и получения письма от ООО «Тойота Мотор» о готовности рассмотрения инвестора. От банков-кредиторов, инвесторов имеются официальные письма о готовности к реструктуризации и вхождению в бизнес. С этим предложением мы и вышли к ООО «Тойота Мотор» на переговоры. ООО «Тойота Мотор», сославшись на то, что у них возникают риски, отстранилось от полноценной коммуникации и перестало контактировать с нами, несмотря на неоднократные звонки и электронные письма», — отмечал в своем открытом письме Александр Кангун.

Уже после расторжения договора «Крепость» повторно обратилась в ООО «Тойота Мотор» с планом по реанимации бизнеса. В частности, была достигнута договоренность с крупным авторитейлером с юга России — компанией «КЛЮЧАВТО», которая недавно вышла в Москву и была готова выйти в Красноярск. По словам участников рынка, предполагалось, что краснодарская компания не только получит активы «Крепости», но и может решить все проблемы с клиентами, причем за свой счет. Таким образом, в этой схеме компания продолжила бы осуществлять операционную деятельность, а клиенты, вероятно, обратили бы внимание лишь на смену вывески дилера.

Информацию о том, что речь действительно шла о возможности реализации такой схемы, «КС» подтвердили сразу несколько участников рынка, близкие к сторонам переговоров.

Помимо «КЛЮЧАВТО», в тендере также участвовал как минимум еще один крупный и сильный игрок — московский «Автомир», уже являвшийся официальным дилером марки в Новосибирске. Сам Александр Кангун ранее с настороженностью относился к участию в тендере федеральных игроков. «Если решение о расторжении договора с нами было принято в угоду московским дилерам, заинтересовавшимся красноярским рынком, то это уже совершенно другой подход к пониманию происходящего», — отмечал ранее в интервью «КС» Александр Кангун.

Однако победителем тендера стал крупный местный игрок — «Медведь Холдинг» Николая Бякова. Директор по развитию «Автомира» Сергей Вятченков в интервью «КС» назвал это решение максимально прагматичным и оптимальным. Так, «Медведь Холдинг» выкупил на торгах бывший салон Nissan покинувшей рынок компании «Титан Моторс» на улице Караульной. В «Медведь Холдинге» отметили, что весной 2019 года на территории существующего дилерского центра планируется начать строительство нового официального дилерского центра Lexus, а затем — реконструкцию существующего здания для приведения его в соответствие с корпоративными стандартами бренда Toyota.

Клиенты «Крепости» на открытии салона Toyota «Медведь-Холдинга». Фото предоставлено одним из читателей «КС»

Вместе с тем, «Медведь Холдинг» дал сразу понять, что решение вопросов с клиентами «Крепости» не входит в зону его ответственности, и посоветовал обманутым покупателям обращаться с этими вопросами к дистрибьютору марки. Клиенты в свою очередь дали понять, что новому дилеру не удастся сдержаться в стороне от этой ситуации. Так, в ходе открытия дилерского центра «Медведь Ходдинга» клиенты Toyota в Красноярске поставили автомобили с плакатами «Toyota, верни наши деньги» и «Toyota кидает людей». Также группа клиентов зашла в здание дилерского центра, держа в руках аналогичные по содержанию шарики. По данным канала ТРК7, участники пикета также предостерегали клиентов салона от покупки автомобилей Toyota и отмечали, что якобы «Бяков (Николай Бяков — основатель «Медведь Холдинга») завтра станет Кангуном (Александр Кангун — основатель ГК «Крепость»)». Акция продлилась около часа.

В сложившейся ситуации у многих наблюдателей возник вопрос: если в тендере был участник, готовый решить проблемы с клиентами и имевший опыт работы с маркой в других регионах России, почему дистрибьютором был выбран не он?

На аналогичный случай по Новосибирску в интервью «КС» ранее ссылалась и основатель «СЛК-Моторс» Наталья Жданова. «Кандидатура найденного «Крепостью» инвестора не могла не устроить все заинтересованные стороны. Выход этой компании в Красноярский край был выгоден и банкам с точки зрения закрытия кредиторской задолженности «Крепости», и клиентам, и, по всей логике, и дистрибьютору. Но ООО «Тойота Мотор» воспрепятствовало и этому. Точно так же в нашем случае, получив письмо о расторжении договора, мы начали переговоры с СП «Бизнес-Кар», крупнейшим дилером марки в России, который проявил интерес к новосибирскому и алтайскому рынку. Компания была готова выкупать автомобили, передать клиентам, продолжать бизнес в тех же салонах. Но и тут со стороны дистрибьютора возникли препятствия такому развитию событий. Дилерские центры продолжили бы функционировать, банки не столкнулись бы с обесценением имущества, а клиенты спокойно получили бы свои автомобили. И такой сценарий, я считаю, не реализовался из-за несогласия ООО «Тойота Мотор», — отмечала Наталья Жданова, подчеркнув, что с дистрибьюторами других марок такой ситуации не возникало.

Ситуация с «Тойота Центром Новосибирск» (на фото) во многом перекликалась со сценарием, по которому развивались события в Красноярске

Вопрос о том, почему не был принят «мирный план», о котором говорил Александр Кангун, пока также остается открытым. «Судя по всему, «Тойота» не любит, чтобы ее «женили» без ее согласия. Именно поэтому дистрибьютор из принципа не шел на предлагаемые им схемы, даже если они были менее болезненными. Хотя многие импортеры по рынку это допускают, и это видно по судьбе других брендов в портфеле «Крепости», — рассуждает совладелец одного из восточносибирских дилеров на условиях анонимности. Об этом говорит и Наталья Жданова: «Думаю, что дистрибьютор для себя в какой-то момент принципиально решил, что никто, кроме него, не будет решать судьбу дилерских контрактов. Последствия такого подхода для него роли не играют».

В свою очередь топ-менеджер одного из дилеров японской марки допускает, что, возможно, ООО «Тойота Мотор» просто из принципа не захотела работать с «Крепостью», закрыв двери не только перед ней, но и перед любыми ее потенциальными партнерами.

Говоря непосредственно о «КЛЮЧАВТО», участники рынка также допускают, что в случае покупки этой группой компаний «Крепости» доля этого игрока в дилерской сети бренда возможно оказалась бы выше той, которую хотела бы видеть сама Toyota, что также могло послужить фактором отказа со стороны дистрибьютора.

Решение проблем с клиентами

Проблемы с клиентами разной степени сложности появлялись у самых разных дилеров и марок в Сибири не однажды. Так, в 2009–2010 годах разгорался огромный скандал вокруг клиентов Audi в Новосибирске, не получивших автомобилей, ПТС и авансов у официального дилера марки — «Престиж Авто». В этом же году с аналогичной ситуацией столкнулась Skoda вместе со своим дилером «Транзит Сервис». Менее масштабный конфликт имел место при уходе с рынка «Автолэнда-Сибирь» в 2009 году. Наконец, в 2016 году проблемы возникли у клиентов «СЛК-Моторс» по Toyota и Lexus.

По словам участников рынка, в случае возникновения подобных ситуаций дистрибьюторы достаточно часто первое время по сути игнорируют наличие проблемы в случае, если она затрагивает небольшое количество клиентов. Причина вполне простая — ответственность несет дилер, то есть конкретное юрлицо, с которым был заключен договор купли-продажи. И если дилер в силу тех или иных причин перестал выполнять свои обязательства, то это его проблемы, и как только речь идет о расторжении договора с ним, то к дистрибьютору он уже отношения не имеет. В случае если заложниками ситуации оказываются десятки покупателей, и их действия активно освещаются средствами массовой информации как на региональном, так и на федеральном уровне, то дистрибьюторы вынуждены принимать во внимание еще и репутационные потери в регионе, особенно если рассчитывают работать в нем и дальше.

Фото предоставлено одним из читателей «КС»

В таких условиях решение вопроса с клиентами за свой счет — условно-вынужденный жест доброй воли, поскольку формальных юридических оснований для компенсации клиентам со стороны дистрибьюторов нет. К такому варианту в итоге склонилась в 2010 году «Ауди Россия» и «Шкода Россия», вернув деньги и автомобили клиентам своего прежнего дилера. Еще один вариант выхода из ситуации — это переложить решение вопроса на нового дилера марки в случае, если бренд ликвидный, и работа с ним окупит эти затраты в будущем. Тогда решение проблем с клиентами по сути служит входным билетом для нового игрока.

Toyota поступила другим способом, в конце концов решив урегулировать вопрос с клиентами своими силами, не вовлекая в это «Медведь Холдинг». «ООО «Тойота Мотор» добровольно приняло решение оказать поддержку клиентам — физическим лицам и приобрести права требования к своим бывшим официальным дилерам в Красноярске и Абакане — ГК «Крепость» в части внесенных клиентами предоплат. Решение компании было вызвано в первую очередь тем, что клиенты — физические лица не располагают необходимыми ресурсами для прохождения всех процедур по исполнению вступивших в законную силу решений судов, не исполненных ГК «Крепость» в добровольном порядке (в частности, по участию в качестве кредиторов в рамках процедуры банкротства в случае ее инициирования). Для этого ООО «Тойота Мотор» приобретает право требования к бывшим дилерам ГК «Крепость» (в части внесенной предоплаты), чтобы впоследствии предъявить соответствующие требования к ним», — поясняла «КС» PR-менеджер ООО «Тойота Мотор» Наталья Астафьева. По ее словам, в отношении нескольких клиентов — физических лиц процедура уступки права требования уже завершена. «ООО «Тойота Мотор» продолжит оказывать поддержку клиентам бывших официальных дилеров в Красноярске и Абакане по разработанному алгоритму действий», — резюмировала Наталья Астафьева. Аналогичное решение было принято и по Новосибирску с Барнаулом (дилером являлась «СЛК-Моторс»).  Таким образом, в непростых рыночных условиях ООО «Тойота Мотор» пошло навстречу клиентам, что безусловно стало позитивным сигналом с точки зрения разрешения ситуации. Во всяком случае для физлиц. Что касается корпоративных клиентов, то позиция по ним ранее не была четко сформулирована. Как следует из обращения ООО «Тойота Мотор», корпоративные клиенты не входят в периметр указанных действий. Предполагается, что такие компании могут напрямую обратиться в суд для взыскания средств с ГК «Крепость» и становиться в очередь кредиторов.

С учетом особенностей схемы возмещения и «завязанности» этой процедуры на решение судов процесс может быть растянут во времени. Поэтому и сами клиенты «Крепости» говорят, что пока вопрос решен лишь по нескольким из них. Таким образом, вопрос в ближайшее время сохранит свою актуальность.

«Мне кажется, что следующим шагом будет запрос дистрибьютором всей базы «Крепости», а затем определение категории клиентов к выплате. В силу разных причин юридического характера (наличие доказательной базы) общим итогом в этот список по разным причинам может  войти лишь часть клиентов», — считает топ-менеджер одного из участников сибирского авторынка.

«КС» будет следить за развитием ситуации.

Оставляйте заявки на вступление в нашу Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой сфере в регионе.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ