«Остается только латать дыры»

Представители пассажирских компаний, мэрии и правительства НСО считают необходимым повышение транспортных тарифов

3 октября был организован круглый стол резидентов транспортных предприятий, мэрии города Новосибирска и правительства Новосибирской области (НСО) с участием представителей СМИ. Организатором выступил СРО «Транспортный Союз Сибири». Участники круглого стола обсудили вопросы транспортной реформы и повышения проездного тарифа.

За круглым столом представители муниципальных и частных перевозчиков обсудили проблемы развития общественного пассажирского транспорта в Новосибирской области, а также вопрос повышения тарифа на проезд.

Как отметил модератор мероприятия, президент СРО «Транспортный Союз Сибири» Валерий Новоселов, у мероприятия две основные задачи: получить информацию от руководителей транспортных предприятий о том положении дел, которое складывается в экономической сфере пассажирских предприятий, а также обсудить текущую ситуацию в транспортной отрасли города Новосибирска и предполагаемых проектах.

Повышение тарифов в общественном транспорте

Новоселов напомнил, что тариф на пассажирские перевозки не поднимался с 2015 года, хотя если смотреть государственную статистику роста инфляции, повышение тарифа должно было произойти давно. Как следствие, на транспортных предприятиях сложилась очень тяжелая экономическая ситуация. Цены на ГСМ за эти годы выросли на 30%, на масла — на 40%, на запчасти, в особенности шины, возросли на 250%.

Первым и самым тяжелым вопросом, по мнению Валерия Новоселова, можно считать состояние подвижного состава. «Амортизация парка составляет 92%. А стоимость нового автобуса большого класса для основных городских маршрутов составляет около 10–11 млн рублей», — отметил модератор круглого стола. Подвижной состав автотранспортных предприятий постоянно ремонтируется, что очень сильно отражается на расходах отрасли. Вторым актуальным вопросом стала необходимость создания рациональной тарифной политики, которая бы складывалась исходя из плана экономического развития. Валерий Новоселов подчеркнул, что должны быть четко определены объемы перевозок, финансирования на период реализации планов, чтобы на основании этих прогнозов формировался тариф. Только тогда любой предприниматель, занимающийся пассажирскими перевозками, сможет планировать приобретение и обновление подвижного состава.

Говоря о текущем уровне издержек в отрасли, Андрей Ходоковский, директор транспортного предприятия «Регион-Автоцентр», в стенах которого проходило мероприятие, отметил, что буквально на днях получил коммерческое предложение по дизтопливу. «Сегодня его оптовая стоимость 44,75 руб./литр, а зимнего — 48,55 руб./литр. С 2016 по 2018 год дизельное топливо подорожало на 30%, масла — на 15%, моторные масла — на 30%, а шины — на 34,3%. Из сегодняшнего тарифа в 19 рублей 6 рублей уходит на дизтопливо», — отметил Андрей Ходоковский, добавив, что жить и тем более развиваться с существующим тарифом невозможно. «Остается только латать дыры и ждать, сколько мы еще сможем протянуть», — заключил директор «Регион-Автоцентра».

О расчетах транспортного тарифа рассказала главный бухгалтер автотранспортной компании «Белмарс» Надежда Портнягина. «Мы наняли аудиторскую компанию, которая такие расчеты нам предоставила. И рассчитали эту стоимость на сумму 59 рублей, — рассказывает Надежда Портнягина. — Где бы ни работал транспорт, существуют нормативы, по которым высчитывается себестоимость проезда. Именно поэтому в Москве проезд 59 рублей. Не потому что московские транспортные компании захотели его сделать таким, а вследствие расчетов». Понятно, что столица — очень богатый город, который может себе все это позволить, и что подобный тариф невозможен в Новосибирской области, исходя из доходов региона.

«Очень обидно становится, когда читаешь в газетах статьи о перевозчиках, которые якобы «гребут» деньги с граждан, — сказала Надежда Портнягина, — при этом авторы даже не осознают реального положения дел в отрасли. Тариф, который устанавливают наши автотранспортные предприятия, — регулируемый, который мы должны доказывать государственным органам». Надежда Портнягина выразила надежду, что сегодня круглый стол расскажет, как действительно формируется тариф и на что тратят деньги транспортные компании.

О проблеме кадров пассажирских предприятий говорил директор «Горэлектротранспорта» Константин Прокин. «Большая проблема — это кадровый дефицит, — рассказал Константин Прокин. — В последнее время, к сожалению, увеличился отток самых востребованных кадров: водителей троллейбусов и трамваев. На сегодняшний день укомплектование смен водителями составляет чуть больше 80%. Также не хватает около 20% кондукторов». Константин Прокин отметил, что более 80% увольняющихся причиной ухода считают низкий уровень зарплаты. Решение проблем видится в повышении зарплат этим специалистам, для чего, естественно, потребуются деньги.

По данным представителей предприятий, изношенность транспорта достигла угрожающих цифр. «Транспорт в ПАТП на 86% изношен», — заявил директор ПАТП–4 Владимир Альбрехт.

Общественный транспорт в ПАТП на 86% изношен

Он сообщил, что в последнее время увеличивается количество транспорта, который предприятие вынуждено выводить из эксплуатации в связи с дороговизной его ремонта для бюджета предприятия. Владимир Альбрехт рассказал, что ПАТП–4 самыми разными способами старается интенсифицировать свою деятельность: продажа старых запчастей, сбор металлолома, аренда площадей предприятия, ремонтные работы.

«Однако на сегодня, со всеми поддержками, которые только возможны от управления департамента и мэрии города, денег не хватает, — сказал директор ПАТП–4, — я уверен, что без помощи субсидий и дотаций предприятие не выживет, и ситуация ухудшается с каждым днем».

Представители пассажирских компаний попросили делегатов мэрии и правительства Новосибирской области пересмотреть тарифную политику и ввести меры по поддержанию автотранспортных предприятий в регионе. «Ситуацию необходимо изменить, и я думаю, что это изменение возможно разными путями, — сказал Александр Альбрехт. — Не только повышение тарифа, которое, безусловно, назрело, но, может быть, понижение транспортного налога, как это сделали в Челябинске. Изменение каких-то других налогов на транспортные предприятия области». «Хочется, чтобы по итогу наших переговоров был разработан какой-то реальный механизм по формированию транспортного тарифа», — сказала Надежда Портнягина.

В ответ на пожелания представителей транспортных компаний позицию правительства Новосибирской области изложил Анатолий Костылевский.

«Все документы по расчету тарифа поступили в тарифный комитет Новосибирской области. Сейчас самое главное — подтвердить, что действительно существует серьезная статья расходов для автотранспортных предприятий», — подчеркнул министр. Анатолий Костылевский сказал, что сейчас важно увидеть, что транспортные предприятия готовы вслед за увеличением тарифа показать власти и обществу то, насколько пассажирские перевозки от этого улучшатся. Чтобы люди видели: деньги направлены не на закрытие каких-то долгов предприятия, а на развитие отрасли в целом.

Повышение тарифов в общественном транспорте

Заместитель мэра Новосибирска Данияр Сафиуллин напомнил, что помощь, которую транспортным предприятиям оказала мэрия в 2018 году, в целом по городу составила 1 млрд рублей. Эти деньги муниципалитет тратил на выплаты зарплаты сотрудникам и ремонт подвижного состава автотранспортных компаний. Начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Роман Дронов сказал, что мэрия Новосибирска планирует с 2020 года переводить транспортные предприятия на муниципальный заказ. Это схема наиболее рациональной оплаты тарифов с точки зрения заказчика. Перевозчик получает фактически за то, сколько рейсов он проехал, и перестает гоняться за пассажирами, он начинает обращать внимание на техническую безопасность подвижного состава. «Для этого необходимо усовершенствовать старую маршрутную схему города, — объяснил Роман Дронов, — чтобы транспорта стало меньше, а использовался он более эффективно».

«Мэрия ведет серьезную подготовительную работу по повышению эффективности пассажирского транспорта, — заявил Данияр Сафиуллин. — У нас в городе появился безналичный проезд, вводятся в эксперимент бескондукторная оплата и сетевой проезд». Оборудование для безналичной оплаты, которое используют пассажирские компании сегодня, было введено в 2006 году и устарело. «Несомненно, оборудование надо менять», — сказал Роман Дронов. Но смена оборудования включает в себя дополнительные расходы для предприятия. «Если мы спросим у Константина Сергеевича (Прокина), сколько сейчас зарплата кондуктора трамвая, то мы услышим цифру 22 500 рублей, — привел пример Роман Дронов. — При том, что по проекту муниципального заказа, в котором заложена зарплата кондуктора, — 35 000 рублей, а зарплата водителя — 45 000 рублей. Если сейчас переводить на муниципальные заказы автотранспортные предприятия, то удорожание составит как минимум 200%. Это означает, что мы отстали не на один год от реальных тарифов».

Роман Дронов привел пример эффективного применения транспортного тарифа в Москве, где оплата составляет 55 рублей. Однако пассажир, который регулярно пользуется общественным транспортом, может для себя этот тариф понизить до 26 рублей, купив проездной билет на определенное количество поездок, который позволяет сократить оплату на 19 рублей. «Поэтому транспортная реформа — это единое целое вместе с тарифным вопросом, — подытожил Роман Дронов. — Выражая поддержку повышению тарифа, мы руководствуемся не только тем, что необходимо обновлять подвижной состав, или тем, что у нас идет стагнация транспортных предприятий. Мы говорим и о том, что надо двигаться вперед в сфере организации пассажирских перевозок города Новосибирска в целом».

 

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ