Нацпроект «Образование»: серьезный вызов

Ставку на повышение качества образования декларируют как на федеральном уровне, так и в Новосибирской области. Однако в какой степени амбициозные планы, обозначенные в майском указе президента РФ и нацпроекте «Образование», реализуемы на практике?

Напомним, что ставка на качественное образование в России была сформулирована в майском указе президента России Владимира Путина и нашла поддержку в первую очередь в национальном проекте «Образование». Губернатор Новосибирской области Андрей Травников на своей инаугурации 14 сентября также обозначил одним из приоритетов своей работы улучшение качества образования. «Если президентом поставлена задача, чтобы система образования России вошла в десятку лучших в мире, то, соответственно, система образования региона должна стать лучшей в стране», — заявил Травников. Согласно указу президента страны, проблемы, много лет копившиеся в системе образования, должны быть решены за следующие шесть лет. Россия к 2024 году должна войти в десятку лучших стран мира по качеству образования.

Эксперты уверены, что на примере Новосибирской области можно будет проследить, как изменится подход к образованию и какие плоды это принесет. Это связано с тем, что Новосибирская область имеет несколько образовательных учреждений высокого, федерального уровня, однако согласно многим рейтингам качества образования, в целом регион испытывает проблемы.

Среднее образование

Согласно исследованию московского центра непрерывного математического образования, в топ-50 лучших средних образовательных учреждений по стране по итогам 2016–2017 учебного года вошли лишь четыре новосибирские школы. По словам одного из членов Российской Академии наук, это хороший показатель, но не стоит оценивать по нему весь регион. Ведь в топ вошли лучшие школы региона — Физико-математическая школа НГУ, гимназия № 6 «Горностай», лицей № 9. «Настоящим мерилом качества образования должны служить обычные средние школы области. Когда будет расти их уровень, тогда мы можем говорить об улучшении образования в регионе», — заключил собеседник издания.

Эксперты, опрошенные «КС», отмечают, что одна из главных проблем среднего образования — кадровый кризис. «В школах есть опытные педагоги, которые посвятили своему делу большую часть жизни. Но им трудно перестроиться к поменявшимся условиям. Главным трендом раньше был объем знаний, они были носителями исключительного знания. Сегодня нужны другие педагоги, другие компетенции. Это не значит, что одних надо убрать, а других поставить. Важно сохранить людей, которые обладают неоценимым опытом, и на основе этого опыта создавать новую команду. Как говорил Конфуций, «кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем», — отметила в разговоре с «КС» директор гимназии № 6 «Горностай», депутат горсовета Новосибирска Ирина Путинцева.

В свою очередь причиной этому может быть низкая зарплата или падение престижа профессии педагога. Так, согласно информации Новосибирскстата, в 2017 году средняя зарплата учителя в Новосибирской области составляет 26 тысяч рублей при средней зарплате по региону 35 тысяч рублей.

Директор СУНЦ НГУ, доктор физико-математических наук Николай Яворский указывает на другую проблему: к образованию относятся потребительски. Родители, если они платят школе, думают, что образование — товар. «Однако образование по своей сути — не товар. Это труд, это усилия, которые прилагает сам ученик. В ситуации же, когда образование рассматривается исключительно как товар, ученик далеко не всегда готов к такому труду. Именно потребительское отношение ухудшает и разрушает образование», — сказал Яворский. Он также добавил, что наиболее качественный уровень образования предполагает возможность учителя работать с каждым учеником индивидуально. В идеале в школьном классе, по его мнению, должно быть не больше 15 учеников. Многие собеседники «КС» уверены, что работать в таком режиме могут единицы новосибирских школ. Тем не менее опыт СУНЦ дает результат — каждый четвертый выпускник ФМШ имеет ученую степень.

Также на учителей возложен огромный объем бюрократической волокиты. По словам Николая Яворского, учитель загружен отчетами, потому что нужны показатели, нужны цифры, чтобы измерить результативность его труда. «Но любые показатели — понятие относительное, они не учитывают всех нюансов», — подчеркнул директор ФМШ.

Решить проблему может только коренное изменение системы, уверены эксперты. Николай Яворский приводит в пример систему образования царской России и раннего СССР, отмечая, что тогдашние принципы работы позволяли избежать тех проблем, которые обозначены в образовании сегодня.

Ирина Путинцева в свою очередь считает важным изменить подход к управленческим кадрам. Директорам школ, по ее мнению, необходимо быть не только грамотными управленцами, но и педагогами-лидерами с собственным мнением. «Мы привыкли к тому, что надо действовать по приказу из Москвы. И его одинаково исполняют в глубокой деревне и мегаполисе, на западе и востоке, в столице и в провинции. А ведь везде разные потребности, предпочтения. И нужно уметь брать на себя ответственность. И там, где директора образовательных учреждений берут на себя ответственность, есть свой уникальный путь», — объяснила Путинцева. Она провела параллель с поколением молодых губернаторов, появившихся в последний год. Они по-другому смотрят на вещи и способны приносить результат. Таким же путем должен пройти директорский корпус образовательных учреждений, уверена депутат.

Наибольшие проблемы в школьном образовании испытывают точные науки. В апрельском интервью «КС» бывший председатель СО РАН Николай Добрецов говорил, что преподавание математики, физики и химии находится на недостаточном уровне. В большинстве школ нет даже учителя химии, и как следствие — нет никаких базовых знаний. Ректор Новосибирского государственного технического университета Анатолий Батаев также указывает на эту проблему. В разговоре с «Континентом Сибирь» он отмечает, что для настоящего прорыва в сфере образования мало развития гуманитарных наук. Анатолий Батаев обращает внимание, что средние балы ЕГЭ у выпускников по обществознанию на порядок выше, чем по химии или физике. «Нам надо сделать престижным и интересным изучение точных наук в школе. А для этого в школы необходимо поставить достойное лабораторное оборудование. Нам надо увлекательно и наглядно показать школьникам хотя бы 50 физических экспериментов, сегодня эбонитовой палочкой мы уже не обойдемся», — посетовал ректор НГТУ.

Многие эксперты возлагают надежды на проект «Академгородок 2.0», где образованию также отдается высокий приоритет. Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков неоднократно подчеркивал, что проекты «Академгородка 2.0» должны быть тесно связаны друг с другом, принося таким образом наибольший эффект. По информации «КС», для среднего образования академиком Анатолием Деревянко совместно с Институтом гидродинамики был предложен проект мультидисциплинарного музейного комплекса СО РАН с научно-образовательным центром для школьников и студентов. Отмечается, что этот проект может помочь вовлеченности подрастающего поколения в научную и инженерную деятельность, а также сформирует у подрастающего поколения профиль будущей деятельности.

Однако скептики уверены, что у проекта немного шансов быть реализованным, несмотря на свою несомненную пользу. Ему сложно будет конкурировать с проектами, которые имеют лобби сразу нескольких крупных институтов и членов президиума РАН. При этом согласно предварительной документации срок реализации проекта обозначен 2019–2022 годами.

Высшее образование

В случае с высшим образованием в Новосибирской области следует отметить, что здесь проблемы схожи. Согласно рейтингу лучших вузов России портала «вузотека», Новосибирский государственный университет занимает 8-е место среди всех вузов России. При этом следующий в рейтинге вуз — НГТУ — занимает лишь 46-ю строчку. А третий среди новосибирских вузов — Сибирский государственный университет геосистем и технологий — 115-ю. В связи с этим ряд собеседников «Континента Сибирь» считает, что как и в случае со средним образованием, необходимо поддерживать не только лучшие, но и средние и отстающие учебные заведения.

Проблема финансирования стоит так же остро, как и в случае со средним образованием. Анатолий Батаев сообщил, что оборудование, которое используется в вузах, часто закуплено более 50 лет назад. А между тем для того, чтобы показывать высокие научные результаты, необходимо его обновлять. Анатолий Батаев привел пример: в 2007–2008 годах НГТУ получил 600 млн рублей в рамках федерального проекта «Инновационная образовательная программа». Именно тогда был показан рост качества научных публикаций, договоров на исследования и разработки. И национальный проект «Наука», по словам ректора НГТУ, в данном случае может очень помочь: «Предлагается создать около 900 новых лабораторий. Нужно, чтобы эти лаборатории появились не только в научно-исследовательских институтах, но и в университетах, где идет качественная исследовательская и конструкторская работа». Отметим, что в интервью «КС» директор Института катализа СО РАН Валерий Бухтияров также отмечал устаревшее оборудование, которое мешает притоку кадров в научные учреждения.

Помимо этого, эксперты отмечают в системе высшего образования Новосибирской области такие проблемы, как зарегулированность системы. В частности, проректор по стратегическому развитию и внешним связям Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ) Павел Новгородов убежден, что образование — гибкий и творческий процесс, который нельзя загонять под огромное количество зачастую неоправданных требований: «Для вузов примером являются целевые показатели мониторинга эффективности вузов, которые одинаковы для «столичных» и региональных, государственных и частных, технических, гуманитарных, педагогических и других узкоспециализированных вузов».

Отмечается, что новосибирские вузы также испытывают кадровые проблемы. Как и в школах, в университетах мало молодых преподавателей, готовых мириться с невысокими окладами. «И хорошо, если преподаватель вуза — совместитель, работающий в научном институте. Да, таких людей много в НГУ, но в других вузах ситуация намного хуже», — отмечает неназванный академик РАН.

Еще одной проблемой, которую обозначают спикеры, является практикоориентированность образования. «В целом сама система образования не «настроена» на взаимодействие с практиками: например, если крупный бизнесмен-практик не имеет ученой степени, он не может работать деканом, заведующим кафедрой, профессором или доцентом, в вузовской «иерархии» он априори занимает невысокую позицию. В том числе поэтому мы видим, что при создании образовательных программ для сотрудников крупным корпорациям проще создать собственный корпоративный университет, чем сотрудничать по этому вопросу с каким-то вузом», — рассудил Павел Новгородов. Хотя эта проблема решается приглашением преподавателей-практиков, созданием совместных подразделений (для вузов — базовые кафедры), появлением целевой подготовки. Но, по словам проректора НГУЭУ, этого пока недостаточно.

Резюмируя, эксперты говорят, что образование в Новосибирской области находится на хорошем уровне по сравнению с некоторыми другими регионами страны. Они надеются, что нацпроект «Образование», «Академгородок 2.0» и решительность в словах президента страны и губернатора региона помогут сделать еще один шаг вперед. Однако задачу «войти в десятку лучших стран мира по качеству образования» эксперты называют трудновыполнимой.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ