Уйдет ли окончательно с рынка ГК «Крепость» после банкротства ее юрлиц?

Что станет с красноярской «Крепостью»?

Суд вводит наблюдение на некоторых предприятиях красноярской группы компаний «Крепость» и рассматривает дела о банкротстве других. В то же время эксперты считают, что дилера рано списывать со счетов — его компетенции в автодилерском бизнесе еще могут быть востребованы на рынке.

Арбитражный суд Красноярского края ввел процедуру наблюдения на некоторых предприятиях, входящих в группу компаний «Крепость» известного красноярского бизнесмена Александра Кангуна. Истцом по всем искам выступило ООО «СпецСнаб71».

Временным управляющим АО «Крепость-Отель» назначен Алексей Павлюк. Эта организация занималась строительством пятизвездочного отеля Marriott в Красноярске общей стоимостью 3,5 млрд руб. Решение о несостоятельности юрлица было принято из-за задолженности в 48,8 млн руб. Очередное заседание по делу состоится 23 января будущего года.

В ООО «Крепость-Финанс», специализировавшемся на лизинге, временным управляющим стала Ольга Терешкова. Заявленный долг — 216,8 млн руб. Новое судебное заседание пройдет 17 января.

Согласно картотеке арбитражных дел, ООО «СпецСнаб71» подало также иск о банкротстве ООО «Крепость-Аэропорт», однако суд оставил его без движения до 4 октября из-за недостатка документов. Одновременно иск о банкротстве ООО «Крепость-Сириус» (бывший официальный дилер Lexus в Красноярске) и «Крепость-АТ» (дистрибьютор Arctic Trucks на территории России) поступило от Газпромбанка — эти дела еще рассматриваются, заседания назначены на начало октября. Газпромбанк и «СпецСнаб71» значатся также созаявителями по иску к «Крепость-Абакан».

Также в арбитражный суд Красноярского края подан иск о банкротстве основателя ГК «Крепость» Александра Кангуна и его сына, экс-управляющего директора «Крепости» Ильи Кангуна. По данным арбитражного суда, соответствующие иски были поданы Сергеем Куклиным. Сумма исковых требований составляет 622 618,78 руб. в отношении каждого из ответчиков.

Напомним, что основанная Александром Кангуном ГК «Крепость» являлась одним из крупнейших и старейших авторитейлеров региона, официально представляя Toyota, Lexus, Volvo, Porsche, Bentley, Jaguar, Land Rover в Красноярском крае, а также Toyota, KIA, Mazda в Республике Хакасии. О проблемах предприятия стало известно в апреле нынешнего года, когда компания утратила статус официального дилера Toyota и Lexus по инициативе ООО «Тойота Мотор». Позднее следователями СЧ СУ МУ МВД России «Красноярское» было возбуждено уголовное дело в отношении Александра Кангуна. У него были проведены обыски, также был наложен арест на имущество — 38 транспортных средств, принадлежащих ПКФ «Крепость». Дилерские контракты с KIA и Mazda в Абакане были расторгнуты, а дилерство Volvo, Porsche и Bentley перешло ББР Банку. По состоянию на сегодня банк еще не делал публичных заявлений о дальнейшей судьбе доставшихся ему активов, обещая сделать это позднее. По словам участников рынка, каких-либо значительных проблем с клиентами по брендам Volvo, Porsche и Bentley в Красноярске нет — несмотря на смену юрлиц дилерских центров, все вопросы были урегулированы, и салоны продолжают свою работу в нормальном режиме.

Вместе с тем вопрос с клиентами Toyota и Lexus в Красноярске и Абакане, не получившими свои автомобили или авансы за них, в настоящий момент находится в стадии решения. Так, ООО «Тойота Мотор» приняло решение оказать поддержку покупателям и приобрести права требования к своему бывшему официальному дилеру в Красноярске и Абакане — ГК «Крепость» — в части внесенных клиентами предоплат. Как сообщила «Континенту Сибирь» PR-менеджер ООО «Тойота Мотор» Наталья Астафьева, такое решение было принято, «руководствуясь интересами клиентов и принимая во внимание необходимость скорейшего разрешения возникших вопросов в связи с прекращением деятельности ГК «Крепость». При этом в отношении нескольких клиентов процедура уступки права требования уже завершена. Один из клиентов ГК «Крепость» подтвердил «КС» эту информацию. В дальнейшем ООО «Тойота Мотор» планирует обращаться к группе компаний «Крепость» с требованием о возврате долга. О своей готовности оказать содействие покупателям, не получившим свои автомобили в связи с действиями «Крепости», ООО «Тойота Мотор» заявило 17 июля текущего года. Вместе с тем стоит отметить, что действия дистрибьютора не затрагивают корпоративных клиентов «Крепости».

Новым официальным дилером Toyota и Lexus в Красноярске станет другой крупный игрок рынка — «Медведь Холдинг». В группе компаний ранее подтверждали эту информацию. По предложенному «Медведь Холдингом» бизнес-плану запуск временного решения дилерских центров Toyota и Lexus запланирован в здании автотехцентра, расположенного на ул. Караульной. Одновременно с техническим открытием на этой же территории начнется строительство нового официального дилерского центра Lexus, а затем — реконструкция существующего здания для соответствия стандартам бренда Toyota. Напомним, что ранее в этом здании располагался полнофункциональный дилерский центр Nissan группы компаний «Титан Моторс» Андрея Боллендера. В январе 2016 года эта компания утратила свой статус, покинула рынок и обанкротилась. По данным участников рынка, это здание было в последний момент куплено «Медведь Холдингом» с торгов.

Таким образом, в настоящий момент в портфеле «Крепости» уже нет тех автомобильных брендов, которые она ранее представляла. Вопрос о дальнейшей судьбе группы компаний и ее основателей открыт. Председатель совета директоров ГК «Крепость» Александр Кангун отказался в телефонном режиме комментировать текущее положение дел, пообещав высказать развернутое мнение позднее, «когда ситуация прояснится». На письменный запрос «КС» он на момент подготовки материала также не ответил.

В свою очередь президент ассоциации «Российские автодилеры» Олег Мосеев считает, что «Крепость» в качестве дилера «пока рано списывать со счетов». «Все бренды, которые вела ГК «Крепость», с большим или меньшим успехом уже нашли себе новых дилеров. В целом сибирский рынок уже достаточно развит, чтобы можно было найти подходящего дилера. Другое дело, что с разными брендами ситуация различается: одни требуют существенных затрат, к другим повышенные требования у производителей, третьи сами требовательны при выборе брендов. Например, потенциал Bentley на этой территории настолько низкий, что нужно найти настоящего оптимиста, чтобы он занялся продвижением марки здесь. В то же время не нужно списывать со счетов и саму «Крепость». Конечно, у компании сегодня не самые легкие времена, но при учете всего ее опыта не исключено, что она себя еще покажет. Не факт, что организация сохранится в нынешнем виде, но ее компетенции тем или иным образом востребованы на рынке будут», — предполагает эксперт.

«КС» будет следить за развитием ситуации.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ