Посткнижная Сибирь

«Это что-то удивительное и невообразимое. У нас в Петербурге элитарная культура загнана на маленькие периферийные площадки, а здесь она находится в самом центре мейнстримового книжного фестиваля», — примерно так высказался писатель и критик, автор биографий Хармса, Гумилева, Ходасевича и других видных деятелей отечественной культуры Валерий Шубинский о фестивале «Книжная Сибирь», прошедшем в четвертый раз в ГПНТБ СО РАН.

На лекциях Шубинского об ОБЭРИУ и культуре петербургского андеграунда (так называемой «второй культуре», которая — это становится все яснее — была на самом деле культурой первой), как и на лекции московского поэта и филолога Данилы Давыдова о Бронзовом веке русской поэзии, места в зрительном зале занимали не только представители новосибирского литературного авангарда из Студии 312, но и случайные посетители книжной ярмарки. Они знакомились и с переводами классиков современной западной поэзии в исполнении Вячеслава Куприянова (от Рильке и Ницше до Пауля Целана, Михаэля Крюгера и Франца Холера), и с технологиями взаимодействия кино и литературы, описанными Андреем Рубановым, и с актуальной литературно-художественной периодикой, представляющей тексты новосибирцев не то только на страницах местных изданий («Речпорт»), но и в соседнем Омске («Складчина»), и в Москве («Паровозъ»).

Впервые на этом фестивале были опробованы научпоп, представленный научным журналистом, популяризаториом антропологии Александром Соколовым (Санкт-Петербург), и комиксы, о которых все три дня рассказывала художница Юлия Никитина (Салехард). Лидер группы «Зимовье зверей» Константин Арбенин выступил в необычном амплуа детского писателя. Мэтр русского верлибра Вячеслав Куприянов, еще в 1960-е гг. уехавший из Новосибирска в Ленинград, а затем в Москву, продолжил линию краткосрочных возвращений именитых новосибирцев к себе на родину (в прошлые годы эта линия стартовала с приездов Нины и Екатерины Садур). Общество «Мемориал» провело презентацию трехтомника «Мы здесь живем», изданного к 80-летию со дня рождения известного правозащитника, первого лауреата премии Сахарова (посмертно), уроженца Барабинска Анатолия Марченко. Тему интернациональной коммуникации затрагивали не только в переводах Куприянова, но и на мероприятиях с участием историка и переводчика Алексея Терещенко (Рига) и французского писателя Седрика Гра. Режиссер-документалист Элла Давлетшина организовала передачу эстафеты от международного фестиваля документальных фильмов «Встречи в Сибири» международному фестивалю «Книжная Сибирь», в рамках чего был показан фильм о Викторе Астафьеве, снятый по сценарию Давлетшиной в 1982 г. Видные представители сибирской культуры Геннадий Прашкевич, Сергей Беличенко и Юрий Шатин представили на фестивале свои новые книги. В звездном составе прошла читка пьесы Анатолия Гаврилова (Владимир) «Играем Гоголя»: Гоголь — Андрей Жданов, Чичичков — Сергей Самойленко, Хлестаков — Сева Мокин, Поприщин – Андриан Охотников. Новые форматы обращения с книгой представила Школа великих книг, а Андрей Копытов из Томска провел мастер-класс по скорочтению.

Фестиваль, который с самого начала играет роль своеобразной площадки для коммуникации между писателями, читателями, издателями, критиками, редакторами, библиотекарями и другими специалистами в области книжного дела, год от года, не теряя своей профессиональной составляющей, становится все более привлекателен для простого читателя. Ярким показателем этого стали мероприятия литературного семинара «Третья столица». Ежегодно гости «Книжной Сибири» проводят мастер-классы для молодых сибирских поэтов и прозаиков. Мало того что уровень участников семинара с каждым годом растет (особенно впечатляющим в этом году был скачок в области прозы), чему немало способствует функционирование в ГПНТБ СО РАН литературной Студии 312. Но в этом году, казалось бы, весьма специфическая программа семинара оказалась интересна и читателям, все три дня посещавшим семинар.

И все это — лишь верхушка фестивального айсберга. За пределами остались насыщенная научная и детская программы, библиотечная конференция и финал областного поэтического турнира, наконец — книжный форум, результат работы которого будут иметь непосредственное воздействие на развитие чтения в нашем регионе в ближайшие годы. Посткнижная эпоха, о которой все чаще заходит речь в профессиональной среде, — это не только тотальная эмиграция в Интернет, но и, напротив, — как контртенденция — миграция книги в осязаемое, аналоговое пространство нашей обыденности, где она становится одним из поводов всем нам задержаться. Остается надеяться, что инъекция высокой культуры, сделанная новосибирцам за три фестивальных дня, не пройдет бесследно и позволит дождаться следующего фестиваля в полной боеготовности — с книгой в руках.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ