Как стало известно «Континенту Сибирь», в Новосибирске до конца года будет запущен третий официальный дилер корейской марки KIA. Им станет самарская компания «Эксперт-НСК», которая откроет салон на базе действующего салона Nissan на Большевистской. Ранее наличие трех дилеров KIA в Новосибирске ранее уже привело к уходу с рынка компании «АвтоСтар-Азия». Кто может стать жертвой политики «КИА Моторс РУС» на этот раз — в материале «КС».
С третьим партнером
Информацию о том, что в Новосибирске до конца года появится третий официальный дилер KIA, «КС» сообщили участники рынка и подтвердили представители двух действующих партнеров корейской марки — «Сармата» и «Мегапарка».
Новым дилером KIA в Новосибирске станет компания «Эксперт-НСК», входящая в состав самарской группы компаний «Автодилерство» (до ребрендинга – «Самара-Авто»). Это один из крупнейших российских региональных авторитейлеров, объединяющий дилерские активы бывшей самарской группы компаний «СОК». В Новосибирске группа компаний официально представляет бренды Hyundai, Nissan, Datsun, Chevrolet, Cadillac. Речь идет о компаниях «Эксперт-НСК», «Эксперт Авто» и «НСК-Авто». Основным учредителем группы компаний является Сергей Шабанов, один из бывших топ-менеджеров ГК «СОК», ранее возглавлявший компанию SOKIA – дистрибьютора автомобилей KIA на территории России. На сегодня ГК «Автодилерство» уже представляет корейскую марку в Поволжье.
Генеральный директор «Эксперт-НСК» Сергей Кваша подтвердил «КС», что представляемая им компания действительно стала утвержденным кандидатом в официальные дилеры KIA в Новосибирске и до конца года намерена начать продажи и обслуживание автомобилей этой марки. Салон KIA будет располагаться на улице Большевистской в здании, которое сейчас занимает Nissan. Этот салон общей площадью 9980 кв.м. вместе с дилерством японской марки самарская компания приобрела в 2014-2015 годах у новосибирской ГК «СЛК-Моторс». Предполагается, что половина этого здания будет отдана под бренд KIA. Причем это решение, как отмечает Сергей Кваша, будет являться постоянным для марки. Таким образом, строительство отдельно стоящего салона формата «Красный куб» в рассматриваемом случае не планируется.
Чего ждать?
Действующие дилеры KIA — «Сармат» и «Мегапарк» — поясняют, что решение KIA продиктовано желание увеличить долю рынка в Новосибирске, которая сейчас уступает общероссийской.
По данным АЕБ, по итогам 1 полугодия 2018 года KIA заняла первое место по продажам новых иномарок в СФО (+45%). Вместе с тем, в Новосибирске за этот же период марка уступила по продажам Hyundai и заняла второе место среди иномарок (+42%), реализовав 899 автомобилей. Для сравнения: за этот же период KIA продала в Красноярске 966, а в Омске 768 новых автомобилей, что позволило ей занять в обоих городах первое место среди иномарок.
Сергей Кваша считает, что емкости рынка хватит для трех дилеров. «Доля KIA в Новосибирске составляет порядка 8% и не дотягивает до средних показателей по Сибири (порядка 12%). Поэтому хотя бы с этой точки зрения есть потенциал для развития марки в регионе», — поясняет Сергей Кваша. Текущая не столь высокая доля на рынке, по мнению собеседника «КС», может быть связана как с работой действующих дилеров марки, так и с сильными позициями Hyundai в регионе.
«Я думаю, что запуск третьего дилера должен подстегнуть имеющихся дилеров, и продажи однозначно увеличатся. Но насколько, будет зависеть от работы нового дилера. Существенного увеличения доли я не ожидаю, потому что в регионе есть еще и Hyundai. Целевой показатель доли KIA — 15%, это и будет планом для всех трех дилеров», — делится прогнозами директор «КИА Центр Кемерово Юг» Денис Пронин.
Тем не менее, действующие дилеры KIA в Новосибирске все же не предполагали, что третий партнер в регионе появится именно в текущей ситуации. «Мы находимся в некотором недоумении. Если бы появление третьего дилера происходило на волне бурного роста рынка, мы бы позитивно восприняли такой шаг. Но текущая ситуация пока не дает оснований предполагать подобного развития событий», — поясняет директор автоцентра «KIA Сармат» Ирина Бурдакова. Комментируя позицию «Эксперта-НСК», она отмечает, что стартовать с таким проектом в текущих экономических условиях — достаточно рискованный шаг. «Либо у «Эксперта-НСК» другое понимание рынка, либо они знают какой-то секрет, недоступный действующим новосибирским дилерам KIA. Им придется основательно поработать, предложить рынку что-нибудь существенное», — считает Ирина Бурдакова.
Генеральный директор «Мегапарка» Дмитрий Новиков отметил «КС», что в курсе ситуации, но от каких-либо публичных комментариев по этой теме отказался.
В свою очередь дилеры KIA в соседних регионах Сибири не понимают, почему вполне ожидаемые шаги дистрибьютора застали врасплох действующих партнеров. «Понимая стратегию развития бренда KIA в России, ничего удивительного в появлении третьего дилера в Новосибирске я не нахожу. Да, естественно, это будет больно и неприятно для ныне существующих партнеров марки. Да, как дилер марки, я не разделяю такой позиции и считаю, что при выполнении существующими дилерами всех KPI дистрибьютора на миллионный город двух дилеров более чем достаточно», — делится мнением генеральный директор «СИАЛАВТО» (официальный дилер KIA, Renault в Красноярске) Сергей Нощик.
Попытка – не пытка
Напомним, что российский дистрибьютор корейской марки KIA уже не первый год ищет третьего дилера в Новосибирске. Изначально интересы «КИА Моторс РУС» в Новосибирске представляли компании «Сармат» (также является дилером ГАЗа), «Мегапарк» (ГК «Альт-Парк», также является дилером Skoda, Porsche) и «АвтоСтар-Азия». Каждая из них продавала автомобили из полнофункционального дилерского центра по стандартам KIA. Вместе с тем, в декабре 2013 года компания «АвтоСтар-Азия» Дмитрия Малахова и Андрея Сагирова приняла решение отказаться от бренда KIA и закрыть это направление. В 2014 году «АвтоСтар-Азия» была признана банкротом. Примечательно, что ее салон располагался также на улице Большевистской в нескольких километрах от новой площадки KIA компании «Эксперт-НСК».
С тех пор дистрибьютор KIA находится в активных поисках третьего партнера в регионе. По данным «КС», за минувшие годы возможность запуска дилерского центра KIA рассматривали самые разные компании. В частности речь шла о тюменской компании «Автоград», которая таким образом рассчитывала реанимировать свой недостроенный объект в Новосибирске. Несмотря на подписание протокола о намерениях, компания не реализовала проект и ушла из Новосибирска. Кроме нее, возможность запуска KIA в Новосибирске рассматривали московская компания «Агалат» и действующий дилер корейской марки в одном из близлежащих городов Сибири.
Опыт соседних регионов
Напомним, что в начале текущего года в автодилерском сообществе Сибири активно обсуждалось назначение компанией KIA третьего официального дилера в другом городе-миллионнике — Омске. Им стал крупный местный игрок — группа компаний «Евразия-Моторс», которая запустила полнофункциональный салон в нескольких километрах от действующего дилера марки – «Барс-Запад». Однако в этом городе трое дилеров марки просуществовали недолго – уже 1 августа дистрибьютор не продлил договор с «КИА Центром на Лермонтова» (ООО «Сфера»), и общее количество партнеров вновь стало равно двум.
Не обошла участь третьего дилерства и Красноярск. В этом городе KIA подписала протокол о намерениях с группой автодилерских предприятий Александра Панченко, однако воплотить их в жизнь не удалось, так как предприятие ушло с рынка после конфликта с банком ВТБ. Сейчас в городе также двое дилеров корейской марки.
В свою очередь в более мелких городах Сибири KIA назначает вторых дилеров. Так, двое партнеров марки работают в Алтайском крае, хотя в 2011 году такая ситуация также вызвала скандал и уход с рынка одного из партнеров марки – «КИА Центра Барнаул». Аналогично в Иркутске не смогли сосуществовать двое дилеров KIA, и один из них «Азия-Моторс» (ГК «Первая автоколонна») — покинула рынок. В настоящее время в городе работает только один официальный дилер – «Агат-Авто», однако «КИА Моторс РУС» продолжает искать в регионе второго партнера. Более того, по данным источников «КС», предложение делалось в том числе и бывшему партнеру – «Первой Автоколонне».
««КИА Моторс РУС» идёт по пути General Motors. Их цель — быть брендом номер один, а стратегия — увеличение дилерской сети, что позволит увеличить долю рынка. Позиция — работа с сильными дилерами, а слабые уйдут сами», — считает исполнительный директор «Барнаул Моторс» (официальный дилер KIA в Алтайском крае) Дмитрий Варфоломеев.
Игра навылет
Ирина Бурдакова напоминает, что в ситуации, когда в Новосибирске было три дилера KIA, дистрибьютор также считал, что доля марки будет расти. Но общий объем продаж по ее словам просто распределился по трем игрокам, один из которых — «АвтоСтар-Азия» в итоге не выдержал и закрылся.
Бывший управляющий директор компании «АвтоСтар-Азия» Екатерина Шмидт соглашается, что необходимости в наличии трех дилеров в Новосибирске как не было, так и нет, и политика дистрибьютора KIA вызывает вопросы. Она приводит аналогию с продуктовым ритейлом, когда в соседних зданиях в максимальной близости друг от друга открываются магазины «Ярче!», «Магнит», «Пятёрочка» и «Мария-Ра» и по сути делят жителей трех близлежащих домов, работая при минимальной марже.
Ирина Бурдакова считает, что в текущей ситуации потеряют все трое дилеров KIA: спрос перераспределится, а конкуренция станет жестче. Рынок, по ее мнению, может покинуть тот из трех игроков, который не сможет удержаться выше «ватерлинии» и уйдет в «минус». «Многое будет зависеть от третьего дилера, от того, как он будет наращивать клиентскую базу, и как будут работать команды существующих дилеров. Главное – конкурировать не друг с другом, а с другими марками. Надеюсь, «Эксперт-НСК» поставит цель не воевать с действующими дилерами KIA, а конкурировать с другими брендами», — выражает надежду Ирина Бурдакова.
Опрошенные «КС» участники рынка предполагают, что в более уязвимой позиции с открытием третьего дилера вероятно находится «Мегапарк». Во-первых, с открытием Бугринского моста дилерский центр «Эксперта-НСК» будет территориально ближе именно к «Мегапарку». Во-вторых, компания «Мегапарк» стала дилером марки в 2011-2012 годах и строила с нуля полнофункциональный салон, инвестиции в который составили 200 млн рублей. «Когда дилер на свой страх и риск принимает решение об осуществлении вложений в этот бизнес, то исходит из вполне конкретных цифр продаж. То есть, условно говоря, если весь рынок составляет 100 тысяч автомобилей, а рассматриваемый бренд продает 10 тысяч, то на каждого из двух дилеров будет приходиться 5 тысяч машин. Если же потом производитель назначает третьего партнера, то все цифры бизнес-плана остаются теми же кроме количества автомобилей, которое уже теперь сможет продать дилер, — пояснял в недавнем интервью «КС» глава ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) Олег Мосеев. — Получается, что при принятии решения об инвестировании он исходил из одних цифр, а по факту из-за действий дистрибьютора получились другие. И это уже отнюдь не предпринимательский риск. Тут, конечно, возникают вопросы не только к производителю, но и к третьему дилеру. Такие компании уверены, что в отличие от двух действующих партнеров они-то точно будут успешными. Иногда это действительно так, но лишь иногда».
В свою очередь «Сармат» работает с KIA более 10 лет, и действующий полнофункциональный салон на Богдана Хмельницкого стал результатом нескольких реконструкций имеющихся площадей, поэтому потребовал значительно меньше инвестиций. «Мы работаем с маркой KIA 13 с лишним лет и уходить не планируем. Назначение третьего дилера безусловно усиливает конкуренцию, вынуждает нас мобилизоваться, внимательно следить за своими процессами, своей базой, еще внимательнее относиться к маркетингу, предлагать клиентам условия, при которых они не захотели бы куда-либо уходить», — поясняет Ирина Бурдакова.
По мнению Дениса Пронина, в сложившейся ситуации временно выиграет потребитель и производитель, но в долгосрочной перспективе проиграют все.
Более того, участники рынка считают, что потенциальный список проигравших может еще больше увеличиться. В случае если KIA с назначением третьего дилера отвоюет долю рынка у Hyundai и переместится на первое место, то ответной реакцией конкурирующей корейской марки могло бы стать назначение третьего дилера, учитывая, что такую возможность Hyundai ранее прорабатывал. И в этом случае тяжело придется не только трем дилерам KIA, но и трем дилерам Hyundai, так как в этом случае между собой будут конкурировать уже 6 дилерских центров обоих корейских брендов. За примерами ходить далеко не надо: именно такая ситуация некоторое время назад имела место в Омске, где у Hyundai в настоящее время трое дилеров.
Пессимистичные прогнозы коллег не разделяет Сергей Нощик. По его мнению, назначение третьего дилера KIA совершенно не обязательно автоматически приведёт к закрытию одного из существующих. «Вполне допустимо предположить, что и три дилера смогут работать с нормальной рентабельностью на этом рынке. Но это зависит от нескольких факторов: сильная бизнес-модель — бизнес-процессы у каждого, желание и возможность договориться друг с другом о недопущении демпинга и достаточный для ведения бизнеса объём оборотного капитала», — поясняет Сергей Нощик.
Отрегулировать рынок
По словам Ирины Бурдаковой, вопросы защиты интересов действующих дилеров перед дистрибьюторами должны решаться отраслевыми ассоциациями, в частности РОАД. Президент этой ассоциации Олег Мосеев в курсе наличия проблемы, однако ранее отмечал, что пока реальных рычагов системного воздействия нет, что впрочем не исключает наличие отдельных успешных кейсов.
«Мы стремимся к тому, чтобы ограничить такие сценарии развития событий. В меморандуме, который мы подписали с ассоциацией европейского бизнеса (включает в себя представителей автомобильных дистрибьюторов – «КС»), есть пункт об обоснованности инвестиций в дилерские центры. Мы будем добиваться ответственности производителя в случае, если он нарушил свои условия. Надо честно признать, что сейчас соответствующих инструментов воздействия на эту ситуацию у РОАД нет, но постепенно мы добиваемся цивилизованного отношения и недискриминации участника дилерской сети», — пояснял в недавнем интервью «КС» Олег Мосеев.
Узнать позицию «КИА Моторс РУС» не удалось: в компании отмечают, что не комментируют внутренние взаимоотношения с дилерами.
«КС» будет следить за дальнейшим развитием ситуации.
Оставляйте заявки на вступление в нашу Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой сфере в регионе.