Приведет ли назначение в Новосибирске третьего официального дилера KIA к уходу с рынка действующих партнеров?

Как стало известно «Континенту Сибирь», в Новосибирске до конца года будет запущен третий официальный дилер корейской марки KIA. Им станет самарская компания «Эксперт-НСК», которая откроет салон на базе действующего салона Nissan на Большевистской. Ранее наличие трех дилеров KIA в Новосибирске ранее уже привело к уходу с рынка компании «АвтоСтар-Азия». Кто может стать жертвой политики «КИА Моторс РУС» на этот раз — в материале «КС».

С третьим партнером

Информацию о том, что в Новосибирске до конца года появится третий официальный дилер KIA, «КС» сообщили участники рынка и подтвердили представители двух действующих партнеров корейской марки — «Сармата» и «Мегапарка».

Новым дилером KIA в Новосибирске станет компания «Эксперт-НСК», входящая в состав самарской группы компаний «Автодилерство» (до ребрендинга – «Самара-Авто»). Это один из крупнейших российских региональных авторитейлеров, объединяющий дилерские активы бывшей самарской группы компаний «СОК». В Новосибирске группа компаний официально представляет бренды Hyundai, Nissan, Datsun, Chevrolet, Cadillac. Речь идет о компаниях «Эксперт-НСК», «Эксперт Авто» и «НСК-Авто». Основным учредителем группы компаний является Сергей Шабанов, один из бывших топ-менеджеров ГК «СОК», ранее возглавлявший компанию SOKIA – дистрибьютора автомобилей KIA на территории России. На сегодня ГК «Автодилерство» уже представляет корейскую марку в Поволжье.

Дилерский центр Nissan компании «Эксперт-НСК» на Большевистской теперь будет служить и для бренда KIA. Фото: группа «Эксперт-НСК» во VK

Генеральный директор «Эксперт-НСК» Сергей Кваша подтвердил «КС», что представляемая им компания действительно стала утвержденным кандидатом в официальные дилеры KIA в Новосибирске и до конца года намерена начать продажи и обслуживание автомобилей этой марки.  Салон KIA будет располагаться на улице Большевистской в здании, которое сейчас занимает Nissan. Этот салон общей площадью 9980 кв.м. вместе с дилерством японской марки самарская компания приобрела в 2014-2015 годах у новосибирской ГК «СЛК-Моторс». Предполагается, что половина этого здания будет отдана под бренд KIA. Причем это решение, как отмечает Сергей Кваша, будет являться постоянным для марки. Таким образом, строительство отдельно стоящего салона формата «Красный куб» в рассматриваемом случае не планируется.

Чего ждать?

 Действующие дилеры KIA — «Сармат» и «Мегапарк» — поясняют, что решение KIA продиктовано желание увеличить долю рынка в Новосибирске, которая сейчас уступает общероссийской.

По данным АЕБ, по итогам 1 полугодия 2018 года KIA заняла первое место по продажам новых иномарок в СФО (+45%). Вместе с тем, в Новосибирске за этот же период марка уступила по продажам Hyundai и заняла второе место среди иномарок (+42%), реализовав 899 автомобилей. Для сравнения: за этот же период KIA продала в Красноярске 966, а в Омске 768 новых автомобилей, что позволило ей занять в обоих городах первое место среди иномарок.

Сергей Кваша считает, что емкости рынка хватит для трех дилеров. «Доля KIA в Новосибирске составляет порядка 8% и не дотягивает до средних показателей по Сибири (порядка 12%). Поэтому хотя бы с этой точки зрения есть потенциал для развития марки в регионе», — поясняет Сергей Кваша. Текущая не столь высокая доля на рынке, по мнению собеседника «КС», может быть связана как с работой действующих дилеров марки, так и с сильными позициями Hyundai в регионе.

«Я думаю, что запуск третьего дилера должен подстегнуть имеющихся дилеров, и продажи однозначно увеличатся. Но насколько, будет зависеть от работы нового дилера. Существенного увеличения доли я не ожидаю, потому что в регионе есть еще и Hyundai. Целевой показатель доли KIA — 15%, это и будет планом для всех трех дилеров», — делится прогнозами директор «КИА Центр Кемерово Юг» Денис Пронин.

Тем не менее, действующие дилеры KIA в Новосибирске все же не предполагали, что третий партнер в регионе появится именно в текущей ситуации.  «Мы находимся в некотором недоумении. Если бы появление третьего дилера происходило на волне бурного роста рынка, мы бы позитивно восприняли такой шаг. Но текущая ситуация пока не дает оснований предполагать подобного развития событий», — поясняет директор автоцентра «KIA Сармат» Ирина Бурдакова. Комментируя позицию «Эксперта-НСК», она отмечает, что стартовать с таким проектом в текущих экономических условиях —  достаточно рискованный шаг. «Либо у «Эксперта-НСК»  другое понимание рынка, либо они знают какой-то секрет, недоступный действующим новосибирским дилерам KIA. Им придется основательно поработать, предложить рынку что-нибудь существенное», — считает Ирина Бурдакова.

Генеральный директор «Мегапарка» Дмитрий Новиков отметил «КС», что в курсе ситуации, но от каких-либо публичных комментариев по этой теме отказался.

В свою очередь дилеры KIA в соседних регионах Сибири не понимают, почему вполне ожидаемые шаги дистрибьютора застали врасплох действующих партнеров.  «Понимая стратегию развития бренда KIA в России, ничего удивительного в появлении третьего дилера в Новосибирске я не нахожу. Да, естественно, это будет больно и неприятно для ныне существующих партнеров марки. Да, как дилер марки, я не разделяю такой позиции и считаю, что при выполнении существующими дилерами всех KPI дистрибьютора на миллионный город двух дилеров более чем достаточно», — делится мнением генеральный директор «СИАЛАВТО» (официальный дилер KIA, Renault в Красноярске) Сергей Нощик.

Попытка – не пытка

Напомним, что российский дистрибьютор корейской марки KIA уже не первый год ищет третьего дилера в Новосибирске.  Изначально интересы «КИА Моторс РУС» в Новосибирске представляли компании «Сармат» (также является дилером ГАЗа), «Мегапарк» (ГК «Альт-Парк»,  также является дилером Skoda, Porsche) и «АвтоСтар-Азия». Каждая из них продавала автомобили из полнофункционального дилерского центра по стандартам KIA. Вместе с тем, в декабре 2013 года компания «АвтоСтар-Азия» Дмитрия Малахова и Андрея Сагирова приняла решение отказаться от бренда KIA и закрыть это направление. В 2014 году «АвтоСтар-Азия» была признана банкротом. Примечательно, что ее салон располагался также на улице Большевистской в нескольких километрах от новой площадки KIA компании «Эксперт-НСК».

Открывая дилерский центр KIA  в апреле 2012 года, его собственники не думали, что уже к концу 2013 года придут к решению о его закрытии. На фото слева направо — учредители «АвтоСтар-Азия» Дмитрий Малахов и Андрей Сагиров, а также экс-гендиректор «АвтоСтар-Азия» Владимир Герасимов (на открытии дилерского центра KIA в Новосибирске).
Фото из архива «АвтоСтар-Азия»

С тех пор дистрибьютор KIA находится в активных поисках третьего партнера в регионе. По данным «КС», за минувшие годы возможность запуска дилерского центра KIA рассматривали самые разные компании.  В частности речь шла о тюменской компании «Автоград», которая таким образом рассчитывала реанимировать свой недостроенный объект в Новосибирске. Несмотря на подписание протокола о намерениях, компания не реализовала проект и ушла из Новосибирска.  Кроме нее, возможность запуска KIA в Новосибирске рассматривали московская компания «Агалат» и действующий дилер корейской марки в одном из близлежащих городов Сибири.

Опыт соседних регионов

Напомним, что в начале текущего года в автодилерском сообществе Сибири активно обсуждалось назначение компанией KIA третьего официального дилера в другом городе-миллионнике — Омске. Им стал крупный местный игрок —  группа компаний «Евразия-Моторс», которая запустила полнофункциональный салон в нескольких километрах от действующего дилера марки – «Барс-Запад». Однако в этом городе трое дилеров марки просуществовали недолго – уже 1 августа дистрибьютор не продлил договор с «КИА Центром на Лермонтова» (ООО «Сфера»), и общее количество партнеров вновь стало равно двум.

Глава ГК «Евразия-Моторс» Илья Фридман (слева) запустил дилерский центр KIA в Омске третьим, но уже вскоре один из двух действующих дилеров лишился своего статуса. Фото: instagram-аккаунт ГК «Евразия-Моторс»

Не обошла участь третьего дилерства и Красноярск. В этом городе KIA подписала протокол о намерениях с группой автодилерских предприятий Александра Панченко, однако воплотить их в жизнь не удалось, так как предприятие ушло с рынка после конфликта с банком ВТБ. Сейчас в городе также двое дилеров корейской марки.

В свою очередь в более мелких городах Сибири KIA назначает вторых дилеров. Так, двое партнеров марки работают в Алтайском крае, хотя в 2011 году такая ситуация также вызвала скандал и уход с рынка одного из партнеров марки – «КИА Центра Барнаул».  Аналогично в Иркутске не смогли сосуществовать двое дилеров KIA, и один из них «Азия-Моторс» (ГК «Первая автоколонна») — покинула рынок. В настоящее время в городе работает только один официальный дилер – «Агат-Авто», однако «КИА Моторс РУС» продолжает искать в регионе второго партнера. Более того, по данным источников «КС», предложение  делалось в том числе и бывшему партнеру – «Первой Автоколонне».

««КИА Моторс РУС» идёт по пути General Motors. Их цель — быть брендом номер один, а стратегия — увеличение дилерской сети, что позволит увеличить долю рынка. Позиция — работа с сильными дилерами, а слабые уйдут сами», — считает исполнительный директор «Барнаул Моторс» (официальный дилер KIA в Алтайском крае) Дмитрий Варфоломеев.

Игра навылет

Ирина Бурдакова напоминает, что в ситуации, когда в Новосибирске было три дилера KIA, дистрибьютор также считал, что доля марки будет расти. Но общий объем продаж по ее словам просто распределился по трем игрокам, один из которых — «АвтоСтар-Азия» в итоге не выдержал и закрылся.

Бывший управляющий директор компании «АвтоСтар-Азия» Екатерина Шмидт соглашается, что необходимости в наличии трех дилеров в Новосибирске как не было, так и нет, и политика дистрибьютора KIA вызывает вопросы. Она приводит аналогию с продуктовым ритейлом, когда в соседних зданиях в максимальной близости друг от друга открываются магазины «Ярче!», «Магнит», «Пятёрочка» и «Мария-Ра» и по сути делят жителей трех близлежащих домов, работая при минимальной марже.

Второй дилерский центр KIA в Иркутске компании «Азия-Моторс» был закрыт, однако в настоящее время KIA вновь ищет в регионе второго партнера

Ирина Бурдакова считает, что в текущей ситуации потеряют все трое дилеров KIA: спрос перераспределится, а конкуренция станет жестче. Рынок, по ее мнению, может покинуть тот из трех игроков, который не сможет удержаться выше «ватерлинии» и уйдет в «минус».  «Многое будет зависеть от третьего дилера, от того, как он будет наращивать клиентскую базу, и как будут работать команды существующих дилеров.  Главное – конкурировать не друг с другом, а с другими марками. Надеюсь, «Эксперт-НСК» поставит цель не воевать с действующими дилерами KIA, а конкурировать с другими брендами», — выражает надежду Ирина Бурдакова.

Опрошенные «КС» участники рынка предполагают, что в более уязвимой позиции с открытием третьего дилера вероятно находится «Мегапарк». Во-первых, с открытием Бугринского моста дилерский центр «Эксперта-НСК» будет территориально ближе именно к «Мегапарку». Во-вторых, компания «Мегапарк» стала дилером марки в 2011-2012 годах и строила с нуля полнофункциональный салон, инвестиции в который составили 200 млн рублей. «Когда дилер на свой страх и риск принимает решение об осуществлении вложений в этот бизнес, то исходит из вполне конкретных цифр продаж. То есть, условно говоря, если весь рынок составляет 100 тысяч автомобилей, а рассматриваемый бренд продает 10 тысяч, то на каждого из двух дилеров будет приходиться 5 тысяч машин. Если же потом производитель назначает третьего партнера, то все цифры бизнес-плана остаются теми же кроме количества автомобилей, которое уже теперь сможет продать дилер, — пояснял в недавнем интервью «КС» глава ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) Олег Мосеев. —  Получается, что при принятии решения об инвестировании он исходил из одних цифр, а по факту из-за действий дистрибьютора получились другие. И это уже отнюдь не предпринимательский риск. Тут, конечно, возникают вопросы не только к производителю, но и к третьему дилеру. Такие компании уверены, что в отличие от двух действующих партнеров они-то точно будут успешными. Иногда это действительно так, но лишь иногда».

По мнению экспертов, запуск третьего дилера KIA влияет на возвратность инвестиций, вложенных в марку, действующих партнеров марки, в частности «Мегапарка». На фото — основатели компании Игорь Мошкин (справа), Дмитрий и Ирина Новиковы. Фото из архива компании «Мегапарк»

В свою очередь «Сармат» работает с KIA более 10 лет, и действующий полнофункциональный салон на Богдана Хмельницкого стал результатом нескольких реконструкций имеющихся площадей, поэтому потребовал значительно меньше инвестиций.  «Мы работаем с маркой KIA 13 с лишним лет и уходить не планируем. Назначение третьего дилера безусловно усиливает конкуренцию, вынуждает нас мобилизоваться, внимательно следить за своими процессами, своей базой, еще внимательнее относиться к маркетингу, предлагать клиентам условия, при которых они не захотели бы куда-либо уходить», — поясняет Ирина Бурдакова.

По мнению Дениса Пронина, в сложившейся ситуации временно выиграет потребитель и производитель, но в долгосрочной перспективе проиграют все.

Более того, участники рынка считают, что потенциальный список проигравших может еще больше увеличиться. В случае если KIA с назначением третьего дилера отвоюет долю рынка у Hyundai и переместится на первое место, то ответной реакцией конкурирующей корейской марки могло бы стать назначение третьего дилера, учитывая, что такую возможность Hyundai ранее прорабатывал. И в этом случае тяжело придется не только трем дилерам KIA, но и трем дилерам Hyundai, так как в этом случае между собой будут конкурировать уже 6 дилерских центров обоих корейских брендов. За примерами ходить далеко не надо: именно такая ситуация некоторое время назад имела место в Омске, где у Hyundai в настоящее время трое дилеров.

Пессимистичные прогнозы коллег не разделяет Сергей Нощик. По его мнению, назначение третьего дилера KIA совершенно не обязательно автоматически приведёт к закрытию одного из существующих. «Вполне допустимо предположить, что и три дилера смогут работать с нормальной рентабельностью на этом рынке. Но это зависит от нескольких факторов: сильная бизнес-модель — бизнес-процессы у каждого, желание и возможность договориться друг с другом о недопущении демпинга и достаточный для ведения бизнеса объём оборотного капитала», — поясняет Сергей Нощик.

Отрегулировать рынок

По словам Ирины Бурдаковой, вопросы защиты интересов действующих дилеров перед дистрибьюторами должны решаться отраслевыми ассоциациями, в частности РОАД. Президент этой ассоциации Олег Мосеев в курсе наличия проблемы, однако ранее отмечал, что пока реальных рычагов системного воздействия нет, что впрочем не исключает наличие отдельных успешных кейсов.

Омский дилерский центр «КИА на Лермонтова» (ООО «Сфера») утратил свой статус после появления в городе третьего официального дилера марки. Фото: kia.ru

«Мы стремимся к тому, чтобы ограничить такие сценарии развития событий. В меморандуме, который мы подписали с ассоциацией европейского бизнеса (включает в себя представителей автомобильных дистрибьюторов – «КС»), есть пункт об обоснованности инвестиций в дилерские центры. Мы будем добиваться ответственности производителя в случае, если он нарушил свои условия.  Надо честно признать, что сейчас соответствующих инструментов воздействия на эту ситуацию у РОАД нет, но постепенно мы добиваемся цивилизованного отношения и недискриминации участника дилерской сети», — пояснял в недавнем интервью «КС» Олег Мосеев.

Узнать позицию «КИА Моторс РУС» не удалось: в компании отмечают, что не комментируют внутренние взаимоотношения с дилерами.

«КС» будет следить за дальнейшим развитием ситуации.


Оставляйте заявки на вступление в нашу Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой сфере в регионе.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ