Встречи с друзьями, фильмами, вдохновением

Новосибирск — один из немногих сибирских городов, способных похвастаться собственным киносмотром. Очередной, XXI Международный фестиваль документальных фильмов «Встречи в Сибири» состоится с 5 по 13 сентября. Его основатель и бессменный директор ЭЛЛА ДАВЛЕТШИНА рассказала «Континенту Сибирь» о предстоящих событиях и важности феномена кинодокументалистики в современном мире.


— Элла Хамзинична, за два десятилетия вы доказали, что умеете удивлять публику. Что нового и необычного в концепции XXI фестиваля?

— Каждый раз фестиваль складывается заново и проходит под новым девизом, имеет свою направленность и послание к зрителям. В этом году мы почувствовали в обществе растущий интерес к кино, каким оно было в XX веке, к архивным пленкам, классическим кинофильмам и истории кинематографа. И тема фестиваля в этом году: «Кино — чудо двадцатого века». Возможно, тотальный приход цифрового контента заставил почувствовать ценность открытий кинематографа, который в прошлом веке еще старался быть искусством. Немое кино состояло из кадров, где свет, композиция, движение были «говорящими», это кино делалось для коллективного восприятия на большом экране. Эти идеи нам очень близки. «Встречи в Сибири» исповедуют веру в то, что кино надо смотреть вместе, в кинозале. Еще одна особенность кинематографа прошлого века — изысканность операторского мастерства, которая оставалась признаком хорошего пленочного кино и тогда, когда пришел звук. Слова появлялись лишь тогда, когда этого требовала драматургия. Так что мы предлагаем поразмышлять о языке кино и посмотреть, к примеру, документальный фильм о знаменитой студии «Альбатрос», которую в 20-е годы во Франции основали русские эмигранты, в числе которых был Иван Мозжухин. И, конечно, мы будем смотреть новые фильмы, новые достижения отечественного и зарубежного документального кино.

— Что, напротив, вам важно сохранить?

— Создавая фестиваль, мы исходили из тезиса о том, что документальное кино — это искусство говорить правду. Это мы хотим сохранить, потому что эти два слова, «правда» и «искусство», всегда должны быть вместе. Меня, например, удивил фильм «Фото Фараг», который будет показан 6 сентября. Режиссер решился с помощью семейной хроники, фотографий, разговоров перед камерой найти путь к воссоединению членов семьи. Есть кадры, в которых мужчины не могут удержаться от слез, переживая своего рода очищение, и зрители тоже это чувствуют. Причем это семья, которая владела фотостудией, главные герои — фотографы, одержимые желанием запечатлеть моменты быстротечной жизни. Так что фильм имеет дополнительную окраску, визуальное очарование, сочетание современных и старых съемок. Чудо кинематографа помогает людям, старые пленки открывают героям фильма возможность чувствовать, любить и прощать.

 

— Какие интересные встречи ожидают зрителей в этом году?

— Фестиваль называется «Встречи в Сибири», и мы всегда даем возможность зрителям встречаться с интересными режиссерами, гостями фестиваля. Из Израиля к нам приедет режиссер фильма «Фото Фараг» Коби Фараг, представитель младшего поколения семьи фотографов. Он работал в театре IDF, создал собственный  ситком Hapijamot, участвовал в телесериалах, комедийных шоу и радиопрограммах, стал совладельцем кинокомпании. Его полнометражный режиссерский дебют «Фото Фараг» участвовал в Иерусалимском кинофестивале и номинирован на приз Израильской Академии. Из Парижа приезжает Жером Диаман-Берже, режиссер фильма «Альбатрос: устоять против бури». Это рассказ о знаменитой студии, оказавшей большое влияние на развитие французского и мирового кино, ведь художественный уровень русского кино изначально был очень высок. Удивительно, что потомки сохранили архив «Альбатроса», позднее вошедший в состав французской Синематеки. Гостья из Эстонии Алена Суржикова сделала замечательно теплый фильм «Керро 40», коллективный портрет сельского сообщества, противопоставляющего свои праздничные встречи монотонности крестьянского труда.

— Приедут и российские кинематографисты?

— Начну с представления Светланы Астрецовой, талантливого автора, участника многих фестивалей, в прошлом сотрудника дирекции информационных программ телеканала «Культура», режиссера и продюсера кинокомпании «Вишневый сад». На нашем фестивале Светлана представляет свой фильм о балете «Класс», посвященный 280-летию Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. А вот фильм «Жесткая сцепка» будут представлять два режиссера, оба с необычной судьбой, оба добровольно и осознанно выбрали Сибирь как место жизни и творчества. Кинорежиссер и звукорежиссер Александр Калашников после окончания Ленинградского института киноинженеров приехал в Красноярск. Неоднократно принимал участие в творческих проектах отечественных и зарубежных кино- и телекомпаний, в качестве звукорежиссера участвовал в создании более 70 документальных, анимационных и игровых фильмов, получивших широкий резонанс в России и за ее пределами, в том числе кинопроекта «Рожденные в СССР» режиссера Сергея Мирошниченко. Международное признание ему принесли работы над фильмами для Carl Johnson Co (США), BBC и Granada TV (Англия), Petit a Petit Production (Франция). Жизнь писателя, сценариста и поэта Михаила Тарковского также поражает своей неординарностью. Он родился в Москве, в легендарной семье: Андрей Тарковский приходится ему дядей, Арсений Тарковский — дедом. После окончания географически-биологического факультета пединститута уехал в Туруханский район Красноярского края, где работал полевым зоологом и охотником. В 1986 году поступил на заочное отделение Литинститута им. Горького, начал публиковаться в журналах, а в 2010 году стал лауреатом премии «Ясная Поляна» за роман «Замороженное время». Я рада, что хоть на один день из Москвы сможет приехать Сергей Тютин, чтобы представить свой фильм «История голографического кино». Это рассказ об изобретении киноинженера Виктора Комара, технологическом чуде XXI века, отмеченном «Оскаром» и нашедшем применение в самых современных кинозалах мира.

— Мне нравятся ваши слова «Каждому фильму — свой зритель, каждому зрителю — свой фильм». Ваши рекомендации по афише этого года, каким зрителям что стоит посмотреть?

— Тем, кто хочет радостного и эстетического удовольствия, надо посмотреть фильм «Класс». Это же чувство зритель испытает при просмотре фильма «Альбатрос: устоять против бури». Ценителям чуда фотографии и фанатам запечатленного момента стоит увидеть «Фото Фараг». Тема русского пути и поисков себя в фильме «Жесткая сцепка» и встреча с Михаилом Тарковским, на мой взгляд, будут интересны всем. А вот на венгерский фильм «Поток любви» детям до 16 вход запрещен, зато я настоятельно рекомендую его тем, кто постарше. Такого точно еще не было в документальном кино — откровенные и удивляющие герои и сцены любви, показанные тактично и с любовью. Впрочем, всего не перечислишь, смотрите программу.

— Какие интересные события, кроме кинопоказов, состоятся в рамках фестиваля?

— Коби Фараг даст мастер-класс по режиссуре документального кино в «Победе» 6 сентября. Эта встреча интересна не только фотографам и кинематографистам, но и всем людям, интересующимся творчеством, культурой Израиля и семейными историями. Сейчас ведь все снимают с детства, время такое — визуальное восприятие становится образом жизни. И, конечно, все наши гости проведут встречи со зрителями после показов своих фильмов, что придает каждому сеансу особенную ценность.

— «Встречи в Сибири» развиваются и, насколько я знаю, выходят за пределы одной площадки и даже города?

— Фестиваль действительно стал общим для города и области и поэтому проходит на любимых площадках. Это дорогой нашему сердцу центр культуры и отдыха «Победа» и по-особому уютный кинозал «Синема». Кроме того, показы пройдут и в кинозалах Новосибирской области. Уверена, что документальное кино должно идти туда, где есть зрители.

— Есть, наверняка, и проблемы. Какие?

— Проблема заключается в том, что у зрителей не всегда есть понимание того, как и где смотреть документальное кино. Точно знаю: если смотреть его на смартфоне, планшете, просто дома из интернета, вы получите 1% от возможного воздействия. Документальное кино надо смотреть на большом экране в кинозале. Надо выделить для этого время, настроиться на нужный лад. Как говорил Экзюпери, надо готовить свое сердце к встрече. Фестиваль — это и есть такая встреча вашего сердца с большим миром реальности.

— Ваши энергия и постоянство впечатляют. Как вы понимаете миссию фестиваля?

— Фестиваль стоит делать ради публики, которая меня неизменно удивляет и восхищает. Миссия фестиваля — открывать зрителям реальность жизни, человеческих судеб и историй, дарить надежду и вдохновение.

— Назовите три понятных причины смотреть и любить документальное кино.

— Первая причина — это кино обо мне, о каждом из нас, о том, как стоит жить. Вторая причина — возможность выйти из заколдованного круга обыденности и попасть в места и ситуации, где мы вряд ли когда-либо окажемся в реальности. И, наконец, третья причина — возможность быть на фестивале вместе с семьей и друзьями, говорить не о банальностях и каждодневностях, но о том, что делает человека человеком. Такая вот пафосная формулировка, которая проверена за 21 год существования фестиваля «Встречи в Сибири».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ