«Умная» десятка. Панорама цифровых сервисов Новосибирской области

«Континент Сибирь» продолжает серию публикаций, посвященных теме Smart City. В этом выпуске мы на примере Новосибирской области расскажем о полезных сервисах и приложениях, делающих регион «умнее».

Внедрение цифровых технологий везде и всюду само по себе не делает город умным. Но если внедрить нужный сервис с нужным функционалом в нужном месте, он может облегчить жизнь пользователей и буквально преобразить их повседневную реальность. Какие примеры подобных сервисов есть на вооружении Новосибирской области уже сейчас?

  1. Приложение «Мобильный Новосибирск»Мобильный Новосибирск. Начинаем наш обзор с приложения «Мобильный Новосибирск», предназначенного для гаджетов, работающих на базе Android и iOS. Созданный мэрией сервис являет собой что-то вроде карманного помощника для горожан. Его возможности сосредоточены в четырех основных разделах: «Карта», «Сообщения», «Парковки», «Отключения». Если «Карта» дает справочную информацию о разных организациях и службах Новосибирска, то раздел «Сообщения» позволяет сигнализировать в муниципальные инстанции по поводу всевозможных проблем с городской инфраструктурой. Названия остальных двух разделов говорят сами за себя – приложение помогает находить парковки и сообщает о коммунальных отключениях. На этом функции «Мобильного Новосибирска» заканчиваются. За более широким спектром «умных» возможностей придется идти в раздел «Электронные сервисы» муниципального интернет-портала.

Хотя популярность «Мобильного Новосибирска» большая, на продукт немало отрицательных отзывов. Пользователи констатируют и неактуальность данных на карте (которые берутся с основного сайта), и сложности в регистрации (СМС с подтверждением приходит не всегда, а повторно отправить их программа не может, т.к. учетная запись считается уже созданной), но больше всего претензий получила функция обратной связи. Жалобы на то, что сообщения не отправляются, приходят часто. На то, что не удается приложить фотографию, например, ямы на дороге – очень часто. А еще пользователи отмечают, что последнее обновление было очень давно, больше года назад, из чего можно сделать вывод, что проект либо решили закрыть и заменить чем-то другим, либо готовят изменение глобального масштаба. Поживем – увидим.

  1. Приложение – «Это Ново»Это Ново. В 2018 году к юбилею Новосибирска вышло еще одно городское мобильное приложение – «Это Ново» (Android, iOS). Это своего рода гид-афиша по досуговой инфраструктуре и культурным мероприятиям Новосибирска. На электронной карте можно увидеть доступные площадки, познакомиться с программой культурно-развлекательных событий, составить собственное расписание их посещения. Есть даже функция онлайн-трансляции мероприятий, позволяющая наблюдать за ними дистанционно. Правда, включается она, видимо, не часто – в архиве только одна запись со Дня города.

Несколько озадачивает раздел «Контакты». Всё, что там можно найти, это контактные координаты МЧС, МВД и ГИБДД. Остается только гадать, какой логикой руководствовались разработчики, размещая реквизиты «силовиков» в путеводителе по культурной жизни города. Еще один момент, который смущает пользователей (собственно, им «болеют» многие приложения) – это очень большой список того, что программа может делать с гаджетом. Хотя, возможно, разработчики просто перестраховались, ведь программа еще только раскручивается, а значит, к ней могут добавить еще много всего интересного.

  1. Портал «Электронная демократия НСО»Электронная демократия НСО. Серьёзная региональная альтернатива «Мобильному Новосибирску» – портал «Электронная демократия НСО», реализованный также в виде приложений для Android и iOS. Здесь сполна довели до ума то, что в «Мобильном Новосибирске» было слабыми местами. Например, для авторизации в системе используются учетные записи портала госуслуг, что обеспечивает надежность работы и высокую защищенность личного кабинета.

После авторизации в сервисе можно направлять региональным и муниципльным властям обращения и жалобы, касающиеся таких сфер, как ЖКХ, общественный транспорт, городское хозяйство. Обращения поступают в работу соответствующим ведомствам, пользователь может отслеживать ход их рассмотрения, а после оценить, была ли решена проблема. Все обращения отображаются на интерактивной карте. Пользователи могут оценивать важность каждого из них, тем самым обозначая наиболее значимые.

Мобильное приложение сервиса, продуманное и лаконичное, не требует много дискового пространства (всего 14 МБ), но у этого есть и обратная сторона – достаточно много данных приходится подгружать с сервера и это в условиях плохой связи может замедлить работу.

  1. Транспортные сервисыТранспортные сервисы. Мобильным приложениям, отслеживающим общественный транспорт Новосибирска, можно посвятить отдельный обзор – их достаточно много. Судя по количеству скачиваний, самое популярное из них – «Транспорт Новосибирска» (Android, iOS) Большинство пассажирских приложений – это интерактивные карты, на которых движение транспорта можно видеть «вживую» и не тратить попусту время, ожидая на остановках. Однако сервис охватывает только Новосибирск, а автобусы и маршрутки, что ходят между районами области – их ни одна система как бы и «не видит». Вернее, почти ни одна.

«РНИС НСО» (Android, iOS) — это пока единственный сервис поиска транспорта для жителей населенных пунктов, расположенных в районах Новосибирской области. На электронной карте можно задать точки планируемой поездки по области, и умный сервис покажет все рейсовые маршруты, которыми вы доберетесь «из пункта А в пункт Б» с учетом пересадок. Среди минусов сервиса пользователи отмечают высокую требовательность к системным ресурсам, а также нестабильную работу на выходных.

  1. Дополненная реальность N1.RUДополненная реальность N1.RU. На рынке нет недостатка и в сервисах подбора недвижимости, но действительно умными среди них можно назвать немногие. Так, на общем фоне выделяется новосибирская разработка от «Н1 Технологии», которая прикрутила к своему продукту технологию дополненной реальности, сначала к гаджетам от Apple, а потом и к Android-устройствам. Запустив функцию «Поиск рядом» и наведя камеру смартфона на дом, можно увидеть, какие квартиры в нем сдаются и продаются. Еще одна интересная фишка сервиса – выделение области на карте. Обведите пальцем на экранной карте интересующий участок города, и сервис покажет все предложения недвижимости в очерченных границах.

Приложение имеет курьёзную шероховатость – к объявлениям автоматически добавляются фото фасадов зданий, которые N1.RU получает из Google, где есть панорамные снимки улиц. Вот только обновление данных у Google происходит не каждый месяц, как, например, у 2ГИС, а гораздо реже – и пользователь, видя своими глазами свежую новостройку, квартиры из которой разлетаются, как горячие пирожки, может запросто увидеть на экране котлован с торчащими из него балками… Разработчики этот факт учли и уже пообещали в ближайшее время перевести свой сервис с карт Google на что-нибудь более актуальное. Пока, правда, не уточнили, на что именно.

  1. Нью-Колхоз. Новаторский видео-сервис в области сельского хозяйства. «Стань сельскохозяйственным гуру, не выходя из дома», – гласит слоган на сайте проекта. Его целевая аудитория – горожане, стремящиеся к природе и ценящие вкусную и здоровую пищу. Став «нью-колхозником», вы сможете приобрести, например, поросенка и через интернет следить за тем, как ваш питомец набирает вес на деревенской ферме. С помощью круглосуточной онлайн-трансляции вы будете видеть, как и чем кормят животное, как за ним ухаживают.

Судя по информации на сайте, проект пока не вкладывается в дорогостоящие программные разработки. Для онлайн-трансляций используются стандартные видео-сервисы соцсетей, что, впрочем, нисколько не умаляет инновационности Нью-Колхоза. Старт-ап развивается, в последнее время его участникам стали предлагаться гуси, утки и цесарки как наиболее ликвидный предмет инвестиций, способный увеличить охват городской аудитории.

  1. ПлатосфераПлатосфера. Не осталась в стороне от смарт-технологий и такая актуальная отрасль, как ЖКХ. Еще в прошлом году компания «СИБЭКО» презентовала свой мобильный клиент, и уже тогда высказывалась мысль в будущем интегрировать все платежи по ЖКХ в одном приложении. Теперь оно есть, правда выпустила его не СГК, подхватившая сервис «СИБЭКО», а «Новосибирскэнергосбыт», который оценил преимущество «цифры» раньше тепловиков. Теперь на базе своего мобильного клиента, энергетики создали единую платформу под названием «Платосфера», которая собрала воедино и Водоканал, и СГК, и мусорщиков, и в перспективе много кого еще. Удобно? Конечно, удобно.

Среди недостатков решения можно указать на то, что приложение пока реализовано только для Android. Кроме того, сервис не смог избежать «болезни универсалов»: не всегда есть подробная информация, не всегда есть свежие данные. А еще этот продукт, по отзывам пользователей, все еще сыроват, многие функции и разделы в нем до конца не доработаны. Остается надеяться, что разработчик не забросит проект – идея-то хорошая.

  1. Узнай Новосибирск. Когда «КС» некоторое время назад писал про уровень цифровизации сибирских музеев, Новосибирск уступил пальму первенства Красноярску, проиграв в части виртуальных экскурсий, онлайн-заказа билетов и других сервисов. Но с тех пор столица Сибири сделала в музейной сфере немало шагов к цифровому миру. Один из них – проект «Узнай Новосибирск», реализуемый Музеем Новосибирска совместно с мэрией и МТС. В рамках этой инициативы на исторических монументах, зданиях и площадях города были установлены цифровые QR-метки. Они считываются с помощью смартфона или планшета, после чего на специальной странице можно узнать много интересного о происхождении и особенностях памятника.

Отличием данного сервиса от большинства других в этой десятке стало то, что для пользования им на гаджет не нужно ничего устанавливать, достаточно камеры, QR-декодера и соединения с интернетом. По словам мэра, Новосибирск стал первым городом в России, где появились подобные инновационные вывески.

  1. сервис – «Кладбища Новосибирска»Кладбища Новосибирска. Также можно вспомнить не вполне радостный, но не менее полезный сервис – «Кладбища Новосибирска», мобильный навигатор по местам захоронений, доступный для Android и iOS. Заработал он сравнительно недавно (в начале этого года) и с тех пор активно развивается. По информации от разработчиков, база данных пополняется каждый день, а все новые могилы с февраля 2018 года включаются туда автоматически. Помимо удобства для тех, кто регулярно навещает усопших родственников, этот сервис, по замыслу разработчиков, поможет справиться с коррупцией в ритуальной сфере (о чем «КС» уже писал не так давно). Чаще всего пользователи сервиса оказываются недовольны тем, что не могут найти на карте нужное кладбище или могилу, но, как уже говорилось, база данных пополняется не сразу, а постепенно, так что проблема в будущем может быть решена.
  2. Приложение «Can Help»Can Help. Совсем недавно в «умном» списке случилось важное прибавление: 11 августа был презентован разработанный в Новосибирске новый мобильный сервис под названием «Can Help» (Android, iOS). Адресатами нового сервиса стали те, кто боится попасть в чрезвычайную ситуацию, и те, кто готов им помочь. Зарегистрированные пользователи приложения могут запрашивать помощь у других пользователей и профильных служб в разных экстренных случаях – от поломки машины до поиска потерявшегося ребенка.

Приложение, безусловно, полезное, но и к нему у пользователей оказалось немало вопросов. Например, при регистрации требуется указать ИНН. Зачем? Ответ разработчика: чтобы исключить риск мошенничества, и чтобы никто посторонний не мог зайти в вашу учетную запись. С другой стороны, какое может быть мошенничество в социальном волонтерском сервисе, в котором нет ни одной платной услуги? Чтобы не было соблазна позвать на помощь, а потом стукнуть спасителя по голове и обобрать? Других вариантов на ум не приходит. Вопрос, как быть тем, у кого ИНН вообще нет, частично решает детский вариант Can Help, он значительно проще и, по мнению большинства пользователей, лучше взрослого.

Вызывает вопросы и «безопасный вход с помощью нейронных сетей», идентифицирующий пользователя по лицу. Однако в качестве пользовательского идентификатора лицо – не самый лучший выбор, тем более, что качество фронтальных камер у разных смартфонов разное. А если человек, получив, например, травму, не сможет пройти авторизацию из-за синяка или рассечения на лице, сервис просто лишается своего смысла.

Ну и, наконец, третье препятствие: когда данные уже введены, их уже нельзя исправить даже в случае ошибки. И учетную запись уже не пересоздать.

Но, с другой стороны, приложение еще совсем молодое, и задумка очень интересная и полезная. Остается надеяться, что разработчики смогут довести ее до ума.

Подводя итог всего обзора, можно заключить, что жителям Новосибирска и области уже есть, чем воспользоваться, чтобы сделать свою жизнь комфортней с помощью цифровых технологий. Достаточно ли этих сервисов, чтобы считать Новосибирскую область «умным» регионом, судить экспертам. Однако вполне очевидно, что многим существующим продуктам предстоит развитие в плане улучшения своего качества и расширения функциональных возможностей.

ДМИТРИЙ ГОКОВ,
заведующий кафедрой смарт-сити СибГУТИ, член правления Ассоциации НППА

— Прежде всего, хочу обратить внимание, что «умная десятка», составленная «Континентом Сибирь», в общем-то и исчерпывает все доступные новосибирцам цифровые сервисы. Их, на самом деле, пока очень немного. При желании к списку можно добавить еще несколько проектов, но материала на умную «двадцатку» или «тридцатку» точно не наберется. Это в разы меньше, чем в лидирующих смарт-городах мира. Например, в Сиднее и Берлине экосистемы умных сервисов насчитывают около ста разнообразных приложений, а в Хельсинки и Вене – более двухсот.

Казалось бы, в Новосибирске, крупнейшем в стране центре ИТ-компетенций, проблем с разработкой востребованных сервисов не должно быть в принципе. У нас ведь есть всё – компетенции, кадры, идеи, инфраструктура. Чего, однако, не хватает?

Дело в том, что любой умный город – это город, основанный на данных. Это кровь умного города, без её циркуляции организм смарт-сити нежизнеспособен. Без доступа к данным нет смысла разрабатывать какие-то сервисы, как нет смысла строить металлургический завод там, где для него нет сырья, руды.

Данные у нас есть, их накоплено достаточно, но они закрыты, изолированы в системах разных служб и ведомств. Отсутствует система обмена данными, а ведь самые полезные сервисы возникают на пересечении информации из разных сфер. При этом надо отчетливо понимать, что экосистемы смарт-сити развиваются не из благотворительности, это серьезный бизнес, образующий во всем мире отдельные индустрии национальных экономик. Умные города движутся предпринимателями, а не чиновниками. Поэтому критически важно заинтересовать «умным регионом» бизнес, вовлечь его в реализацию проекта.

Чтобы проект стартовал, нужна общая основа – единая платформа данных, платформа умного региона. Создание такой платформы уже началось. По инициативе правительства НСО создана специальная рабочая группа, к которой присоединились Ассоциация НППА, СибАкадемСофт, Академпарк, ряд новосибирских вузов. К участию в рабочей группе я, как её координатор, приглашаю представителей власти, бизнеса, общественных организаций, ИТ-компаний – всех, кто заинтересован в цифровой трансформации нашей области, в том, чтобы сделать жизнь в ней комфортной и перспективной.

3+

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ