Как совместить ядерную медицину и фастфуд? Бизнес-путь Романа Говора

Генерального директора ООО «УК «ИНРУСИНВЕСТ» Романа Говора можно считать, пожалуй, одним из самых разносторонних предпринимателей Сибири. Он продолжает дело отца, совладельца новокузнецкого АО «НефтеХимСервис» Александра Говора. В интервью «КС» РОМАН ГОВОР рассказал, когда в Новокузнецке может появиться аквапарк, поделился планами реализации проектов в области ядерной медицины, а также сообщил, как скоро McDonald’s выйдет в Иркутск.

Роман Говор — известный новокузнецкий бизнесмен, сын совладельца АО «НефтеХимСервис» Александра Говора. В настоящее время АО «НефтеХимСервис» реализует инвестиционный проект строительства Яйского нефтеперерабатывающего завода в Кемеровской области. Среди проектов, реализованных семьей Говоров: первый международный отель в Кемеровской области — Park Inn by Radisson, одна из крупнейших за Уралом частных клиник «Гранд Медика» в Новокузнецке, а также развитие по франчайзингу сети ресторанов McDonald’s в Сибири. Весной текущего года девелоперская компания «ИНРУСИНВЕСТ», руководителем которой является Роман Говор, приобрела отель «Кортъярд Марриотт Санкт-Петербург Пушкин» на набережной канала Грибоедова.

— Роман, в последнее время вы реализовали ряд масштабных проектов в Новокузнецке. При этом ранее в интервью «КС» говорили, что можете возвести многофункциональный комплекс с фитнес-центром, а также жилье бизнес-класса на проспекте Ермакова, напротив отеля Park Inn. Такие планы сохраняются?

— Да, мы сделали эскизный проект, прошли градостроительный совет, просчитали, сколько примерно это будет стоить. Совершили несколько рабочих поездок для лучшего понимания концепции центра. Я, например, два раза был в новосибирском аквапарке. Могу сказать, что в настоящее время формат будущего комплекса немного поменялся: по-прежнему в планах остался фитнес-центр с 50-метровым бассейном, но теперь больший акцент будет сделан на развлечения. Для Сибири, где короткое лето, тема строительства аквапарка очень актуальна. Мы также по-прежнему рассчитываем построить самое высокое здание в Кузбассе. От этих идей не отказались, но, посчитав стоимость, решили, что пока не готовы войти в проект. У нас просто нет средств, чтобы построить весь комплекс сразу, а строить частями нецелесообразно.

— Почему поэтапное строительство считаете неэффективным?

Мы не хотим сделать так, как в Новосибирске: функционирует аквапарк, а рядом стоит недостроенная гостиница. У инвестора, вероятно, закончились средства. Если мы что-то делаем, то идем до конца. Например, когда строили отель Park Inn, доллар стоил 30 рублей, в середине проекта он вырос в два раза. Но мы не остановились, достроили гостиницу. Если мы что-то начинаем делать, то всегда идем до конца. Мы сибиряки, нам по-другому нельзя.

— Как скоро можете приступить к возведению планируемых объектов?

— Я думаю, что через 2–3 года. Согласно предварительным расчетам, сметная стоимость единого комплекса получилась около 4 млрд рублей. Это серьезные вложения, а мы уже влезли с головой в ряд проектов.

— Вы имеете в виду клинику «Гранд Медика»?

— Клиника «Гранд Медика» — это порядка 2,8 млрд рублей вложений. Кроме того, «Гранд Медика», как и Park Inn, — это «длинные» деньги. Мы также развиваем McDonald’s в Сибири и собственную автозаправочную сеть (АЗС «Лукойл»).

Гранд Медик
«Гранд Медика». Фото Юрия Лобачева

Вы полагаете, что жилые комплексы бизнес-класса востребованы?

— Мы в этом уверены. Многое зависит от места расположения. Центр Новокузнецка сместился от городской администрации на проспект Ермакова. Соответственно, он стал самой оживленной улицей.

— В настоящее время на земельном участке, на котором в перспективе может появиться комплекс перечисленных вами зданий, уже расположен музей ретроавтомобилей.

— Да, музей изначально был в планах, но мы его не озвучивали. Это наша первая ласточка. Вместе с тем я в данном проекте не участвовал. Просил тогда у собственника тайм-аут, чтобы все силы отдать «Гранд Медике». Днями и ночами работал над созданием клиники, были командировки, экспертизы. Когда увидел музей, говорю: это же внешне почти кааба. Отец отвечает: согласен, но мы что-то не подумали. При этом вечерняя подсветка полностью меняет облик здания.

Автомобильный музей
Автомобильный музей. Фото Юрия Лобачева

— Ретроавтомобили — это в большей степени страсть вашего отца?

— Да, это его тема. Я «больной» по мотоциклам. Вчера, например, после работы решил «подубасить». После празднования 400-летнего юбилея города за нашим музеем осталась подготовленная трасса, сохранилась вся инфраструктура: камни, покрышки, машины и так далее. Там проходили соревнования.

У вас коллекция мотоциклов?

— Нет, только один мотоцикл для эндуро, и один дорожный Harley-Davidson. Кстати, я его покупал в Новосибирске. Я туда езжу на техосмотр два раза в год.

Гостиничный бизнес

— Давайте поговорим о гостиничном бизнесе. Какова в настоящее время загрузка отеля Park Inn?

— Отель показывает неплохие результаты. 8 сентября объекту будет три года. Средняя загрузка номерного фонда в настоящее время составляет порядка 52%, это даже выше ожиданий. При этом мы считаем, что своих «пиковых» показателей Park Inn еще не достиг. Здесь важно учитывать, что в Новокузнецк не приезжают ради туризма, в Новокузнецк едут по работе. Например, гости Park Inn — аудиторы различных компаний, консультанты индустриальных предприятий, банковские работники, субподрядчики на металлургических гигантах. У нашей компании есть «длинные» контракты, поскольку гостиница в основном работает на рынок B2B. Как я уже сказал, гости отеля — в первую очередь представители бизнеса. При этом ресторан Paulaner, расположившийся на первом этаже Park Inn, это, безусловно, рынок B2C. Его гости — в основном жители Новокузнецка. Кстати, к нам не раз обращались представители новосибирского Park Inn с предложением наладить поставки. Так что мы собираемся заниматься еще и дистрибуцией.

— Почему вам это интересно?

— Сейчас наш завод загружен только на 15%. Мы сделали его с запасом. Не разбирались в вопросе, решили последовать совету. В результате получили избыточные мощности. Поэтому предложение новосибирских коллег оказалось очень кстати. Хотим и в другие города поставлять пиво.

— О каких объемах идет речь в случае с новосибирским заказчиком?

— Порядка 280 кег в месяц, то есть около 8 тыс. литров.

— Весной АО «ИНРУСИНВЕСТ» приобрело отель «Кортъярд Марриотт» в Петербурге. Комментируя сделку, вы сказали, что рынок Северной столицы вам интересен, хотя ранее подчеркивали, что развиваете проекты только в Сибири…

— Во-первых, наша компания всегда открыта к новым инвестициям. Если есть перспективные предложения на рынке, мы их с интересом изучаем. О том, что будет аукцион, узнали совершенно случайно и буквально за три недели приняли решение участвовать. Я предложил нашему собственнику, финансовому и генеральному директорам материнской компании приобрести объект, и они поддержали идею на начальном этапе. Я прилетел в Санкт-Петербург, посмотрел объект, сделал ряд фотографий, дал свою обратную связь. Буквально через неделю мы подали весь пакет документов, начали срочно искать средства. Аналитику, кстати, посмотрели. Вы спросили, почему рынок Петербурга нам интересен? Это туристический город № 1 в России. Он уже второй или третий год подряд занимает лидирующие позиции в стране по объему турпотока. При этом в Северной столице доминирующее положение занимает компания Rezidor Group, я имею в виду долю рынка брендовых гостиниц. У Marriott International в Санкт-Петербурге, например, всего два отеля. Пообщались с представителями Marriott, поняли, что им интересно оставить этот объект под управлением. Мы также задали вопрос управляющей компании: сколько составляет загрузка? В ответ услышали, что меньше 70% заполняемость отеля не будет. Сравнили с тем, что имеем в Новокузнецке. Конечно, конкуренции в Новокузнецке практически нет, а в Петербурге борьба на этом рынке серьезная, но бренд есть бренд. Люди едут за качественной услугой.

— Какие сейчас у АО «ИНРУСИНВЕСТ» планы и ожидания относительно «Кортъярд Марриотт»?

— Сразу после завершения сделки мы сдали отель в аренду управляющей компании — ГК «Северо-Запад» (структура ВТБ). Под ее управлением находятся как брендовые, так и не брендовые гостиницы в Северной столице. Гостиница имеет неплохие показатели, а арендатор взятые на себя обязательства даже перевыполняет.

В настоящий момент мы для себя еще не определили, как действовать дальше, — управлять удаленно крайне тяжело. То, что делегируется, должно контролироваться. Таково золотое правило менеджмента. Сейчас АО «ИНРУСИНВЕСТ» рассматривает различные варианты — либо заключить договор о прямом управлении с группой Marriott, либо договор франчайзинга. Мы взяли паузу в переговорах. Я думаю, что все прояснится через пару месяцев.

— Как часто бываете в Петербурге?

— Не очень часто. Семьей, например, ездили на майские праздники. Но, кстати, жили не в Marriott, поскольку бронировали и выкупали другую гостиницу еще в ноябре. Переезжать из Новокузнецка мы не собираемся, для нас Marriott — это актив.

— Другие объекты не планируете приобретать в Петербурге?

— Пока нет.

— Можно ли говорить о том, что в настоящее время вы смещаете приоритеты с гостиничного бизнеса в сторону рынка медицинских услуг?

— Нет, эти бизнесы развиваются параллельно. Я вам больше скажу, они даже связаны. Мы хотим развивать медицинский туризм. Клинике просто не хватает численности Новокузнецкой агломерации, которая насчитывает 1,4 млн человек. Площадь имущественного комплекса «Гранд Медики» составляет 24 тыс. кв. метров, из которых мы занимаем только 19 тыс. кв. метров. То есть 5 тыс. кв. метров остаются незадействованными, хотя за время работы у нас побывало 240 тысяч пациентов, то есть, по сути, каждый третий новокузнечанин. Мы же хотим сотрудничать с другими регионами, а также привлекать людей из Казахстана и Средней Азии — там с медициной дела обстоят непросто. Чтобы наладить поток из других областей, мы должны стать сервисно-ориентированными. К нам, например, из Тувы приезжают пожилые люди с сопровождающими лицами. А это означает необходимость обеспечить близких и родственников пациентов проживанием. Если у нас есть свободный коечный фонд, говорим: без проблем, располагайтесь рядом либо останавливайтесь в гостинице. Так что гостиничный бизнес и медицинский — это симбиоз.

Панорама Новокузнецка
Панорама Новокузнецка рядом с отелем Park Inn by Radisson. Фото Юрия Лобачева

— По данным «КС», вы можете инвестировать в проект создания сети гостиниц в Сибири под собственным новым брендом. Как вы это прокомментируете?

— Да, такие идеи у нас есть. По сути, проект подразумевает взятие объектов гостиничного рынка под управление. Сейчас, на волне возросшего патриотизма, можно показать свою российскую, сибирскую индивидуальность. Предполагаемый бренд — лоукостер уровня Park Inn. Мы, имея опыт операционной деятельности подобных объектов, готовы под собственным брендом развивать гостиницы в Сибири. Пока мы не дали отмашку этому проекту. У нас есть предложение, экономическая составляющая, небольшой брендбук — и все.

В принципе, почему нет? Двухместный номер в новокузнецком Park Inn стоит порядка 5 тыс. рублей. К нам обращаются люди, которые не могут заплатить такие деньги. Они предлагают порядка 2 тыс. рублей за сутки. Естественно, мы даем им возможность вдвоем заселиться в один номер, что, например, актуально для сотрудников небольших компаний, которые приезжают в командировку. Если второго человека нет, гость уходит. Нам бы хотелось не терять этих людей, а заселять их в гостиницу ниже уровнем, используя свою маркетинговую сеть.

McDonald’s

— Расскажите о развитии сети ресторанов McDonald’s в Сибири. В этом году вы вышли в Красноярск. Сколько объектов планируете открыть в этом городе?

— В Красноярске сейчас строим три объекта. Все три ресторана планируем открыть в центральной части города к началу проведения Универсиады. Площадь ресторанов будет приблизительно от 300 до 600 кв.м. Также в планах открытие нескольких ресторанов в Иркутске.

— Выход в Иркутск — это перспектива какого временного горизонта?

— Я думаю, что следующий год. Планы и бюджет сейчас находятся в стадии формирования.

— Правильно ли я понимаю, что в другие сибирские города пока заходить не планируете?

— В планах — только усиление, нам нужно построить еще порядка 35 объектов. Весь вопрос в распределительном центре (РЦ), который находится в Новосибирске. В его работе значительная доля постоянных затрат. Чтобы проект был интересен, нужно РЦ загрузить. Соответственно, необходимо большее количество объектов построить. Кроме того, у «Макдоналдс» в России была политика не открывать рестораны сети за Уралом. Из-за этого они в чем-то уступили лидирующие позиции в борьбе с Burger King и KFC. В принципе, предпочтения в пользу другого бренда — это нормально. Знаете, кому-то нравятся блондинки.

Новые направления бизнеса

— Вы сказали, что компания «ИНРУСИНВЕСТ» всегда открыта к новым инвестициям. Экспертизу каких проектов проводите?

— Сейчас у нас есть пара предложений. Можно о них говорить, а, может быть, мы и не станем участвовать в этих проектах. Я, например, вел диалог с предпринимателями, у которых есть действующий бизнес — уход за пожилыми людьми. Сейчас эта тема очень интересна, она активно развивается: что-то вроде домов престарелых. В Новокузнецке у этих предпринимателей уже есть три объекта. При этом они хотят охватить всю Сибирь. Работа ведется по государственно-частному партнерству: у муниципальных структур приобретается неликвидное имущество, взамен берутся обязательства принять определенное количество стариков. Договор обоюдно интересен. Банки охотно идут на финансирование подобных проектов. Деньги на вхождение относительно небольшие: вложения в один объект составляют порядка 16–18 млн рублей. Для нас эта тема актуальна в связи с ведением медицинской деятельности. Потенциально каждый пожилой человек — клиент нашей клиники.

Есть еще одно предложение. Оно касается переработки промышленных отходов. Я имею в виду переработку отходов обогатительных фабрик, так называемые «хвосты». В этих «хвостах» остается много полезного. Вообще, мы откликаемся на различные идеи. Пожалуй, только переработка твердых бытовых отходов и ритуальные услуги для нас закрыты.

— А в Новосибирске у вас есть интересы?

— Некоторое время назад мы с коллегами из ОАО «Медицина» планировали создавать в Новосибирске совместное предприятие, хотели открыть центр ядерной медицины с ПЭТ-сканером для диагностики онкозаболеваний. У нас были здание, проект, но в последний момент возникли разногласия, и мы отказались от реализации этих планов. Однако тему ядерной медицины мы не оставили. Сейчас хотим реализовать подобный проект в Новокузнецке. Ведем переговоры.

АЗС

— Как обстоят дела с проектом развития автозаправочной сети «Лукойл» в Сибири? По данным «КС», у вас были планы значительно увеличить количество заправок и выйти в Новосибирск.

— Нельзя сказать, что в перспективе, например, полугода у нас появятся новые заправки. Конкретики пока нет. От планов выйти в Новосибирск отказались, вели переговоры, но не сошлись по цене. Сейчас наша сеть в Кузбассе, Алтайском крае и Республике Алтай насчитывает немногим более 100 АЗС. Это устоявшийся, стабильный бизнес. Он нам по-прежнему интересен. Особенно учитывая тот факт, что сегодня ведется строительство второй очереди Яйского нефтеперерабатывающего завода (ЯНПЗ). Гарантированный сбыт стратегически интересен «НефтеХимСервису». При этом, учитывая особенности сегодняшнего ценообразования и текущие цены на заправках, требуются большие оборотные средства для ведения этого бизнеса. Капитал, по сути, мертвым грузом лежит в резервуарах на складах ГСМ. Нужно все хорошо просчитывать. Между ценой нефтебазы и ценой АИ-92 на табло АЗС разница составляет 1–1,5 рубля. При этом нужно заплатить за услуги нефтебазы, перевезти топливо, выплатить зарплату сотрудникам, произвести пенсионные отчисления и так далее. По сути, маржинальность АИ-92 получается отрицательной. В других видах бензина доходность несколько больше, поэтому АЗС зарабатывают в основном на АИ-95 и АИ-98.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ