Каково будущее агентств недвижимости?

Есть ли будущее у агентств недвижимости в связи с «диджитализацией» экономики, переходом строительства на проектное финансирование и изменением потребностей аудитории — в материале «Континента Сибирь».

В последние годы рынок недвижимости в России значительно изменился. Причин тому целое множество: отгремевший недавно кризис, переход на систему проектного финансирования строительства, отказ от точечной застройки. Вместе с самим рынком меняются и его участники. Эксперты прогнозируют, что основными жертвами обновленной системы станут небольшие застройщики. Между тем, по данным Century21, за последние два года в стране закрылось около 12% работавших агентств недвижимости.

Эксперты выделяют множество причин, по которым изменилась концепция агентств недвижимости. Экс-руководитель отдела маркетинга агентства недвижимости «Большой Город» Егор Крылов в разговоре с «КС» отметил, что молодой аудитории сложно воспринимать старый формат работы агентств недвижимости. «Но при этом сами агентства должны трансформироваться, использовать новые технологии, демонстрировать, что специалисты по недвижимости — это молодые и энергичные эксперты, которые готовы помочь разобраться с рынком и его подводными камнями», — объяснил Егор Крылов.

Если до кризиса в пользу агентства уплачивалось до 6% от суммы сделки, то на текущий момент этот показатель в сегменте новостроек упал до 3%

Говоря о новых технологиях, нельзя не отметить, что важной причиной снижения роли агентств недвижимости стоит считать развитие Интернета. Онлайн-объявления о покупке или продаже недвижимости доступны сегодня для любого пользователя. Обилие электронных площадок, готовых предоставлять оперативную информацию о подборе квартир, доступной ипотеке или репутации застройщиков, по словам многих экспертов, «отбирает хлеб» в первую очередь как раз у агентств недвижимости. При этом важно отметить, что этот тренд, по словам экс-директора по маркетингу федеральной риэлторской компании «Этажи» в Новосибирске, действующего директора по маркетингу «Группы Мета» Тимофея Колоколова, ведет скорее к трансформации роли агентств недвижимости, нежели к снижению их роли. «Ключевой функции агентства для клиента «возьми меня за руку, покажи варианты и раздели ответственность за выбор» эти площадки не дают. Такая роль не может снизиться, потому что это уникальное свойство агентств недвижимости», — утверждает Тимофей Колоколов.

Появление онлайн-площадок, способных помочь с подбором квартир, безусловно, отобрало часть функций у агентств. Однако как таковой проект «облачного» агентства недвижимости так и не был реализован в регионе. Но Егор Крылов подчеркивает, что хотя люди изначально и пытаются решить вопросы самостоятельно, но большинство из них все равно приходят к услугам агентств. «И тут важно, чтобы агентства учились разговаривать на понятном языке аудитории с новыми потребностями», — добавил Егор Крылов.

Собеседники «КС» напоминают о том, что, помимо онлайн-площадок, помогающих с подбором квартир, существует сервис Сбербанка «ДомКлик», который призван помочь гражданам, желающим купить недвижимость в ипотеку. «ДомКлик» работает с 2017 года, но при этом, по данным Сбербанка на март 2018 года, уже более 17% выдач ипотеки приходится на заявки, поданные через «ДомКлик». «Часть функционала агентств в последнее время взяли на себя банки. Сбербанк, запустив «ДомКлик», сделал существенный шаг в эту сторону», — отметил директор по продажам компании «Сибакадемстрой» Динар Зарипов.

Генеральный директор агентства недвижимости «КВАДРОТЕКА» Владимир Голованов в свою очередь указывает на то, что ранее при работе агентств недвижимости львиная доля внимания уделялась юридическому оформлению сделок, гарантиям, информационным услугам. Сейчас же, по его словам, главное — помощь в выборе. «В этом плане сегодня агентам по недвижимости стоит оперировать другими факторами: внимательное изучение потребностей людей, умение помочь людям в вопросах выбора. По большому счету, агент по недвижимости уже не юрист, не оформитель и не финансовый гарант. Это человек, который работает на уровне психолога, эксперта в своем сегменте, исходя из собственного опыта либо информации, недоступной широкому кругу людей. Это существенно повлияло на отрасль. Люди, которые привыкли зарабатывать механическими операциями, уходят с рынка, приходят другие люди. Началась серьезная перестройка. Агенты, которые много зарабатывали на вчерашнем рынке, на нынешнем рынке совсем не звезды. Это яркий показатель», — разъяснил Владимир Голованов.

Эксперты также напоминают, что в связи с кризисом сократилась комиссия, которую агентства недвижимости получали от каждой сделки. По словам собеседников «КС», сумма комиссии упала в полтора-два раза. Если до кризиса в пользу агентства уплачивалось до 6% от суммы сделки, то на текущий момент этот показатель в сегменте новостроек упал до 3%. Вторичный же рынок по-прежнему полностью принадлежит агентствам недвижимости, и стоимость услуг агентов в рассматриваемом случае осталась на прошлом уровне.

Тренд снижения роли агентств недвижимости почти не касается вторичного рынка. «Пока неизменным остается уровень влияния агентств недвижимости на вторичный рынок жилья», — отмечает Динар Зарипов. Причины этого заключаются в том, что рынок вторичной недвижимости не контролируется застройщиками, отделы продаж которых и являются основным конкурентом агентств. Кроме того, онлайн-площадки не дают гарантий на достоверность информации. А при оформлении сделок по-прежнему требуется помощь профессиональных риелторов. Указанные факторы в совокупности ведут к тому, что вторичный рынок все еще контролируется агентствами недвижимости.

Говоря о том, какое будущее ожидает агентства недвижимости, эксперты разошлись в оценках. По прогнозам Тимофея Колоколова, агентства преобразуются и будут работать на одном уровне с электронными сервисами. «На мой взгляд, для агентств настало самое время мобилизоваться, четко выбирать нишу и активно сотрудничать с теми же самими электронными площадками», — уверен собеседник «КС».

Ряд застройщиков считает, что агентства недвижимости смогут сохраниться и в будущем, однако их станет гораздо меньше. Те же, кто останется на рынке, будут являться независимыми экспертами, которые призваны оценивать и анализировать рынок на основе накопленного опыта. «Причем совсем не обязательно, что это будет делаться с целью подбора квартир», — пояснил представитель одного из новосибирских застройщиков на условиях анонимности.

По мнению Владимира Голованова агент по недвижимости уже не юрист, не оформитель и не финансовый гарант. Это человек, который работает на уровне психолога, эксперта в своем сегменте, исходя из собственного опыта либо информации, недоступной широкому кругу людей.

При этом Егор Крылов отметил, что агентства недвижимости нового типа можно наблюдать уже сейчас. Собеседник «КС» привел в пример «Этажи». «Правильность их подхода в том, что это агентство работает с позиционированием своих консультантов. На мой взгляд, их сотрудники — молодые, живые и энергичные профессионалы, которые работают от потребностей аудитории. Плюс они не стоят на месте, внедряя технологии интернет-продаж, и выглядят достаточно прозрачно», — прокомментировал Егор Крылов. При этом он признает, что у «Этажей» есть и свои слабые стороны, но, тем не менее, они пытаются выйти на новую, молодую аудиторию.

Также на рынке встречается мнение, согласно которому агентства сольются с другим сервисом, работающим с подбором квартир, — отделами продаж застройщиков. Говоря об отделах продаж, нельзя не отметить, что сегодня, по признанию одного из новосибирских застройщиков, на содержание отдела продаж одной компанией тратится порядка 30–40 млн рублей в год. «Долгое время застройщики отрицали глубокую работу с потребностями клиента, занимались только информированием. Сейчас становится понятно, что отделы продаж у застройщиков стали совсем другими. Выстраиваются отношения с потенциальными покупателями», — пояснил Владимир Голованов. По его информации, около половины рынка новостроек берут на себя сами застройщики. Остальную часть делят агентства недвижимости и онлайн-сервисы, которые часто тоже связаны с застройщиками. С этим согласился и Тимофей Колоколов.

Сами застройщики, по словам Динара Зарипова, намерены и дальше работать с агентствами недвижимости. Партнерские отношения между застройщиками и агентствами наблюдались всегда. «Ведь, по сути, они являются конкурентами лишь косвенно. Вернее будет сказать, что они дополняют друг друга в полноте услуг для конечного поставщика», — пояснил представитель новосибирский застройщик.

Этой же точки зрения придерживается и Тимофей Колоколов. «Мое личное убеждение: никакая электронная площадка пока не заменит саму функцию продавца квартиры. Простой пример: человек выставляет свое жилье на продажу. В силу разных причин, может быть, эмоциональной привязанности, он может допустить ошибки: увеличивает срок продажи или снижает цену. А при работе с агентом по недвижимости таких проблем уже не возникает. Поэтому роль агента пока незыблема», — объяснил директор по маркетингу «Группы Мета».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ