Над Новосибирском нависла транспортная доктрина

В распоряжение «Континента Сибирь» попал проект комплексного развития транспортной инфраструктуры Новосибирска до 2030 года, который будет рассматриваться на предстоящей осенней сессии совета депутатов Новосибирска. Это главный документ транспортного планирования, в котором намечен план развития и превращения мегаполиса в город комфортной транспортной доступности. Вместе с экспертами «КС» оценил этот документ и спрогнозировал его дальнейшую судьбу.

Если просуммировать все затраты времени, затраченные новосибирцами на транспортное передвижение по городу, то окажется, что в рабочие дни горожане провели 253 млн часов в салонах легковых автомобилей, автобусов, троллейбусов, метро и электричек. Это  составляет 14 % от суммарного рабочего времени. Рассматриваемая величина весьма существенна и  негативно влияет на транспортную усталость горожан. Кроме того, это наносит ущерб экономике города. Если не вкладывать в развитие транспортной инфраструктуры Новосибирска, то уже в 2030 году суммарные затраты времени вырастут еще на 43,9 млн. часов. При этом прогноз специалистов безутешен. В ближайшей перспективе транспортный вопрос из социального и экономического может превратиться в политический, что хорошо иллюстрирует пример российской столицы.

Впрочем, депутаты городского совета Новосибирска уже рассматривали проект комплексного развития транспортной инфраструктуры города (ПКРТИ) в феврале текущего года. Документ был отправлен на доработку. После учета ряда замечаний разработчики представили финальную версию, которая попала в распоряжение «КС». Ее первоначально планировали рассмотреть перед летними каникулами на заседании городского совета депутатов Новосибирска, но в итоге, вопрос был перенесен на осень.  «Рассматриваемый проектный документ, в общем и целом, соответствует целям улучшения транспортной ситуации Новосибирска.  Но нужно понимать, что это своеобразная транспортная доктрина развития мегаполиса.  После ее принятия необходимо решать вопросы финансирования, будь то перспективные станции метрополитена, мосты или другие объекты. Главное то, что этот документ  формулирует основные направления развития транспортной отрасли. Депутаты городского совета внесли много замечаний и пожеланий. Разработчики, специалисты департамент транспорта мэрии совместно прорабатывали вопросы, чтобы они были сняты», — пояснил председатель комиссии по городскому хозяйству совета депутатов Новосибирска Игорь Кудин.

Сколько стоит мобильность?

В прошедшие годы транспортное планирование оказалось в правовом вакууме, что привело к различного рода градостроительным ошибкам, неверным управленческим решениям в различных городах страны, и в результате, к прямому и косвенному экономическому ущербу городам. Сегодня проекты комплексного транспортного развития должны составить все городские образования на территории РФ, согласно требованиям федерального законодательства. Новосибирск в числе первых выполнил это требование. Затем, разработанный московским проектным институтом «Гипрогор» документ транспортного планирования ПКРТИ г. Новосибирска станет основой для корректировки действующего генерального плана города.

Что же из себя представляет новый документ транспортного планирования и на решение какого комплекса проблем нацелены проектные мероприятия?

Согласно проведенным исследованиям разработчиками документа, совокупная суммарная стоимость всех мероприятий, заложенных в ПКРТИ Новосибирска до 2030 года, составит порядка 137,2 млрд руб. Это гигантская сумма, сопоставимая с годовым бюджетом Новосибирской области. Самыми капиталоемкими оказались два раздела проекта развития транспортной инфраструктуры на территории областного центра: развитие улично-дорожной сети Новосибирска, в том числе строительство трех мостовых переходов и нескольких транспортных развязок, а также развитие новосибирского  метрополитена. Другие транспортные программы оказались не столь масштабными и оценены разработчиками ПКРТИ в суммы от нескольких десятков миллионов рублей до нескольких миллиардов рублей.

Три новых моста

 Самым масштабным по затратам финансов является развитие и реконструкция улично-дорожной сети мегаполиса, которое оценено в гигантскую сумму — 74,5 млрд руб. Помимо строительства новых дорог, важнейшими мероприятиями этого раздела заявлены строительство мостовых переходов, транспортных развязок, тоннелей и путепроводов, а также реконструкция существующей дорожной сети.

Две трети затрат приходится на строительство новых мостовых переходов. Такую особенность развития транспортной сети Новосибирска объясняет   заместитель председателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного собрания НСО Сергей Титков. По его словам, в развитии транспортной инфраструктуры областного центра необходимо учитывать тот факт, что город разделен рекой Обь, отсюда первая по приоритету транспортная задача — связать берега. «Не зря в генеральном плане Новосибирска заложено семь мостовых переходов. Необходимо стремиться к реализации всех объектов», — подчеркивает Сергей Титков.

На строительство трех перспективных мостов необходимо 50 млрд руб.

В рассматриваемом проекте до 2030 года предлагается построить три мостовых перехода: два через р. Обь («Центральный» и «Южный» в Нижнеельцовском створе) и один через р.Иня. Суммарный объем капитальных вложений превысит 50 млрд рублей. Поскольку сооружение Центрального мостового перехода через р.Обь уже не вызывает сомнений, а начало строительных работ дело ближайшего будущего, интересны аргументы выбора пятого по счету мостового перехода. Разработчиками ПКРТИ намечен следующий по очереди мостовой переход через Обь, который будет расположен в Советском районе областного центра в так называемом Нижнеельцовском створе.

По информации источников «КС», в основе выбора три фактора: ограничение движения по дамбе Новосибирской ГЭС, прежде всего грузового транспорта, обеспечения связи всех научных центров, расположенных на разных берегах, и решение временной проблемы пропуска транзитного трафика с Восточного обхода, который будет генерирован из-за временного разрыва сроков пуска отдельных этапов. Согласно расчетам,   строительство моста с подходами обойдется в сумму чуть более 16 млрд руб. Также планируется  автодорожный подход с развязкой на Бердском шоссе на правом берегу, с ценником 1,2 млрд руб. и левобережный подход с развязкой на Советском шоссе (1,1 млрд руб.). Предварительные затраты на собственно километровый мостовой перехода «Южный» разработчики оценили в 13,9 млрд руб., эта сумма сопоставима с аналогичной стоимостью сооружения Бугринского моста. Как и при строительстве Бугринского и Центрального мостов в Новосибирске решающую роль в реализации проекта должен сыграть федеральный транш. Новый мост через Иню оценен в 493,5 млн руб.

Разбудить дороги в спальные массивы

Впрочем, самый актуальный вопрос, затрагивающий фактически жизнь каждого горожанина – строительство новых дорог, расширение проезжей части существующих улиц, строительство транспортных развязок, тоннелей, путепроводов. Все эти мероприятия обойдутся бюджетам всех уровней в круглую сумму – 24 млрд руб.

«Транспортная ситуация в областном центре усугубилась. И большую роль в ее негативном сценарии сыграл взрывной рост количества автомобилей, произошедший за последние два десятилетия. Улично-дорожная сеть не справляется. Есть стратегические вопросы, которые необходимо решать, в том числе с привлечением федеральных органов, такие как вывод транзитного трафика за пределы городской черты, а есть, я их бы назвал тактические вопросы, такие как организация движения на городских магистралях», — отмечает Сергей Титков.

К таким стратегическим проектам в ПКРТИ Новосибирска отнесен Юго-Западный транзит. По мнению Сергея Титкова, эта магистраль непрерывного движения не только свяжет въезды в город с западного, восточного и южного направлений, но и возьмет немалую долю внутригородского трафика. Как результат, увеличится загрузка Бугринского моста.

Впрочем, одним из несомненных достоинств проекта комплексного развития транспортной инфраструктуры Новосибирска является подход к решению транспортных проблем, удаленных от центра города и быстрорастущих микрорайонов Новосибирска. Выехать в час пик из таких микрорайонов  массовой застройки с каждым годом становится все труднее – именно здесь образуются  самые длинные городские пробки.

Проиллюстрируем, какие направления предложены разработчиком по развязке узла проблем на примере микрорайонов «Родники»-«Снегири», рядом с которыми начато строительство 7 микрорайона. Проблемы транспортной доступности северной части областного центра копились много лет. В ПКРТИ заложено 9 мероприятий по развязке этого сложного узла. Самыми масштабными будут следующие: продолжение Красного проспекта протяженностью 4,4 км с выходом в «Родники» стоимостью 743,7 млн руб., реконструкция улицы Кедровой протяженностью 2,7 км стоимостью 383,1 млн руб., которая запланирована на следующий год. Также намечена реконструкция улицы Фадеева и ее связка с ул. Гребенщикова на «Родниках». Суммарные затраты составят 252 млн руб. Вдобавок, планируется построить путепровод через ж.д. линию промышленного назначения на продолжении Красного проспекта длиной 85 м и стоимостью 531 млн руб. Таким образом, суммарные затраты на все мероприятия по расшивке транспортной проблемы в этой части областного центра  составят 2,6 млрд руб., включая как внешнюю магистральную сеть за пределами этих спальных жилмассивов, так и развитие дорожной сети внутри микрорайонов. Такие как продление и реконструкция ул.Мясниковой, Тайгинской и др. Помимо улично-дорожной сети разработчики предлагают комплексное развитие системы общественного транспорта в этой части областного центра. Среди них такие мероприятия, как создание выделенной полосы на перспективной магистрали продолжения Красного проспекта в северном направлении. А также развитие трамвайного движения.

Важная часть коренной реконструкции улично-дорожной сети Новосибирска – строительство транспортных развязок. Этот раздел также достаточно капиталоемкий. Первым в очереди на реализацию находится транспортная развязка в Матвеевке, на пересечении Старого шоссе с ул.Одоевского и ж.д. линии. Она оценена в 3,37 млрд руб. В целом запланированы 10 объектов, в том числе 4 транспортные развязки в составе Юго-Западного транзита Новосибирска. Стоимость всех развязок оценена в более чем 8 млрд руб.

Фактически, самым малозатратным, но достаточно эффективным планируемым инструментом стал раздел проекта по созданию выделенных полос для общественного транспорта. Разработчики наметили 31 участок на улично-дорожной сети Новосибирска,  а стоимость организации оценили в небольшую сумму 88 млн руб. Конечно, при реализации данного мероприятии придется проводить такие «болезненные» меры как ликвидация парковочных карманов, но в целом именно данный раздел самый эффективный по соотношению суммы вложений и результата влияния на мобильность горожан. «Новосибирск уже апробировал  методику создания выделенных полос для общественного транспорта, результаты положительные и система работает. Это абсолютно обоснованный инструмент ускорения движения, и если он станет одним из векторов развития транспортной системы, то со стороны депутатов эти предложения будут обязательно поддержаны», — отмечает Игорь Кудин.

На развитие трамвайного движения в Новосибирске потребуется сумма порядка 4 млрд рублей. Новые линии предлагается строить в быстрорастущие жилмассивы «Просторный», «Родники». Это станет дополнительным инструментом освоением  пассажиропотоков на радиальных направлениях. Предлагается разработчиками экзотический объект – трамвайный тоннель под улицей Восход в районе станции метро «Речной вокзал». Конечно, для создания пересадочного узла такой объект станет удобным для транзитных пассажиров, но по нашим данным, специалисты указывают на трудности реализации, в том числе из-за большого объема переноса коммуникаций. Они также отмечают, что есть проект круговой развязки пересечения ул.Восход и Зыряновской.

Специалисты также подчеркивают, что в ПКРТИ не оказалось важной автомагистрали, которая связывает Заельцовский, Калининский и Октябрьский районы города – Космической магистрали, хотя в ряде ранее озвученных планах этот объект назывался среди первоочередных.

«Депутаты городского совета вносили свои предложения по развитию улично-дорожной сети, с учетом интересов жителей своих округов. В частности, мое предложение по улице Планетной учитывает развитие улично-дорожной сети в Дзержинском районе. И мы с интересом ждем следующего рассмотрения проекта, который состоится осенью», — рассказывает член комиссии по градостроительству совета депутатов Новосибирска Игорь Салов.

Метрозатратный проект

Впрочем, одной из самых затратных по финансам станет программа развития Новосибирского метрополитена. Согласно проектного документа в ее перечень вошли 13 мероприятий, среди которых строительство четырех новых станций: двух  на Дзержинской линии («Гусинобродская» и «Молодежная»), и еще трех в левобережье на Ленинской линии, в том числе станция «Спортивная». Особенностью указанных предложений является тот факт, что проектировщики предложили завершить развитие действующих станций метро – построить дополнительные выходы и переходы, которые были заложены в первоначальных проектах станций, но не реализованы по тем или иным причинам. Также для технического развития метрополитена немаловажным объектом станет второе электродепо.

Федеральное софинансирование в рамках программы пространственного развития городских агломераций — залог дальнейшего развития Новосибирского метрополитена

Насколько реальным станет данный вариант? Напомним, что в период 2000-2010 гг., при федеральном софинансировании метростроения Новосибирску удалось построить целых три (!) станции Дзержинской линии. Но в текущем десятилетии целевого финансирования развития городских подземок не было. Несколько раз руководители города и региона заявляли о том, что без федеральной поддержки строительство метро невозможно. К этому вопросу неоднократно возвращались депутаты как верхней, так и нижней палат российского парламента. Ранее от правительственных чиновников звучал только отрицательный ответ. Но 19 июня текущего года на пленарном заседании Госдумы обсуждались изменения в ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Депутат ГД РФ от Новосибирской области Вера Ганзя заявила об обязательности участия федерации в финансировании строительства метрополитенов в городах-миллионниках. Министр финансов РФ Антон Силуанов согласился с такой постановкой вопроса и отметил в свою очередь, что вопросы строительства метро в городах-миллионниках следует рассматривать в рамках федеральной программы пространственного развития городских агломераций, как точек экономического роста страны. Поскольку программа пространственного развития РФ находится в процессе разработки и обсуждения, говорить о сроках, продолжительности и прочих параметрах преждевременно.

Кто заплатит?

Разработка проекта ПКРТИ Новосибирска по факту является гигантским шагом вперед в практике градостроительного и транспортного проектирования областного центра. Даже тот факт, что не все мероприятия будут реализованы к расчетному сроку 2030 году, не умаляет факта появления документа, в котором применен системный и комплексный подход к решению проблемы городской мобильности. Напомним, что все мероприятия, вошедшие в проект оценены в 137,2 млрд руб. Это, несомненно, гигантская сумма. Разработчики также спрогнозировали долю участия бюджетов трех уровней. Так, вклад  федерального бюджета может составить 68, 2 млрд руб., областного – 29,3 млрд. и городского – 34,9 млрд руб. Таким образом, в наибольшей степени успех данной транспортной доктрины напрямую зависит от субвенций федерального бюджета. «Многое будет зависеть от финансирования. Специалисты транспортной отрасли определи наиболее важные мероприятия, это было бы правильно для развития транспортной системы города, но строительство части объектов напрямую зависит от финансирования федерацией, например, таких как Центральный мост, метрополитен», — поясняет Кудин.

Сегодня за внимание федерального центра идет конкурентная борьба среди регионов. Потребность в развитии транспортной инфраструктуры, которая много лет испытывает недофинансировние, в крупных городах и регионах страны огромна. Фактически в каждом областном центре имеются нереализованные проекты автодорожных обходов, магистралей, мостов, путепроводов через железные дороги, метро и трамвайных путей и т.д.

Выделенная полоса для общественного транспорта самое малозатратное мероприятие по повышению мобильности горожан

«Безусловно, есть определённое соревнование, даже конкуренция, между регионами за внимание федерального центра. И много обращений губернаторов к главе государства. Для того, чтобы в итоге получить поддержку, в том числе финансовую, со стороны федерального центра требуется проделать большую работу. Работу и в части детальной проработки инициатив, и подготовки проектно-сметной документации, безусловно, встреч с руководителями профильных ведомств», — заявил 17 июля в интервью «Вестям» глава Новосибирской области Андрей Травников.

Разработанный московскими специалистами ПКРТИ г.Новосибирска является частью пакета документов, наряду с конкретной проектной проработкой того или иного объекта.

Всемерная поддержка региональной власти обеспечивается не только обращением к федеральному центру. «Итоговая сумма в ПКРТИ впечатляет. Но развитие Новосибирска как центра агломерации, как областного центра и транзитного узла без эффективной транспортной системы невозможно. Областной бюджет однозначно будет участвовать в развитии транспортной отрасли. Город самостоятельно не сможет «вытянуть» эти объекты и без помощи бюджета области не обойтись», — уверен Сергей Титков.

Он отмечает и такой факт, что на протяжении многих лет областной дорожный фонд не имел права по закону финансировать городские проекты, но помощь областному центру была в приоритете. «Мы находили приемы, чтобы финансировать строительство таких важных городских объектов как метрострой, Ипподромская магистраль, Винаповский мост, путепровод через ж.д. алтайского направления в направлении пединститута. Обосновывали их как транзитные проезды», — поясняет собеседник «КС».

Впереди важный шаг — принятие городской транспортной доктрины на предстоящей сессии совета депутатов Новосибирска.

«КС» будет следить за развитием событий.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ