Опыт компании. Связанные одной цепью

С ростом популярности криптовалют и блокчейна многие бизнес-отрасли решили внедрить новую технологию в свою работу. Если цепь блоков данных, сохраняющих всю историю действий, может использоваться для «собственных цифровых денег», значит, их можно применить и для других данных. Например, для логистики или информации о кредитах. О том, как внедрить блокчейн в свою бизнес-модель на примере крупного обувного ритейлера — ГК «Обувь России» — в материале «Континента Сибирь».

Что это такое

Что представляет собой блокчейн? Это технология хранения информации, защищенная математическими правилами так, что никто посторонний не может ею завладеть. И речь здесь идет не просто о защите данных: технология блокчейн строится на недопущении недостоверных и ложных информационных массивов. Каждый объект базы данных содержит прикрепленную цепочку сведений о состоянии и динамике всех прочих объектов — любое изменение или вмешательство обязательно будет замечено.

Впервые технология блокчейн была использована в регулировании обращения криптовалют. Это позволило полностью исключить вмешательство государственных органов в эмиссию и регулирование оборота криптоденег. Информация о каждой транзакции формирует блок, и эти блоки могут располагаться только последовательно друг за другом — таким образом, внести поправку «задним числом» нельзя. Собственно, отсюда и родилось название «цепь блоков».

Для каждой финансовой операции с биткоином или другой криптовалютой требуется неоднократное подтверждение, которое производится автоматически: контроллер системы сверяет начальные состояния базы данных со сведениями о его состоянии, которые содержатся в блокчейне других объектов. При шести подтверждениях (как в системе Bitcoin) вероятность ошибки составляет менее 0,0001%.

Такая технология может применяться не только для работы с криптоденьгами, но и с любой другой информацией. И сегодня бизнес все активнее примеряет эту технологию на себе.

Кому это нужно

По мнению руководителя проектов компании «ИнфоСофт» Антона Дорошкевича, технология блокчейн больше всего подходит организациям финансовой сферы, то есть банкам — именно они больше всего заинтересованы в надежности сохранения большого количества данных. И именно они сильнее всего страдают от информационных утечек. Также блокчейн может быть интересен бизнесам, имеющим какие-либо партнерские, бонусные программы с агрегаторами либо другими торговыми сетями.

Одним из первых блокчейн в своей работе стал использовать крупный международный ритейлер Walmart. Еще осенью 2016 года компания решила с его помощью отслеживать путь продуктов от склада до корзины покупателя, который должен был видеть, кто и откуда поставляет ему товар. В нашей стране аналогичный опыт провела ГК «Обувь России», но уже в другой сфере — ею было выбрано управление рассрочкой платежей.

«Блокчейн может применяться в тех сферах, в которых необходимо обеспечить сохранность, достоверность и неизменность данных, — говорит ИТ-директор группы компаний «Обувь России» Дмитрий Карпенко. — Также его можно использовать в направлениях деятельности, где есть много участников, предполагается взаимодействие разных субъектов, причем они зачастую территориально удалены друг от друга, также это взаимодействие может выстраиваться в несколько этапов, и на первый план выходит вопрос доверия между всеми участниками.

Внедрение блокчейна должно быть частью ИТ- и бизнес-стратегии компании, особенно крупной, — рассуждает Дмитрий Карпенко. — Большое количество филиалов и магазинов с широкой территориальной распределенностью, широкий ассортимент моделей продаж и финансовых услуг, например, продажи в кредит — «Обувь России» попадает под все эти условия. Поэтому блокчейн окажет нам существенную помощь в работе».

Кредитные продажи в качестве пилотного проекта были выбраны не случайно — по словам Дмитрия Карпенко, на сегодня база покупателей, воспользовавшихся рассрочкой в их магазинах, насчитывает уже больше 1,2 млн человек. В 2017 году рост продаж в рассрочку составил 20,7% и достиг отметки в 3,24 млрд рублей. «Блокчейн необходим для управления взаимодействия с покупателями, которые пользуются дополнительными сервисами группы. Ключевая задача технологии блокчейн — сохранение всей истории взаимодействия с нашими клиентами, а именно: персональных данных, информации о взаимных обязательствах, платежах и т. п.», — отметил он.

Что для этого необходимо

Сказать с уверенностью, что «блокчейн нужен всем» или «блокчейн поможет всем», нельзя — для предприятий с небольшим объемом данных для обработки такая технология попросту бессмысленна. «Внедрение блокчейна в бизнес-процесс не видится слишком дорогим, но при этом на малых объемах это не имеет смысла, — делает вывод Антон Дорошкевич. — Нужны хотя бы сотни операций в день, которые планируется контролировать блокчейном. Основное условие работы технологии — это необходимость быстро и надежно подтверждать достоверность информации».

Фундамент под блокчейн «Обувь России» начала строить давно: даже когда ключевыми ИТ-трендами были аутсорсинг и «облачные» технологии, они предпочитали строить собственную систему. Сейчас в компании работает три региональных центра обработки данных: центральный в Новосибирске, второй — в Хабаровске и третий — в Москве. И в работе с новой системой могут быть задействованы все три — блокчейн изначально строится на распределенной базе данных. «Таким образом, у нас есть все предпосылки для внедрения блокчейна: большая сеть, база клиентов, с которыми мы постоянно взаимодействуем, растущие объемы бизнеса, необходимость обеспечить сохранность, надежность, достоверность и неизменность данных, — подчеркивает Дмитрий Карпенко. — Если говорить про тот вариант внедрения, который мы выбрали, то у нас вложения оказались минимальными. Мы не стали использовать внешнюю платформу, а реализовали проект на базе наших мощностей и имеющейся инфраструктуры; более того, наше решение полностью адаптировано к ИТ-системам компании и интегрировано с 1С».

Сэкономить деньги и репутацию

Среди изменений, которое несет в себе внедрение блокчейна, стоит отметить также нулевой уровень «допустимых отклонений» в работе. Если без этой технологии теоретически можно было установить какой-то «допустимый» процент ошибок или сбоев, то здесь работа ведется по принципу «все или ничего». Сама технология этого не допустит.

По словам представителей «Обуви России», на сегодня внедрение блокчейна не принесло никакого негативного эффекта в работу компании: нет ни снижения быстродействия, ни блокирования каких-то процессов. «Если говорить про внутренние бизнес-процессы, то для нас значительно упростился контроль за сотрудниками на местах, которые участвуют в оформлении договоров рассрочки и займов, — резюмирует Дмитрий Карпенко. — Также для покупателей использование блокчейна полезно с точки зрения появления дополнительного уровня защиты от несанкционированных изменений персональных данных — это один из основополагающих принципов технологии блокчейн. Вся история взаимодействия сохраняется в неизменном виде, и никто ни при каких условиях не может в нее вмешаться. Таким образом, блокчейн способен гарантировать достоверность и надежность нашей базы данных».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ