Выстоит ли группа компаний «Холидей»?

Альфа-банк стал одним из истцов по делу о банкротстве некогда крупнейшего сибирского продуктового ритейлера — ГК «Холидей». Арбитражный суд Новосибирской области накануне принял ходатайство банка о вступлении в дело.  Таким образом, риски банкротства ритейлера увеличились.

 Справка. Новосибирская ГК «Холидей» была образована в 2000 году, ее ключевым бенефициаром считается председатель совета директоров Николай Скороходов. В 2015 году бизнесмен вошёл во вторую сотню списка журнала Forbes, а сама ГК «Холидей» входила в ТОП-200 крупнейших частных компаний России и являлась одной из крупнейших торговых сетей Сибири.  В группу компаний «Холидей» входили восемь сетей: «Холидей Классик», «Планета Холидей», «Холди», «Сибириада» и другие – больше 500 торговых точек в семи регионах страны. Чистая прибыль компании в 2016 году, по данным СПАРК, составила 25,9 млн рублей.

 10 июля Альфа-банк вступил в дело о банкротстве новосибирской торговой сети «Холидей». Заявление банка уже принято арбитражным судом, говорится в материалах дела. Следующее заседание по делу, которое суд рассматривает уже более года, назначено на 24 июля. В этот день в суде будут рассмотрены претензии компании «КарДо», которая требует с «Холидея» чуть более 4 млн рублей. Что касается задолженности ритейлера перед частным банком, в арбитраже пока не раскрывают ее сумму, однако по данным омских «Коммерческих Вестей» речь может идти о 2,78 млрд рублей. Как поясняет источник, близкий к ГК «Холидей», Альфа-Банк стал кредитором ритейлера лишь в 2016-2017 годах.

«Альфа-Банк со своей стороны предпринял и продолжает предпринимать все усилия по внесудебному урегулированию ситуации с компанией «Холидей», несмотря на подачу иска», — сообщили в пресс-службе банка, не уточнив при этом размер задолженности перед кредитной организацией.

Напомним, что финансовое положение ГК «Холидей» ухудшилось еще с прошлого года. С конца 2017 года увеличилось число исков в отношении ГК «Холидей» от поставщиков. Об этом свидетельствуют данные арбитражного суда РФ. За один только май 2018 года в отношении ГК «Холидей» был подан 51 иск о взыскании задолженности на общую сумму более 134 млн рублей. Динамика подачи исков от поставщиков растет, начиная с октября 2017 года.  Еще по состоянию на февраль 2018 года аналитики «ФИНАМа» отмечали, что объем исковых требований от поставщиков к ООО «Компания Холидей» можно считать критичным.

Участники рынка не удивлены сложившейся ситуацией. «Николай Скороходов (председатель совета директоров ГК «Холидей») столкнулся с трудностями, которые связаны, на мой взгляд, в первую очередь с излишней кредитной нагрузкой.  Ему  приходится решать две  достаточно сложные задачи одновременно  – снижать долговую нагрузку  и сохранять привлекательность магазинов  в лобовой  конкуренции  с  «федералами». Мне было бы очень трудно и некомфортно оказаться сегодня в его положении.  Если у вас запредельная кредитная нагрузка, устаревший или непривлекательный формат, то вам  никто не поможет – ни даже  Путин или  Трамп», — отмечал в интервью «КС» контрагент «Холидея», известный омский ритейлер Виктор Шкуренко. В рамках публичной лекции в ОмГТУ он отмечал, что кредитная нагрузка группы компаний якобы может достигать 20 млрд рублей. Каких-либо обоснований этих цифр он не давал, отмечая, что они взяты из открытых источников. Источник, близкий к компании, называл цифру в 20 млрд рублей абсолютно нереалистичной и «взятой с потолка».

По мнению Виктора Шкуренко, для «Холидея» возможно, единственной верной стратегией было бы  сфокусироваться на одном формате, чтобы потерять в выручке, но сохранить бизнес.  Сама группа компаний еще с прошлого года начала предпринимать меры по оптимизации присутствия.  В октябре 2017 года о покупке 22 магазинов «Холидея»  объявила федеральная сеть «Лента».  Все оставшиеся магазины «Холидея» были переформатированы под бренды «Холди» и «Фермер-центр.рф». Этот процесс происходит с конца 2017 года. В частности компания закрыла и свой флагманский магазин в ТРЦ «Березовая Роща», запустив на части площадей магазин «Березка» и «Фермер-центр.рф». Также 1 декабря 2017 года ритейлер запустил новую сеть дискаунтеров «Бум».

Вместе с тем, эти меры не способствовали быстрому финансовому оздоровления группы компаний. Иски от поставщиков продолжают поступать, а сама группа компаний продолжает курс на избавление от собственных торговых площадей. Так, в аренду и на продажу по всей стране у компании размещено на Avito более 200 объектов.

Вместе с тем, ранее участники рынка считали, что риски признания ГК «Холидей» банкротом невелики.  «По моим наблюдениям, как только появляются признаки решения не в пользу ГК «Холидей», они сразу выплачивают задолженность. Есть определенные ограничения  – если тот или иной иск дойдет до своего логического конца, и последует арест активов, способствующий остановке бизнеса, то компания этого не допустит.  Важно, что несмотря на эти иски, у них ни разу не было технического дефолта. С одной стороны, иски могут  говорить о не очень хорошем финансовом состоянии группы компаний. С другой стороны, такое поведение можно рассматривать как финансовую стратегию – прекращать работу с тем или иным поставщиком, но полгода еще иметь возможность «крутить» их деньги.  Вопрос, как на это смотреть. Может быть, это и единственно правильная  стратегия, учитывая ситуацию в компании», — сообщал ранее «КС» Виктор Шкуренко.

С такой позицией соглашаются и аналитики, отмечая, что сложившаяся ситуация с поставщиками вероятно позволила группе компаний ликвидировать часть общей кредиторской задолженности, но кардинальным образом не выправила ситуацию. Вместе с тем, ситуация с группой компаний в целом и рисками ее банкротства не означает, что «Холидей» не сохранит отдельные магазины, например «Фермер-Центр.рф».

«У этого направления есть перспективы.  Конечно, важно понимать, что культура здорового питания очень часто у людей только в головах, а в итоге в топе продаж сетей — замороженная курица и бананы. Как ни крути, есть предположения, а есть факты. Да, эта тема будет развиваться, особенно на фоне того, что при усиливающейся конкуренции на рынке у нас наблюдается, к сожалению, потеря качества самого продукта. В этой ситуации, когда фермерские продукты будут продаваться по справедливой цене без потери качества, они точно будут иметь своего покупателя. Также у супермаркетов и гипермаркетов есть возможность развивать это направление как отдельный сегмент. И это позволяет отстроиться от конкурентов в будущем, когда, условно говоря, будут десятки гипермаркетов вокруг одного крупного города», — поясняет экс-директор по продажам «Ашан Россия» Олег Ермишкин.

С такой позицией согласна и коммерческий директор ТХ «Сибирский Гигант» Ольга Занина. «К сожалению, это направление не показывает большого спроса покупателем на новосибирском рынке — пока те игроки, которые есть, закрывают потребность в подобных товарах. Что касается «Фермер-центр.рф», я общалась с представителями компании по этому проекту. В принципе, для нас, региональных сетей, главная задача — уйти от брендов. И они ее выполняют. Это не значит, что в этих магазинах представлен фермерский продукт. Это их зонтичный бренд, который они разработали и планируют развивать. Это стратегия выживания», — отмечает Ольга Занина.

«КС» будет следить за дальнейшим развитием событий.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ