Нет худа без добра…

Для меня нынешний кризис имеет несколько аспектов.

Самый верхний и, наверное, самый простой — житейский. Я как человек, в известном смысле, советского, в чем-то даже имперского, мышления испытываю некоторое злорадство, связанное с очевидным крушением равнения на Запад. Нам 20 лет внушали идею о незыблемости и правильности современной американской экономической модели, о парадигме успеха и биржевых достижениях как абсолютном мериле этого самого успеха. Оказалось, что не все «истины» верны. Не ставя под сомнение саму идею рыночной экономики, все же позволю себе напомнить тезис о многообразии как двигателе прогресса в самом широком смысле.

Следующий аспект — эмоциональный. Безусловно, после нескольких сытых лет тяжело утягивать пояса. Библейская притча про семь тучных коров и семь тощих вспоминается уже по факту. Конечно, кризисом нас не убьешь, особенно тех, кто на своей шкуре испытал и 1993-й, и 1998-й. Однако любые изменения вызывают обратную реакцию. Общество в кризисные времена становится более толерантным, в том числе к неоднозначным решениям. Становятся допустимыми те меры и решения, которые в стабильные времена не приветствуются. В том числе сокращение рабочих мест, замораживание зарплат, сокращение социальных программ бизнеса. Плюсовой стороной этого аспекта я бы назвал внутреннюю мобилизацию как отдельных людей, так и бизнес-единиц. Именно сейчас возникают серьезные предпосылки для роста производительности труда.

Ну и деловой аспект кризиса. Я не склонен драматизировать ситуацию. В широком смысле и в более глубоком временном разрезе ситуация склонна к стабилизации. Кризисы провоцируют изменения, изменения вызывают перемены. Прежде всего меняются правила, расстановка сил. За последнее десятилетие рынок был выстроен под конкретных игроков, были определены квоты участия, сформированы пределы вхождения. Соответственно, все, кто был внутри рынка, стали менее гибкими, поскольку действующая модель поведения оказалась успешной, и она, эта модель, транслировалась на будущие периоды. Как следствие, порог вхождения стал ниже. Оговорюсь, что это рассуждение общего порядка: безусловно, есть компании, которые целенаправленно управляют изменениями и/или оказываются более восприимчивы к предвестникам перемен. В этом смысле могу выразить свое уважение, например, Альфа-Банку.

Что делать?

Для начала о том, чего точно не надо делать: в условиях кризиса нельзя менять менеджмент, если только эта команда управленцев не провалилась по полной программе. Ведь это серьезное изменение корпоративной культуры, и не надо недооценивать ее влияния на эффективность управления, особенно в ситуации внешней неопределенности.

Наша компания занимается промышленным и гражданским строительством. К сожалению, строительство жилья не является предметом первой необходимости для выживания экономики в целом. Вспомните Великую Депрессию: деньги вкладывались в строительство инфраструктуры. Бурное развитие жилищного строительства последнего десятилетия обусловлено несколькими факторами: удобный, относительно малый вход в бизнес, быстрая отдача, «дешевые» деньги и высокий спрос. Ситуация изменилась по всем векторам.

Думаю, на некоторое время темпы роста отрасли будут достаточно невысоки. Для возобновления спроса необходимы следующие условия:

государственные приоритеты, выраженные в государственной поддержке жилищного строительства; доступные частным инвесторам «длинные» деньги, прежде всего возвращение приемлемых ставок по ипотеке; уверенность среднего класса в завтрашнем дне.

Надеюсь, что к 2011-му мы сможем превысить показатели 2007–2008 годов.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ