Почему Ford постоянно меняет дилеров в Омске?

Как стало известно «Континенту Сибирь», компания Ford вновь нашла нового партнера в Омске. Официальным дилером марки станет крупный местный мультибрендовый игрок – ГК «Феникс-Авто» Сергея Сырникова. Подобные изменения происходят с маркой далеко не в первый раз. С чем это связано, и как решение Ford повлияет на расстановку сил на омском рынке – в материале «КС».

Справка. Группа компаний «Феникс-Авто» основана Сергеем Сырниковым и является официальным дилером Hyundai, Mazda, Honda, Subaru, Suzuki, Skoda, Yamaha, HDX, Stels в Омской области. Ранее она также в разное время являлась официальным дилером Audi, Citroen, Lada, уполномоченным партнером Toyota в Омской области. Также группа компаний включает в себя одноименную сеть сервис-маркетов.

Новый партнер

О том, что новым официальным дилером Ford в Омске станет ГК «Феникс-Авто», стало известно от участников рынка. Информацию «КС» подтвердили вице-президент Ford Sollers по маркетингу, продажам и сервису Антон Карпов и генеральный директор ГК «Феникс-Авто» Сергей Сырников.
По данным «Феникс-Авто», ориентировочная дата запуска дилерского центра Ford в Омске намечена на сентябрь текущего года. Он будет располагаться в дилерском центре на Маяковской. Сейчас эту площадку занимает Mazda, но предполагается, что в ближайшее время японская марка переедет в автокомплекс на улице Суворова, который будет являться для нее постоянным решением. Строительство отдельного салона для Ford в будущем не планируется – салон на Маяковской будет считаться полнофункциональным.

Площадь шоу-рума Ford под легковые автомобили составит 350 кв.м., под коммерческий транспорт – 200 кв.м. Сервисная зона будет занимать 260 кв.м.
В настоящее время единственным официальным дилером Ford в Омске является ГК «Евразия Моторс» Ильи Фридмана. Это самый крупный мультибрендовый авторитейлер Омской области: помимо Ford в его портфеле также Citroen, Peugeot, Mitsubishi, Nissan, Datsun, Renault, KIA, Hyundai, Volkswagen. Кроме того, «Евразия Моторс» является утвержденным кандидатом в официальные дилеры Mercedes-Benz в Омске. Действующий салон Ford на Рабочей авторитейлер запустил летом 2016 года.

По словам Антона Карпова, дилерский договор с «Евразией Моторс» расторгать не планируется. Вместе с тем, по мнению наблюдателей, текущей емкости омского авторынка по марке Ford вероятнее всего не хватит для двух игроков. По данным АЕБ, по итогам 1 квартала 2018 года в Омске было продано 29 новых автомобилей Ford. Для сравнения: за этот же период в Новосибирске было реализовано 104, в Иркутске – 93, в Красноярске – 70 новых автомобилей Ford. Таким образом, по мнению участников омского рынка, бизнес по этому бренду может быть нерентабельным для каждого из двух дилеров в случае, если «Евразия Моторс» продолжит работу с брендом и дальше. Однако с учетом пополнения портфеля брендов «Евразии Моторс» другими брендами, авторитейлер, по мнению экспертов, вероятнее всего может перепрофилировать площадку под другую марку. Напомним, что на сегодня тендер по Омску проводят такие бренды, как Skoda, Jaguar Land Rover. Более того, «Евразия-Моторс» ранее уже отказывалась от бренда Ford, поэтому с большой долей вероятности может это сделать и вновь, отмечает источник, близкий к авторитейлеру.

В самой ГК «Евразии Моторс» это не комментируют.

Хронология присутствия марки в Омске

Стоит отметить, что Ford имеет богатую историю взаимодействия с дилерами в Омске. Этот бренд изначально можно было считать одним из самых «желанных» среди автодилеров региона.

Первым официальным дилером марки Ford в Омске являлась компания «Сибпромммаркет» Владимира Красных, которая построила для нее полнофункциональный салон на улице Суворова общей площадью 3289 кв.м., что значительно превышало параметры аналогичных салонов в близлежащих городах Сибири. Позже к «Сибпроммаркету» присоединился второй дилер марки — автоцентр «Стайер» Дмитрия Потемкина, который также возвел полнофункциональный салон Ford на улице 10 лет октября общей площадью 2670 кв.м. Вместе с тем, в условиях кризиса 2009-2010 годах оба дилера попали в сложную финансовую ситуацию и были признаны банкротом по иску одного и того же кредитора — «НОМОС-банка», после чего их салоны были забраны за долги. В результате оба объекта выкупила ГК «Феникс Авто» Сергея Сырникова и разместила там другие бренды.

Первый салон Ford в Омске компании «Сибпроммаркет». Архивное фото

В салон «Сибпроммаркета» зашла компания «Сибирь Авто» Александра Моисеева, сохранив за этой площадкой бренд «Форд-Омск». Кроме того, дилерство Ford летом 2012 года получил крупнейший омский авторитейлер ─ ГК «Евразия Моторс» Ильи Фридмана. Однако в такой конфигурации марка просуществовала недолго. Уже в октябре 2013 года группа компаний «Евразия-Моторс» приняла решение об отказе от дилерства марки Ford и закрыла салон на Рабочей. Такое решение было принято на волне недовольства дилерами политикой дистрибьютора и тем, что Ford не учитывал интересы региональных дилеров.

Первый салон «Евразии-Моторс» в Омске. Фото из архива ГК «Евразия Моторс»

С этого момента единственным официальным дилером марки оставался «Форд-Омск». Однако 31 декабря 2016 года и эта компания объявила о прекращении полномочий официального дилера марки, закрыв салон на Суворова и предпочитая отныне заниматься лишь сервисным обслуживанием автомобилей.

В свою очередь ГК «Евразия Моторс», ранее поступившая аналогичным образом, в связи со сложившейся ситуацией решила попробовать возобновить деятельность по бренду Ford, но уже на другой площадке. В конце 2016 года авторитейлер открыл новый салон марки на улице Рабочей. Площадь дилерского центра составляла 280 кв. м, сервисная зона — 756 кв.м. и включала в себя 6 постов сервиса.

В такой конфигурации марка работала в Омске до текущего момента. Как выше писал «КС», с грядущим запуском ГК «Феникс-Авто» на Маяковской «Евразия-Моторс» может вновь свернуть свое присутствие по бренду Ford. Таким образом, марка вновь вероятно останется с одним дилером в Омске.

Меж двух огней

В свою очередь группу компаний «Евразия Моторс» и группу компаний «Феникс-Авто» на сегодня можно считать наиболее крупными мультибрендовыми дилерами Омска и главными соперниками в борьбе за те или иные бренды.

На сегодня в портфеле «Евразии Моторс» такие марки, как Ford, Citroen, Peugeot, Mitsubishi, Nissan, Datsun, Renault, KIA, Hyundai, Volkswagen. Также в скором времени эту линейку пополнит Mercedes-Benz. Главой «Евразии-Моторс» является крупный омский бизнесмен Илья Фридман, глава компании «Ф-Консалтинг», сын известного и влиятельного омского предпринимателя Геннадия Фридмана. Несмотря на небольшую емкость регионального рынка, Илье Фридману удалось вывести «Евразию-Моторс» на первые строчки не только в Омской области, но и в целом по Сибири, если брать за расчет долю рынка в основном регионе присутствия. Несмотря на то, что группа компаний активно пополняет портфель представляемых брендов, участники рынка отмечают, что Илья Фридман очень тщательно подходит к экономике каждого из брендов и обладает хорошей переговорной силой по отношению к дистрибьюторам, что позволяет ему в большинстве случаев отстаивать свои условия по формату присутствия того или иного бренда. В этом смысле наблюдатели считают, что «Евразия Моторс» вряд ли пойдет по пути новосибирских «МАКС Моторс» или «СЛК-Моторс», накопивших большой портфель брендов, но вынужденных впоследствии уйти с рынка.

Дилерский центр «Феникс-Авто» на Маяковской. Фото из архива «КС» (2015 год).

В свою очередь основанная Сергеем Сырниковым группа компаний «Феникс-Авто» официально представляет в Омске такие автомобильные бренды, как Hyundai, Mazda, Honda, Subaru, Suzuki, Skoda. Кроме автомобильных и мотобрендов группа компаний владеет сетью сервис-маркетов, имея тем самым дополнительные источники дохода. По показателю доли рынка в основном регионе присутствия «Феникс Авто» не входит в ТОП-10 дилеров СФО. Но несмотря на то, что в портфеле группы компаний есть достаточно непростые для региона марки, в условиях кризиса «Феникс Авто» смогла оптимизировать свое присутствие, добившись за счет передислокации отдельных брендов более эффективной экономики бизнеса в целом.

Учитывая, что у обеих авторитейлеров есть свободные мощности и ресурсы для пополнения портфеля новыми брендов, можно говорить о том, что основная конкуренция за последние годы разворачивается на сегодня именно между ними. Ее наиболее активный этап был связан с соперничеством за активы «Сибпроммаркета» и «Стайера» после ухода с рынка обоих компаний в 2009-2010 годах. Как выше писал «КС», оба салона достались ГК «Феникс-Авто», хотя на них претендовала в том числе и ГК «Евразия-Моторс». Более того, ГК «Феникс-Авто» в это же время приобрела еще и дилерский центр Skoda-Subaru ГК «Эдель-Авто», расширив свои мощности и пополнив «копилку» брендов.

Конкуренция стала проявляться и в разрезе конкретных брендов. Так, «Феникс-Авто» стала вторым дилером по марке Hyundai – бренда, который ранее представляла в регионе только ГК «Евразия Моторс». В свою очередь бренд Citroen, который ранее развивала «Феникс Авто», перешел «Евразии Моторс» как дилеру Peugeot.

Кроме того, еще одним брендом, по которому может развернуться конкуренция, является Skoda. Сейчас ее дилером является «Феникс-Авто», однако дистрибьютор ищет в регионе второго дилера. Среди возможных претендентов участники называют «Евразию Моторс». Такая версия выглядит достаточно логичной, учитывая, что уже сейчас авторитейлер официально представляет в регионе «родственный» бренд Volkswagen. Однако на текущий момент дистрибьютор еще не закончил сбор заявок и не подвел итогов тендера по этой марке в регионе.

Наконец, в настоящий момент интересы двух авторитейлеров пересеклись и по бренду Ford. Насколько этот бренд оправдает ожидания «Феникс-Авто», поможет ли укрепить позиции, и чья политика окажется более оправданной в текущих экономических условиях, покажет время.

«КС» будет следить за дальнейшим развитием событий.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ