Супермаркеты уступят рынкам?

Такое следствие кризиса, как снижение покупательской способности, ощутили на себе большинство отраслей потребительского рынка. И даже, казалось бы, наиболее стабильный продуктовый ритейл не устоял перед стремлением рядового покупателя экономить семейный бюджет. Наверняка многие заметили расцвет новых форм торговли в городах, возвращающих нас в советское прошлое, когда популярны были уличные или крытые рынки. Более того, власти многих городов с удовольствием поддержали идею возвращения к различным ярмаркам и рыночным форматам. С одной стороны, это своеобразная поддержка местного производителя, а с другой — помощь экономному покупателю, ведь рынки всегда ассоциировались с широким выбором и выгодными ценами, а эти преимущества сейчас как никогда актуальны.

Значит ли это, что рынки, существовавшие в последнее время как рудимент нецивилизованной торговли, с которой так долго боролся сетевой ритейл, продвигая на рынок современные форматы, медленно, но верно завладеют доверием и бюджетом нынешних посетителей супермаркетов?

При всей справедливости этого вопроса я уверен, что, несмотря на растущую популярность рынков, риска массового оттока покупателя к ним нет. Пожалуй, было бы глупо спорить с тем, что цена для покупателя — один из ключевых факторов, которым он руководствуется при выборе места покупки, и он всегда будет идти за более выгодным ценовым предложением, особенно сейчас. Даже в Европе, где магазины современного формата появились давно и стали неотъемлемой частью потребительской культуры, последние полгода также ощущается отток покупателей, более того, появляются некие подобия уличных рынков.

И тем не менее ситуация, когда клиент ищет более выгодное ценовое предложение на рынке, — временная. Кроме того, убеждение «рынок = дешевле» — лишь устаревший стереотип. Сейчас наиболее выгодное предложения могут предоставить большие продуктовые сети, способные делать это за счет своих размеров и оборотов, на что отнюдь не всегда способен рынок.

Стоит согласиться с тем, что и некоторые производители в последнее время смотрят в сторону рыночных форматов, получая преимущество напрямую продавать свой товар без договоров с сетями. Но я думаю, что у компаний федерального значения в стратегии развития точно нет идеи переориентироваться с цивилизованной розницы на формат уличного рынка.

Расцвет рыночных форматов — это временная ситуация. Так или иначе, с точки зрения производителя более экономно и удобно работать с современными сетями, чем самостоятельно выстраивать продажи на рынках. Да, вероятно, эта тенденция будет удерживаться некоторое время, но это не та ситуация, которая будет развиваться и угрожать современным форматам.

Большинство жителей городов уже успели ощутить преимущества, которые они получают, приходя в современные магазины, гипермаркеты, супермаркеты или дискаунтеры. Человек, пришедший купить килограмм сахара, груш, что-то из молочной продукции, колбасных изделий плюс набор посуды для пикника на природе, придя на рынок, будет вынужден отстоять пять очередей. А если на улице идет дождь, то отстоять их в довольно неприятной обстановке. Естественно, совершить такую покупку гораздо проще, приятнее и удобнее в супермаркете, где он выберет все своими руками, внимательно посмотрев на каждый товар, пройдя одну очередь, подкатив тележку с покупками к машине. Это те простые, понятные, но очень ценные преимущества, которые заставляют покупателя делать выбор именно в пользу современных форматов.

Сегодня многие люди идут на рынок, а не в дискаунтер во многом благодаря волшебному имиджу рынка как места дешевых покупок, который рынок приобрел давно и сейчас уже его не оправдывает. Я знакомился с исследованиями европейских специалистов, показавших, что на рынке не только не дешевле, но еще и нет гарантии качества свежести, за которую всегда так ратуют рынки и что называют своим преимуществом.

Разумеется, рынки не исчезнут окончательно. В конце концов, есть те, кто просто любит ходить на рынок, это своего рода ментальная привычка, и такая форма торговли должна существовать как альтернатива, но я уверен, что ее доля на глобальном потребительском рынке будет весьма незначительной по сравнению с современными сетями.

 

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ