Лучше горькая правда, чем сладкая ложь

Оглядываясь на несколько прошедших месяцев, ловлю себя на ощущении, что за это время я прожил уже год. Плохо или хорошо? Тяжело…Крайне тяжело… Это влияние кризиса. В последнее время я автоматически просыпаюсь в 6 часов утра просто потому, что не дают покоя неприятные решения, принимать которые нужно постоянно. Это сложно, но у меня жизненная философия такова, что я всегда предпочитаю отталкиваться от самого худшего: если я уже умер, то мне должно быть все равно; если нет – это уже хорошо. Остальное – ерунда. Но когда я читаю авторские колонки коллег-колумнистов здесь, у меня складывается такое ощущение, что все они стремятся перещеголять друг друга заверениями в том, что у них все отлично. Это массовый психоз на предмет того, что все хорошо. Позиция страуса, в конце концов. А на самом деле это не что иное как защитная реакция на свалившиеся на людей проблемы. Желание говорить на любые темы, кроме той, которая тебе неприятна и действительно беспокоит. Стремление показать себя такими, какими они бы хотели быть. Я в такой ситуации задаю собеседнику один вопрос: «У вас в компании кассовый разрыв растет или уменьшается?» Если второе, то все действительно неплохо – по крайней мере, пока. Если нет, то зачем другим вешать лапшу на уши? Однажды еду в машине, а в соседнем со мной ряду – собрат по авторской колонке, и у него на лице написано, что человек загружен по полной программе…

Кстати, я еще до кризиса наблюдал за действиями новосибирских строителей и думал: «Когда же вы поймете, что сами себя в гроб загоняете тем, что не можете рассчитать финансовые риски, что хапаете площадки и наращиваете будущие убытки?» – ибо тренды во всем мире уже демонстрировали мыльный пузырь… Увы, практика показала, что в России кредиты – это чаще всего наркотик для бизнеса. Кто-то возразит, что без кредитов нельзя вести бизнес, – но тогда закладывайте максимальные риски в кредиты! У компаний есть соблазн показать, что растет EBITDA, что рентабельность за счет привлеченных денег условно превышает Х%. Раньше я мерил бизнесы выручками, а потом понял, что в качестве мерила нужно использовать долговую нагрузку. Мне просто непонятно, зачем вести бизнес, если долг превышает годовую прибыль в шесть-девять раз? Работа ради работы – или работа ради статуса владения большим бизнесом? Временно влезть в долг ради мечты жизни, наверное, можно. Но если долг мечты тянет на девять лет работы – это уже не мечта, а ярмо.

Как человек человека я могу понять господина Коновалова и прочих колумнистов. Ведь если ты признаешь, что все плохо, – значит, нужно думать и что-то делать, чего-то лишиться за свою рискованную кредитную политику. Далеко не каждый к этому готов. Я не злорадствую и не завидую, но, на мой взгляд, сегодня лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Хотя можно и поспорить.

С господином Иноземцевым я бы также не согласился. Он заявляет, что лошадей на переправе не меняют. А что мне делать, если у меня человек или команда провалили поставленную перед ними задачу? По идее их нужно увольнять – а я им должен денег за проделанную «работу». И какое мне решение принять? Можно спустить все на тормозах, говорить красивые слова и таким образом нажить себе еще большую кучу проблем в будущем – а можно принять неприятное решение. Мучиться, корить себя, но принять потому, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Еще одно мнение – что женщинам сегодня самое время отстраниться от бизнеса и рожать. Нет, конечно, можно расслабиться, но практика показывает, что страх перед будущим блокирует все желания, а неопределенность пугает. Такое впечатление, что люди придерживаются принципа «чем глубже ты спрячешься в кокон, тем лучше тебе станет». Но сам от себя не убежишь.

Если человек врет – он тратит гораздо больше энергии, чем тогда, когда говорит правду. Ему нужно держать два состояния: помнить о том, что он наврал, и о том, в каком состоянии он пребывает на самом деле. Если врешь еще больше, то происходит колоссальный отток энергии – и, как следствие, наступает разбалансировка организма, начинаются проблемы со здоровьем и т.д. Горькая правда в конечном итоге будет полезнее для здоровья, хотя и заставит тебя нервничать. Ты должен сбрасывать энергию. В конце концов, объяви себя банкротом. Не хочешь? Тогда не сиди и не жди – думай, что делать. И действуй! Иначе накапливаемая негативная энергия рано или поздно все равно прорвется – и, скорее всего, в уродливой форме.

Кстати, многие воспринимают признание того, что им плохо, как слабость. Я в такой ситуации апеллирую к восточной мудрости. Куда течет река – вверх или вниз? Вниз! То есть кто ею управляет? Тот, кто находится в низовьях! Слабый часто побеждает сильного, или по-другому: мягкое побеждает твердое… Алгоритм простой. Тебе это нравится? – Да/Нет. «Да» – предпринимай все возможное и исправляй ситуацию. «Нет» – признайся, что слаб, и живи с этим.

Кто-то, не будучи в моей шкуре работодателя (я имею в виду наемных сотрудников), завидует: «А вам-то что? Вы же структуру потребления не изменили! Вам-то хорошо!» Я хочу им напомнить: хорошо там, где нас нет. К примеру, мое психологическое состояние не лучше, чем твое, потому что я тебе еще и должен. Я хочу тебе отдать деньги, но не могу – просто нечем! То есть мне на 1%, но тяжелее. Хочешь поменяться местами? Тогда у тебя будет +1%! Мне на твоем месте тоже было бы некомфортно, так как я буду вынужден решать проблему, где найти средства, чтобы кормить семью.

Сейчас можно делать две вещи – жаловаться и бравировать, а реальность находится где-то посередине. Ну будь честен перед собой – признайся: «Да, мне тяжело и неприятно, но двигаться-то нужно!» – и это движение позволит тебе найти решение массы проблем! Посмотри, все ли ты предпринял для того, чтобы выкарабкаться из сложившейся ситуации. Скорее всего окажется, что нет. Тогда думай и предпринимай. Приготовься к тому, что многие твои действия, предпринятые в течение ближайших месяцев, будут, возможно, неприятными. Это шокотерапия. Ты готов принимать неприятные решения? Нет? Сдался? – Закрывайся! Да? – Работай!

Кстати, гнобить себя тоже не нужно. Кризис при всей своей негативности может дать положительный эффект. Например, я, несмотря на то что мне сейчас эмоционально неприятно, чувствую себя в кризисе как рыба в воде, потому что в такое время я наиболее эффективен, и дедлайн заставляет меня двигаться и принимать решения в пять раз быстрее, чем в спокойное время, – иначе смерть! Признаюсь: мои настроения в течение дня могут меняться от упаднических при рассмотрении отчета с кассовым разрывом до эйфории при любой хорошей информации. Бывает, что сил нет, но сдаваться не хочется – да и умирать не время!

В итоге в любом случае респект всем предпринимателям, в том числе коллегам по авторской колонке, которые делают попытки выжить в данной непростой ситуации и не сдаются!

P.S.

Текст этой статьи я писал в мае, и удивительно, что она оказала на меня очень позитивное воздействие. Руководствуясь написанным, я вышел из кассового разрыва, заменил 85% руководящего состава и думаю, что в течение двух месяцев смогу выплатить оставшиеся долги, – они очень небольшие по сравнению с тем, что было три месяца назад…

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ