Броневички в Интернете

В интернете протестуют. Против всего. Дозволенные в общественной жизни способы протеста не работают, а все больше и больше в окружающей действительности раздражает людей. Протестовать сегодня просто — достаточно нажать на кнопку «Мне нравится» из плагина Facebook или перепостить протестную запись в ЖЖ.

«Олег, ты проснешься и офигеешь!» — написал один из протестантов в поддержку избитого журналиста Олега Кашина. Это важная черта современного протеста — тот, кого ты поддерживаешь, не обязательно должен просить помощи или вообще быть согласен на такую поддержку. Желание протестовать, желание выражать свои политические воззрения не зависит от повода.

Журналист, которого избили, потому что — по-парфеновски — «услышали», мгновенно стал символом борьбы, протеста и гражданского самосознания. Превратившись в «рупор эпохи» силами неизвестных ему прежде людей, Кашин вдруг стал причиной целого ряда протестных акций. Причем, акций «многослойных». Одни, помимо того, что выходили на одиночные пикеты с требованием найти заказчиков преступления, раскручивали предложение «зафрендить Олега Кашина» в ЖЖ — и так посильно поддержать журналиста в частности и свободу слова в целом. Другие в ответ напоминали, что дело не в конкретном Кашине, а в полицейской системе, и спрашивали — опять же посредством перепоста в ЖЖ и акций на Facebook’е: «А кто зафрендит всех нас?»

Таких акций, нанизанных на другие акции, в интернете сегодня десятки. Тут вам и «переписные» призывы «Скажи переписчику: «Я — сибиряк!» и «Скажи переписчику: «Я — казак!» — и как ответ на них: «Скажи переписчику: «Я — русский!» Здесь акции в поддержку, акции в защиту, акции «против» и акции «за». Сегодня в интернете модно и достаточно легко, — не столько протестовать, сколько выражать собственное мнение.

Основных инструментов для формирования протестных акций в интернете пять: это блоги в LiveJournal, аккаунты Facebook и Вконтакте, записи в твиттере и видео на YouTube. Именно на этих площадках разворачивается львиная доля дискуссий, обсуждений и споров. Именно здесь — и новые пивные бары Мюнхена, и клубы «Зеленой лампы», и салоны Волконских. Онлайн, не выходя из дома, каждый житель России может выразить здесь свое мнение, поддержать кого-то или наоборот — выступить против чего-то.

Эти площадки опробованы неоднократно: обращение Алексея Дымовского к Путину было выложено на YouTube, одиночные пикеты у здания МВД в поддержку Олега Кашина координировались посредством твиттера, политики все чаще заводят блоги в ЖЖ, а у каждой протестной группы есть свое сообщество на Вконтакте или Facebook. Заметим, что как соцсеть Цукерберга — в России пристанище прозападной интеллигенции, так и его отечественный «более попсовый» аналог обладают очень важной функцией — организаторы могут связываться с участниками акций непосредственно через сайт, создать свою сеть внутри уже существующей сети, и рекламу вашему сообществу создадут уже сами его участники. Первое правило таких «бойцовских клубов»: всегда и везде говори о «бойцовских клубах».

Чтобы найти сторонников, сегодня не обязательно кричать на площадях и созывать тайные сборища. Группа Вконтакте или сообщество в ЖЖ собирают протестную аудиторию ничуть не меньшую, чем речи с броневичков. Главное, чтобы и те, кто стоит на этих виртуальных броневичках, и те, кто «слушает» их выступления, не забывали, что лишь нажав кнопку «Перепост» они проблему не решат. Чтобы действительно повлиять на власть, чтобы защитить свои интересы, нужно хотя бы иногда отключаться от интернета, и начинать что-то делать. А это дается новому поколению юзеров все труднее и труднее.

Кстати, с соцсетями тоже связаны интересные протестные акции — начать с «Дня без Вконтакте», который пришел к нам из-за океана под названием «День без Facebook», и закончить волнениями на самом популярном российском сайте, когда его владелец Павел Дуров решил внести изменения в дизайн Вконтакте, не спросив «разрешения» у пользователей. Неизвестно, сколько раз Павла прокляли, сколько пользователей из 80 миллионов, заявленных на сайте, добавилось в сообщества «Против микроблогов» и «Верните Стену!» — но только основатель Вконтакте решил со «своим народом» не связываться и пошел на компромисс.

Одним из наиболее интересных протестных движений, образовавшихся сегодня в интернете, можно назвать серию акций «За наше время». После того, как Президент Медведев огласил ровно год назад на послании Федеральному Собранию идею сокращения часовых поясов в России, особо ретивые губернаторы бросились наперебой исполнять предписание главного чиновника страны. Учитывая, что реальной возможности высказать свое мнение и быть услышанными у россиян нет, мнение населения территорий, которые вдруг в одночасье должны были проснуться в непривычном часовом поясе, никто не спрашивал.

Как-то сами собой стали на час ближе к Москве в Кузбассе — без особых споров и скандалов. Ну да, в Кемерово не принято устраивать демарши против региональной власти. Не успела омская общественность на интернет-форумах обсудить — не всегда цензурными словами — предложение губернатора Полежаева об интеграции Омска и Новосибирска с московским часовым поясом (чтобы, как заявил губернатор, ему было проще решать вопросы с Кремлем), как депутаты местного заксобрания проголосовали за то, чтобы разница между Омском и Москвой составляла не 3 часа, как раньше, а всего лишь 2. «Единственный плюс перевода стрелок, — заметил в неформальной беседе один из омских депутатов, — это то, что теперь европейский футбол можно будет смотреть еще до полуночи».

Если в этих регионах протесты дальше разговоров «в интернетах» не двинулись, то, например, в Самаре, где общественное движение традиционно более активно, чем в Сибири, реально протестовали против подтвержденной местным парламентом инициативы губернатора Артякова. Начавшись в Facebook, ЖЖ и Вконтакте, протест выплеснулся на площади областного центра, куда самаряне вышли с фонариками — как бы показывая, что синхронизация с Москвой не выгодна простым людям, которым предстоит возвращаться домой с работы по темноте — а про сбой биоритмов человеческого организма никто уже и не вспоминает.

Тем не менее, несмотря на довольно слабую оффлайн-поддержку этого протестного движения и откровенную неготовность населения отстаивать свои интересы, в случае, если участникам движения «За наше время» удастся синхронизироваться друг с другом, «борьба за свое время», пожалуй, может объединить значительное число россиян.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ