Дорожный каркас Новосибирска: планы и конфликты

Нужны ли и кому нужны в первую очередь масштабные транспортные стройки вокруг Новосибирска? В какую сумму они обойдутся, к столкновению каких интересов могут привести, разбирался «Континент Сибирь».

Сегодня, после того как завершена разработка долгосрочных стратегических документов транспортной инфраструктуры, разработчики предложили Новосибирску несколько масштабных дорожных объектов. Они обосновали и расставили точки над «i» в вопросе целесообразности и очередности развития транспортного каркаса крупнейшего мегаполиса Сибири. Несомненно, конфликты и трения возникнут во время реализации этих амбиционных проектов как из-за интересов групп влияния, так и мнений городской общественности. «Континент Сибирь» разбирался в вопросе и выявил «болевые» точки перспективного развития транспортной системы областного центра.

Взгляды на пути развития улично-дорожной сети крупнейшего города за Уралом всегда диктовались различными подходами и были представлены самыми разными точками зрения. Несколько лет назад в областном центре активно дискутировался вопрос целесообразности строительства транспортной развязки на Южной площади и нового Бугринского моста, который образно назвали «вечнозеленым» и который взял на себя лишь небольшой трафик между берегами Оби. Бытовало мнение о нецелесообразно потраченных бюджетных средствах. Тогда депутаты, общественники, простые горожане стали задаваться вопросами, а насколько продуманы проекты, какова их эффективность и степень решения реальных транспортных проблем города и агломерации.

Планируемое перспективное кольцо обходов вокруг Новосибирска

Выстраданная очередность

Сегодня отношение федерального центра к транспортному планированию в городах кардинально изменилось, регионам было рекомендовано создавать документы по транспортному планированию. На текущий момент разработаны стратегические документы, такие как КТС Новосибирской агломерации (комплексная транспортная схема) и ПКРТИ Новосибирска до 2030 года (проект комплексного развития транспортной инфраструктуры). Завершается разработка Стратегии транспортной схемы Новосибирской области. Соответственно, пришло понимание и видение логики развития дорожной системы крупнейшего областного центра страны.

На запрос «Континента Сибирь» в министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области об очередности строительства крупных транспортных объектов был получен следующий ответ: «В настоящее время более приоритетными проектами являются мостовой переход через р. Обь в створе ул. Ипподромской в Новосибирске (2018–2023 гг.) и Юго-Западный транзит (начало работ 2020 г.). Наличие данных объектов позволит замкнуть создаваемое с 2011 года транспортное кольцо вокруг Новосибирска, создать единое транспортное пространство на базе опережающего развития сбалансированной интермодальной транспортной системы как федерального, так и регионального уровней, осуществить переход к сетевой конфигурации транспортной сети за счет развития региональных автодорожных хордовых транспортных связей, развить транспортные системы городских агломераций, а также увязать его с развитием федеральной, региональной и муниципальной транспортной инфраструктуры».

Таким образом, стратегия развития транспортной инфраструктуры областного центра на ближайшую перспективу просматривается и будет реализована в порядке следующей очередности. Приоритетным станет крупнейший инвестиционный проект — Центральный мост через Обь в Новосибирске в створе улицы Ипподромской. Также продолжится строительство 79-километрового Восточного обхода областного центра. Следующий шаг — Юго-Западный транзит. А в более отдаленной перспективе на повестку встанет вопрос Южного обхода с мостовым переходом в Нижнеельцовском створе. Одновременно ведется строительство вылетных автодорог из областного центра, работы по которым предусмотрены в рамках программы «Безопасные и качественные дороги».

Глава Новосибирской области Андрей Травников отметил на прошедшем в мае Транспортном форуме Сибири, что «мы действительно находимся в центре транспортной системы Сибири, и, безусловно, насколько эффективно будет работать наш транспортный каркас, настолько комфортные и способствующие экономическому развитию условия мы создадим для всех регионов СФО».

Казалось бы, все точки расставлены, определены ключевые направления. Но вопросы остаются.  «Мы плотно общаемся с разработчиками Стратегических документов и говорим о том, что правильно расставленные приоритеты и очередность нужно выстраивать с точки зрения сегодняшнего дня, сегодняшних проблем Новосибирска. Нужно продолжать реализацию начатых проектов, таких как вылетные автотрассы из областного центра. Так исторически сложилось, что выезды из города — это узкое место дорожно-транспортной сети. Продление Бугринского моста и Восточный обход — это важные перспективные магистрали для транзитных потоков. Но все же нужно, чтобы уже сегодня был получен эффект», — отмечает заместитель председателя комитета по транспорту Законодательного собрания Новосибирской области Сергей Титков.

Мост политборьбы

Впрочем, вопрос об очередности и нужности для города-миллионника тех или иных масштабных объектов улично-дорожной сети некоторое время назад приобрел в областном центре «политическую окраску». Эту тему попытались «раскрутить» в преддверии губернаторских выборов, назначенных на сентябрь текущего года.

Мэр Новосибирска Анатолий Локоть неоднократно заявлял о том, что у него много замечаний к проекту строительства четвертого (Центрального) моста через р. Обь в створе ул. Ипподромской. «Я предполагаю, что государственные средства можно было бы в данном случае использовать с большим эффектом. Я понимаю тех, кто сегодня высказывается за этот проект. Они говорят о том, что это привлечение инвестиций 26 млрд рублей в развитие инфраструктуры Новосибирска», — отмечал Анатолий Локоть. С точки зрения градоначальника эффективнее было бы сосредоточиться на развязках, в частности, на незаконченных проектах, среди которых подъезды к Бугринскому мосту (Юго-Западный транзит). «Для города было бы полезно заканчивать подобные объекты, делать удобные и эффективные развязки и тем самым облегчать транспортную ситуацию в городе», — отмечал мэр. Это заявление было сделано в ноябре 2017 года, накануне подписания концессионного соглашения между администрацией Новосибирской области и концессионером ГК ООО «ВИС».

Центральный мост в створе ул. Ипподромской — первоочередной масштабный проект областного центра. Фото: АО «Институт «Стройпроект» (Санкт-Петербург)

Критику проекта Центрального мостового перехода также взял на вооружение экс-советник мэра Новосибирска и экс-губернатор Красноярского края Виктор Толоконский. Очевидно, расчет был на то, что тема платного Центрального моста будет «раскручена» для победы на губернаторских выборах кандидата от КПРФ Анатолия Локтя. По мере приближения даты объявления старта предвыборной кампании «мостовая» тема более остро ставилась в публичном пространстве. В своем интервью в марте Виктор Толоконский рассуждал о том, что руководству Новосибирской области следует предпринять попытку отказаться от строительства указанного мостового перехода. «Проект по четвертому мосту плохой. И убежден, что врио губернатора допускает ошибку, опираясь на те наработки, которые были до него сделаны. Что нужно еще глубже рассматривать ситуацию вообще: и с местом, и со сроками строительства моста… Это серьезная управленческая и политическая ошибка. Тут у врио губернатора были все возможности. Предшественники допустили ошибку, и мы по-другому рассматриваем механизм привлечения денег на строительство такого объекта», — заявил Виктор Толоконский интернет-изданию tayga.info.

Впрочем, после объявления 8 июня текущего года о выходе из предвыборной гонки мэра Новосибирска Анатолия Локтя и поддержки им кандидатуры врио губернатора Новосибирской области Андрея Травникова критика строительства перспективного крупнейшего транспортно-инфраструктурного объекта областного центра прекратилась. Несколько ранее, в мае текущего года на Транспортном форуме Сибири — 2018 врио министра транспорта НСО Анатолий Костылевский заявил о том, что проект Центрального моста в Новосибирске максимально готов к началу финансирования. В региональном бюджете на текущий год уже зарезервирована необходимая сумма. В настоящий момент ведутся работы по определению земельных участков, недвижимости, которые попадают в зону строительства.

Также составлен проект организации работ, который согласован со всеми инстанциями. Работы будут начаты с выноса коммуникаций на Южной площади (площадь инженера Будагова), как сообщили наши источники.

Транзит за чей счет?

Если в вопросе начала строительства Центрального моста в створе ул. Ипподромской внесена ясность, и через некоторое время будет дан старт дорожно-строительных работ, то следующим по хронологии на территории областного центра планируется Юго-Западный транзит (обход). Это будет самый крупный по масштабу проект города, который может быть оценен в сумму свыше 56 млрд рублей. Лоббистами этого проекта можно считать председателя комитета по транспорту Законодательного собрания Новосибирской области Федора Николаева и дорожно-строительную компанию «Новосибирскавтодор», которую он ранее возглавлял. Во время Транспортного форума Сибири Федор Николаев говорил о необходимости начать проектно-изыскательские работы и проработку вопросов по моделям финансирования Юго-Западного транзита. По его словам, транспортные модели, которые СГУПС проработал до 2030 года, показали, что даже с вводом в строй четвертого и пятого мостов интенсивность движения по перспективному Юго-Западному транзиту будет высокой — транзит возьмет на себя более 50% потоков. Кроме того, Юго-Западный транзит будет важным городским объектом, завязанным на перемещение транспортного потока между левым и правым берегом.

Федор Николаев отмечает, что проектные работы необходимо начать уже в следующем году. Специалисты оценивают сроки разработки проектно-сметной документации в 2–3 года, а требуемая для этих целей сумма составит порядка 600 млн рублей. Отметим, что столь масштабный проект самостоятельно Новосибирская область не сможет «вытянуть», поэтому необходимо взаимодействие с федеральным центром.

Приостановленные работы на Восточном обходе Новосибирска отодвинули проблему транзита через улично-дорожную сеть новосибирского научного центра

Ректор СГУПСа Алексей Манаков также высказался за проект Юго-Западного транзита, который станет одним из самых значимых в программе развития транспортного каркаса Новосибирской агломерации. Он отметил, что в первую очередь надо строить участок в левобережье в сторону ул. Ватутина протяженностью 8,5 км. Такое поэтапное строительство обеспечит загрузку Бугринского моста и подходов к нему.

«Как дальнейшее развитие Бугринского моста Юго-Западный транзит необходим уже сегодня. Тем не менее, здесь придется строить поэтапно и привязываться к существующей улично-дорожной сети, поскольку объект слишком затратный. Сразу замахнуться на весь Юго-Западный транзит не получится», — предостерег Сергей Титков.

Обходы и мосты конфликтов

После продолжительного затишья в текущий дорожный сезон возобновились работы на 20-километровом участке первого этапа Восточного обхода Новосибирска. В ответе «Континенту Сибирь» на запрос в ФКУ «Сибуправтодор» отметили, что «с начала реализации проекта обхода (2013 год) выполнен объем работ на сумму 3 млрд 248 млн рублей. На 2018 год доведен объем до 750 млн рублей. Государственной программой «Развитие транспортной системы России» предусмотрено окончание финансирования объекта в 2021 году».

В свою очередь по словам Сергея Титкова, согласно расчетам, порядка двух третей транзитного трафика въезжает в Новосибирск с юга, с алтайского направления. «Поэтому Восточный обход — весьма важная составная часть транспортного каркаса, и о его скорейшей реализации необходимо вести речь. Проблема транзита через Академгородок может стать острой в течение нескольких лет».

Передвижка на четыре года (2021 г.) запуска первого этапа Восточного обхода Новосибирска несколько притупила и снизила актуальность общественно-значимого вопроса, который совсем недавно будоражил жителей новосибирского Академгородка и Нижней Ельцовки — пропуск транзитного транспорта через улично-дорожную сеть новосибирского научного центра.

«Восточный обход будет достроен, соответственно, зародится поток транзитного транспорта на автодорогу Академгородок–Кольцово, и тогда будет неизбежен коллапс. Дополнительная нагрузка на улично-дорожную сеть Академгородка и Нижней Ельцовки возникнет уже в 2021 году. Резкое ухудшение ситуации наступит по времени чуть позже, когда построят второй этап в сторону Северного обхода областного центра. Существующих выходов с автодороги Академгородок–Кольцово всего два. Первый — на улицы Иванова и Арбузова, где сегодня запрещено движение грузовиков. И второй — через Лесосечную и прокол через железнодорожную линию в Нижней Ельцовке», — отмечает руководитель общественной организации «АвтоМото ассоциация» Алексей Носов.

В Федеральном управлении автодорог понимают, что отсрочка строительства не сняла грядущую острую проблему, и к ее решению все равно придется вернуться.

В ответе, полученном редакцией, отмечается, что «ФКУ «Сибуправтодор» намерено направить в Федеральное дорожное агентство предложения по лимитам на 2019–2021 гг., включающие в себя подготовку территории, разработку рабочей документации и старт строительно-монтажных работ по III этапу Восточного обхода (км 34 — км 49), а также проведение проектно-изыскательских работ на IV этапе (км 49 — км 79)». Таким образом, очередность строительства Восточного обхода может быть изменена, и следующий этап будет строиться не в северном, а в южном направлении.

До 2030 года кольцо вокруг областного центра должно сомкнуться после достройки Юго-Западного транзита

Закон воспроизводства противоречий

После визита в феврале текущего года в Новосибирск президента РФ Владимира Путина активно начал обсуждаться проект «Академгородок 2.0», создающийся на базе Новосибирского Академгородка, поселка Краснообск и наукограда Кольцово. Сразу во весь рост встал вопрос развития дорожной инфраструктуры. В частности, очередной мостовой переход через Обь для связи правобережной и левобережной части Советского района и поселка Краснообск.

«Идея связи трех научных центров Новосибирска не нова, ей уже более 30 лет. Ранее этот проект называли «Наукополис», а сегодня вернулись к названию «Академгородок 2.0». В этом проекте логично выглядит новый Южный обход Новосибирска. И первым этапом могла бы стать связка от Восточного обхода до Бердского шоссе с развязкой в районе Нижней Ельцовки. Для реализации нужны не такие большие средства, порядка 2,5 млрд рублей. Южный транзит заложен во все градостроительные планы Новосибирска. И эта дорога так или иначе будет построена», — отмечает Алексей Носов.

Но так не считают местные жители из Советского района, которые 3 июня текущего года вышли на митинг протеста против планируемой транспортной схемы в Нижней Ельцовке. Как рассказала «КС» организатор мероприятия Оксана Бабенко, на митинг вышло около 100 жителей Нижней Ельцовки и Академгородка. Они выступают против данной транспортной схемы, включая и мостовой переход через Обь в Нижнеельцовском створе.

В свою очередь в министерстве транспорта и дорожного хозяйства НСО отметили «КС», что «строительство глубокого Южного обхода г. Новосибирска с мостом через реку Обь в районе ж/д станции Нижняя Ельцовка планируется в отдаленной перспективе, но не ранее 2030 года».

Редакция «КС» будет следить за развитием событий.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ