Авторский проект или тиражируемый бизнес?

Представьте, что ваша компания добилась успеха в рамках отдельно взятого магазина или населенного пункта и намерена расширяться дальше. Но удастся ли клонировать этот успех в новых условиях, соседнем областном центре или регионе? Раздумывая на этим, предприниматель начинает присматриваться к городам и весям, чтобы определить, какой рынок наиболее привлекателен. Однако стоит начинать не с рыночных возможностей, а с ответа на простой вопрос: насколько ваш бизнес тиражируем? Возможность повторить, клонировать однажды полученный результат — вот главное условие региональной экспансии.

Есть некоторые бизнесы, которые невозможно клонировать. Это уникальные, персоналозависимые предприятия, иногда связанные со сферой услуг, например, ресторанные компании. Сменишь шеф-повара — и кухня не та, ресторана не будет. В одежном бизнесе я видел много интересных проектов, которые на деле оказывались «авторской кухней», тиражировать их не удавалось. Причина в том, что изначально такой проект на 100%, начиная от дизайна, работы c покупателями и т. д. держится исключительно на основателе, идейном вдохновителе, который является душой, изюминкой, двигателем этого дела.

Если каждый город, магазин приходится рассматривать с нуля, как новый стартап, то ваши возможности региональной экспансии близки к нулю — один, в лучшем случае пара населенных пунктов. Успех тиражированию могут обеспечить только стандартизируемые бизнес-процессы. Поэтому не важно, в каких пределах вы решили развиваться, своего мегаполиса или федерального округа, первое, что стоит сделать — это стандартизировать все, от управленческих вопросов, процедуры принятия решений, до вопросов технологии, открытия магазина, проведения ремонта, выбора оборудования.

Некоторые выводы, которые вам откроются в процессе стандартизации, могут вас сильно удивить. Приведу пример из нашей практики. До сих пор, открывая магазины, мы стремились минимизировать все расходы, в том числе и на ремонт и оборудование. Нам казалось логичным заказывать торговое оборудование в этом же городе, где и новый магазин, ведь на месте дешевле. В результаты расходы на ТО действительно удалось снизить, но это…привело к размыванию фирменного стиля. Вывески, облик помещений магазинов в разных городах были похожи, но не более. Например, каждый производитель вывесок вносил свои коррективы по цвету, исходя из наличия тех или иных расходных материалов. Мы получили множество магазинов под одним названием, а не единую сеть.

На первый взгляд, цвет вывесок не столь существенен для покупателей, но отклонения от единого стандарта приводят к размыванию бренда. Так мы пришли к выводу, что для всего торгового оборудования, вывесок, полочек, ковриков нужен один производитель. Сейчас мы работаем с крупнейшим китайским производителем торгового оборудования — фабрикой Pinzhi, они сотрудничают с такими гигантами, как Bank of China и т. п.

Таким образом, стабильно развиваться в разных городах можно, только если привести все бизнес-процессы к единому знаменателю.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ