Парковочный тупик для новосибирского бизнеса

Предприниматели, чьи заведения находятся на центральных улицах Новосибирска, из-за отсутствия парковок работают с меньшей эффективностью, а их клиенты и партнеры сталкиваются с неудобствами. Существует ли решение проблемы?

Из плюсовых в убыточные

Собеседники «Континента Сибирь» в бизнес-сообществе отмечают, что выделение полосы для общественного транспорта на Красном проспекте, отсутствие парковочных карманов, а также платных парковок в центре Новосибирска для многих стало неприятным сюрпризом с негативными финансовыми последствиями. Так, соучредитель новосибирской ресторанной группы «Конквест» (рестораны Drovamuka, Аджикинежаль, Мятный карась, Rock City и др.) Олег Ионко отметил, что после того как убрали парковочные карманы, выручка в двух заведениях на Красном проспекте уменьшилась вдвое, и формат заведений пришлось менять.

«Мы вынуждены были это сделать. Потому что из плюсовых заведений они превратились в убыточные. Отсутствие карманов в первую очередь сказалось на кофейне, так как никто не хочет кружить полчаса по центру, чтобы попить кофе за 15 минут. Для ресторана же это стало менее критичным. Конечно, отсутствие парковочных мест — это плохо для любого ресторана. Аренду, как и раньше, мы платим в полном объеме, ставки сохранились. Но я знаю, что в целом аренда на Красном проспекте упала на 30%. Сейчас мы сами готовы делать парковки для своих клиентов. Если, конечно, речь идет о наземной, а не многоуровневой парковке», — уточняет Ионко.

Источник «Континента Сибирь» в предпринимательском сообществе отметил, что пострадали не только рестораны или кафе, доходы теряют и магазины. Потому что если раньше клиенты могли приехать и спокойно оставить машину возле торговой точки, то теперь они этого просто не могут сделать и предпочитают искать другие места, где смогут совершить покупку.

«Предприниматели очень сильно ощутили спад покупательской активности. При этом налоги меньше для них не стали, и аренду они платят постоянно и в полном объеме. Сейчас предприниматели готовы даже за свой счет обустраивать парковки: асфальтировать и ставить ограждения», — солидаризируется с Олегом Ионко собеседник «КС».

Парковки не решат проблем

Ограничение количества парковочных мест коснулось не всех с одинаковой остротой. Например, заведения компании UNIC GROUP («Лето-кафе», «Остерия Бергамо», клуб Milk) располагаются на улице Ядринцевской, и парковки с ограниченным количеством мест там есть. Однако, по словам руководителя отдела маркетинга и рекламы Оксаны Ильиной, проблема с отсутствием парковочного пространства, отвечающего запросам горожан, известна всем.

«К тому же не все оставляют машины на парковке. Кто-то вынужден парковаться на середине Красного проспекта, кто-то — через дорогу от нас. И если бы город каким-то образом повлиял на эту ситуацию и создал парковочные места, то мы только аплодировали бы этой инициативе», — согласилась Оксана Ильина.

Однако основатель новосибирского кафе «Эклер» Игорь Белокобыльский подчеркивает: создание парковок в центре, в том числе возле заведений и за счет средств предпринимателей, проблемы не решит.

«Проблема в том, что город забит. Например, для того чтобы заасфальтировать парковку, необходимо инвестировать деньги, а как будет отбиваться возврат этих денег — вопрос. Тем более что все, что можно заасфальтировать в центре, уже заасфальтировали. И мы не можем сделать так, чтобы парковками пользовались только наши клиенты, это незаконно. Эта проблема в Москве решена достаточно просто. Во-первых, все муниципальное пространство в центре платное. И второе — очень хорошо развита сеть общественного транспорта. Поэтому люди автомобиль используют для того, чтобы доехать до офиса и обратно. В рабочее время им выгоднее передвигаться на общественном транспорте и по времени, и по деньгам. В Новосибирске сделать все то же самое более чем реально», — считает владелец кафе «Эклер».

«Бизнес по остаточному принципу»

Председатель комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству совета депутатов Новосибирска Игорь Салов, комментируя ситуацию, отмечает, что хорошего выхода для предпринимателей в данном случае нет. По его словам, городу пришлось столкнуться с двойственной проблемой. С одной стороны — пробки и необходимость выделения полосы для общественного транспорта в центре. С другой — предприниматели, теряющие в доходах. Хотя каждый из них ежемесячно отчисляет налоги в городской бюджет. И часть этих денег из казны муниципалитета затем идет на обслуживание общественного транспорта.

«Любой руководитель города, тем более такого большого, как Новосибирск, в момент своего избрания обязан выходить к людям с определенной программой и объяснять, что является приоритетом. Это создание условий для развития предпринимательства, увеличение доходной части бюджета и создание комфортной среды? Или у нас предприниматели по остаточному принципу рассматриваются? Но в таком случае городской глава должен объяснить, где мы будем брать средства для того, чтобы решать проблемы общественного транспорта», — считает  Игорь Салов.

И хотя он согласился с тем, что выделение транспортной линии стало эффективным решением, предприниматели остались в центре Новосибирска с новыми проблемами. По словам депутата, никого не интересует, что они потеряли в доходах. Но ведь это в свою очередь повлияло на количество и качество рабочих мест.

«Ведь там уменьшились зарплаты. Одно зависит от другого. Вопрос в другом: где обещанное платное парковочное пространство? Речь идет не только о необходимости взимать плату за парковку в центральной части города. Это повлечет за собой наведение порядка в движении и решение проблем пробок. И хотя во главу угла ставится наведение порядка на дорогах, а не получение денег с автомобилистов, я обращаю ваше внимание на то, что при таком решении бюджет города будет получать порядка 500 млн рублей в год», — заметил Игорь Салов.

Парковки за счет парковок

На вопрос о платных парковках ответил заместитель мэра Новосибирска Данияр Сафиулин на сессии горсовета 20 июня. Он рассказал депутатам о дальнейших планах по развитию проекта. Заместитель мэра сообщил, что в приоритетах как раз развитие общественного транспорта, выделение полос движения для него, строительство транспортных пересадочных узлов и платных парковок. Заместитель мэра подчеркнул, что в центре города сейчас самый большой дефицит парковочных мест. В общем по городу он составляет порядка 30–50%, но в то же время многоуровневые парковки заполняются лишь на 50–70%.

По информации, которую предоставил депутатам Данияр Сафиулин, платное парковочное пространство в городе будут строить в три этапа. На первом и втором этапах, в течение 2018 и 2019 годов построят не менее девяти платных парковок в центре города, в том числе и на Красном проспекте. Однако и это не станет панацеей для перегруженности центра автомобилями. Для этого нужна реализация третьего этапа — создание многоуровневых парковок и пересадочных платформ в разных точках города. Однако реализация этих планов может затянуться до 2025 года.

По словам Данияра Сафиулина, подобные проекты реализовали в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Краснодаре. Но в подавляющем большинстве случаев эти проекты финансировались из бюджета. В Новосибирске платное парковочное пространство планируют строить за счет дохода от уже работающих платных парковок. Денег в городской казне на наведение порядка на дорогах нет. Об этом сообщил «Континенту Сибирь» мэр Новосибирска Анатолий Локоть в ходе пресс-конференции 21 июня.

«Сейчас в городе есть две платные парковки, которые находятся на площади Гарина-Михайловского, и они работают. Мы и дальше собираемся их строить, прежде всего на Красном проспекте. У нас есть места, уже все готово. В этом году будет ряд парковок, в том числе и перед Центральным рынком. Сегодня со стороны улицы Гоголя там полное безобразие. Я подчеркиваю, мы не привлекаем ни бюджетные средства, ни частного инвестора. Мы думаем, что это будет реализовано за счет поступления средств от платных парковок», — объяснил мэр.

При этом, по словам главы города, предпринимателям, чьи доходы упали из-за ликвидации парковочных карманов в центре, нужно работать и при необходимости менять форматы бизнеса. Анатолий Локоть посоветовал им воспользоваться опытом других городов Российской Федерации.

«Работать. Пользоваться опытом Российской Федерации. В Москве по улице Горького нет никаких парковок. Мы либо решаем вопросы с пробками, либо оставляем все как есть. Мы выбрали решение проблем с пробками. Поэтому им (бизнесу. — «КС») надо менять формат, искать другие способы работы. И размещать парковочные пространства в другом месте», — посоветовал мэр.

Но где именно должен разместить парковку владелец магазина на Красном проспекте, неясно. Изменить формат заведений в сторону демократизации можно, но что останется в таком случае от облика Красного проспекта как главной улицы города? Есть еще один вариант — сделать улицы центра Новосибирска и Красный проспект в частности настолько чистыми и аккуратными, чтобы посетители бутиков и офисов были готовы к пешеходным прогулкам по ним. Пока у мэрии нет особого желания привести главную городскую магистраль в соответствие со статусом такой улицы, вопрос пущен на самотек. Предпринимателям придется полагаться на собственные силы и выдумку в меру своих финансовых возможностей.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ